Что за прелесть эти сказки!
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Пукемова Надежда Никоноровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 «Чебурашка» г.Омутнинска Кировской области

 «Что за прелесть эти сказки!»

методическая разработка

Выполнила:

Пукемова Надежда Никоноровна,

воспитатель

2013

Пояснительная записка

«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

А.С.Пушкин

        Сказка - это средство, которое  способно влиять на человеческие эмоции и чувства, учить ребенка правде, добру, справедливости. Сказка притягивает своей выразительностью,  необычным, ярким содержанием, внутренним смыслом, будит воображение, фантазию. Она является неиссякаемым источником для развития детей дошкольного возраста.

        Наша цель заключается в том, чтобы приобщить детей к сказкам, представляющим историю вятской народной культуры.

Новое направление в работе – краеведческое, воспитание у детей интереса к истории, фольклору, природе, людям родного края.  

Дети должны знать и любить родной край.  Наследование   культурных ценностей родного края, всего, что создано народом, это путь воспитания любви к Отечеству.

Вместе с тем, мы недостаточно внимания уделяем фольклору вятского края, у нас недостаточно литературы,  не знаем вятских сказок.

Обращение к фольклору не случайно, т.к. в нашем дошкольном образовательном учреждении проводится работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Театрализованное представление привлекает детей, мотивирует к познанию и действию, дает заряд положительных эмоций.

Театрализованное представление построено на одной из вятских сказок - сказке "Глинышек", отражающей жизнь и быт простого народа. Главный герой - маленький мальчик, обладающий лучшими человеческими качествами: добротой, трудолюбием, находчивостью, смелостью. Играя в сказку, мы знакомим детей с бытом простого народа, с нравственными понятиями. Главный герой для детей образец для подражания.        

Данную сказку мы нашли в интернете в разных вариантах, решили  обыграть сказку, включить в нее различные подвижные игры, авторские загадки и частушки. Сказку мы рассказываем детям не до конца, давая возможность придумать  варианты приключений, которые могли бы произойти с Глинышком. Таким образом, мы хотим мотивировать детей на проявление фантазии и литературного творчества. Возможно лучший вариант сказки, предложенный детьми, осуществить в драматизации.

Образовательные задачи: 

  • Пополнить литературный багаж детей новой вятской сказкой «Глинышек»;
  • Совершенствовать художественно исполнительские навыки детей в драматизации, при исполнении песни.
  • Закрепить умение считать до 10.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к вятскому фольклору.
  • Развивать физические качества в подвижных играх (быстроту, ловкость, выносливость,  координацию движений).
  • Развивать воображение, литературное творчество.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей отзывчивость, внимательное доброе отношение к герою сказки.

В выборе методов работы мы остановились на классификации Бабанского Ю.К.

Первая группа методов - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. 

  • Использование загадок о предметах быта (с  презентацией).
  • Пение с музыкальным сопровождением.
  • Использование атрибутов в играх.
  • Словарная работа – объяснение непонятных слов.

Ко второй группе  методов относятся методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

  • Игровая ситуация (в гости к сказке).
  • Драматизация сказки.
  • Просмотр слайдов на экране (усиливает впечатление при знакомстве со сказками).
  • Эстафета, подвижная игра.
  • Сюрпризный момент (угощение от Бабы Яги).

Третья группа методов – методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

К третьей группе относятся рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений («Расскажите, как вы себя чувствовали? Было ли вам интересно?)

Необходимые условия для проведения театрализованного представления:

  1. Формирование у дошкольников знаний о сказках, в том числе сказках родного края.
  2. Предварительная индивидуальная работа с детьми и педагогами по драматизации сказки.
  3. Подготовка необходимых костюмов и оборудования (компьютер, экран,  презентация).

Трудоемкость применения методической разработки заключается в том, что необходима предварительная работа с педагогами и детьми по драматизации сказки.

Структура театрализованного представления:

Структура

Содержание

I часть: постановка проблемной задачи

II часть: процесс совместной деятельности детей и взрослых

III часть: результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка

  • Проблемная ситуация – определить по находящимся предметам, кто живет в комнате. Цель: заинтересовать детей, развивать внимание, сообразительность.
  • Дидактическая  игра «Отгадай загадку и назови предметы быта». Цель:  закрепить знания предметов народного быта (с презентацией).
  • Музыкально-ритмические движения на музыку «Про Красную Шапочку». Цель: снять эмоциональное напряжение, сплотить детей.

  • Драматизация сказки. Цель: мотивировать детей к деятельности.
  •  Словарная работа - челнок. Цель: обогащать словарь детей.
  •  Аттракцион «Принеси тарелочки!»   Цель: развивать быстроту, ловкость в игре.
  • Сосчитай «тарелочки». Цель: закреплять умение пересчитывать предметы – «тарелочки» в пределах 10.
  • Подвижные игры  «Рыбаки и рыбки»,  "Баба Яга".  Цель: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
  • Задание детям придумать окончание сказки. Цель: развивать воображение, литературное творчество.
  • Сюрпризный момент – угощение детей. Цель: порадовать детей.

Рефлексия – передача своего эмоционального состояния от участия в представлении. 

Цель: подведение итогов, оценка детьми. 

Понравилось ли вам игра в сказку? Как вы себя чувствовали? Понравился ли вам главный герой сказки – Глинышек?

Длительность театрализованного представления соответствует  возрасту детей и определена СанПиН.

         

        При проведении театрализованного представления  учитываем самочувствие детей, их эмоциональное и физическое состояние. Обеспечиваем эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку,  демонстрируем только положительное отношение к детям. Обращаем внимание на взаимоотношения детей друг с другом, в  играх стараемся воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения, положительный эмоциональный настрой к себе и к окружающим.

        Организуя театрализованное представление, учитываем следующие принципы:

  1. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  2. учет интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Социализация».

Ожидаемые результаты:

  • развитие интереса у детей дошкольного возраста к сказкам Вятского края.
  • Развитие воображения, литературного творчества.
  • Положительные взаимоотношения между детьми в группе.

Театрализованное представление  «В гостях у вятской сказки»,  старший дошкольный возраст.

Образовательные задачи: 

  • Пополнить литературный багаж детей новой вятской сказкой «Глинышек»;
  • Совершенствовать художественно исполнительские навыки детей в драматизации, при исполнении песни.
  • Закрепить умение считать до 10.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к фольклору.
  • Развивать физические качества в подвижных играх (быстроту, ловкость, выносливость,  координацию движений)
  • Развивать воображение, литературное творчество.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей отзывчивость, внимательное доброе отношение к герою сказки и друг к другу.

Оборудование:  стол, печка, самовар, презентация с предметами быта, песня про Красную Шапочку, костюмы для дедушки, бабушки и Глинышка, тарелочки для аттракциона.

Ход:

/В зале стоит стол, на столе самовар, на стене

фотография дедушки и бабушки/

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

                              Не стесняйтесь, заходите,

                              Все вокруг вы рассмотрите,

                              Да скажи, честной народ,

                              Кто же в комнате живет?

Ответы детей.

Воспитатель:  Как узнали, объясните,

                               Да предметы назовите.

Игра «Узнай и назови предмет»

/Игра с использованием презентации предметов народного быта. Отгадав загадку,   дети видят на экране изображение предмета/

На столе стоит пузатый,

Отгадайте что,  ребята?  (Самовар)

В каждом доме он был,

И наряды хранил.

Ну, скажи скорее друг,

Как зовется он? (Сундук)

Продукты хранили,

Из глины лепили:

И большие,  и с вершок,

Ну,  конечно же…(горшок)

За работою сижу,

Нитку длинную тяну.

Рукам бывает жарко,

Когда сижу за…(прялкой)

Воспитатель: Ребята, куда-то мы с вами попали, в какую-то сказку, что это за сказка? Хотите узнать? Это можно  сделать, если отправимся в гости к сказке.  

(Дети встают в круг и под музыку на мотив песни про Красную Шапочку, подскоками двигаются по кругу)

Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке,

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в сказочку прийти.

               А-а, в сказке волшебной голубые небеса,         Дети останавливаются

                  А-а, в сказке волшебной происходят чудеса,  Кружатся

                  А-а, колобок и косолапый,                          Покачиваются вправо и влево

                  А-а, Айболит и Змей крылатый,

                  А-а, и сердитая Яга,                                     Кружатся подскоками

                   А-а, и сердитая Яга!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Сказка просится сюда,

                             Приоткрыть ей дверку?

Дети: Да!

Воспитатель: Жили-были дед,  да баба.

(Под музыку заходят дед и баба, садятся за стол,  пьют чай.)

Воспитатель:   Однажды сидели они повечеру за самоваром, печалились да кручинились, что детей у них нет.

Старуха:  А давай, старик, слепим себе мальчика из глины, и будет у нас как будто бы сыночек!

Старик: Возьмем  по лопате, и пойдем глину копать туда, где  старинные    дедовы ямы-копанцы были. Там глина живая!

(Старик и старуха уходят за глиной и возвращаются с корчагой)

(Старик и старуха сидят за столом, лепят мальчика из глины)

Старуха:  Накопали мы с тобой дед глины, полную корчагу, а сейчас будем ее мять, да сыночка лепить. Сначала сделаем ножки, потом ручки, головку, глазки, носик, ротик, ушки.

Старик:  Сделали глиняного мальчика, не отличишь от настоящего, завернем  в тряпочку и положим на печку сушиться.

Старуха: А я пока блинов напеку.

Воспитатель: Давайте, ребята,  поможем бабушке, принесем тарелочки для блинов.

(Аттракцион «Принеси тарелочки!» Две команды строятся друг за другом, переносят "тарелочки", кто быстрее.  Считают,  сколько тарелочек принесли)

Воспитатель: Целую гору напекла бабушка блинов,  да и стали они с дедом блины делить.

Старуха:  Тебе блин - мне блин, тебе блин - мне блин...

Глинышек (ребенок):  А мне блин!

Старик: Чу! Это ты, старая сказала: «Мне блин?»

Старуха: Не я.

Воспитатель:  Смотрят, а на печи мальчик сидит, ножками болтает и во весь рот смеется.

Старуха: Ты кто таков?

Глинышек: Так я сыночек ваш, Глинышек, аль меня не признали? Я есть хочу, сроду ничего не ел, давайте мне блинов скорее!

/Садится за стол и ест «блины»/

Ну вот, поел, а сытому и спеть можно!

Я мальчишка удалой

Всех порадую игрой,    (подыгрывает  на ложках)

Навострите ушки,

Пропою частушки.

У меня румяны щечки

Запылали краской,

Бабка с дедом замесили

На любви и ласке.

На рыбалку я ходил,

Щуку в озере ловил.

Я мальчишечка не прост,

Щуку выловил за хвост!

Хорошо пою частушки,

Топают сапожки,

А вы дети не сидите,

Хлопайте в ладошки.

Глинышек:  Мне бы, батюшка, челнок да вёсельцы. Я буду на речке рыбу ловить, а матушка пусть на базаре продает. Вот и заживем тогда справно!

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что такое челнок? Правильно – это лодка. Утром батюшка проводил Глинышка к речке, посадил мальчика в челнок, взмахнул Глинышек весельцами, да и уплыл подальше от бережка, где рыбки больше водится.

Много ли наловил рыбки Глинышек, мы узнаем,  поиграв в игру

 «Рыбаки и рыбки».

/Дети делятся на "рыбаков" и "рыбок". "Рыбаки" берутся за руки и образуют круг - "сети", рыбки в кругу. Рыбаки поднимают руки вверх и произносят слова:

Рыбки плавают в водице,

Рыбкам весело играть,

Рыбки, рыбки озарницы,

В сети вас хотим поймать!

"Рыбки" "плавают"  в кругу и за кругом, на слово "поймать" "рыбаки" опускают руки вниз. Не успевшие "уплыть" рыбки, считаются пойманными. Дети считают, сколько "рыбок" поймали./

Воспитатель:  В полдень пришла матушка с обедом, да и кличет сыночка:

Старуха:  Глинышек, Глинышек! К бережку, к бережку! Твоя матушка пришла, тебе обед принесла!

Воспитатель:  Глинышек передал  матери рыбу, да и опять уплыл до вечера. Стали они жить-поживать, добра наживать,  да только прознала про их счастье Баба Яга, позавидовала.

/Под музыку появляется Баба Яга/

Баба Яга:    Уродился Глинышек на беду,

                       Изведу я Глинышка, изведу!

                       Будут бабка с дедкою слезы лить,

                       Ой, не жить им в радости, ой, не жить!

 Глинышек, Глинышек! К бережку, к бережку! Твоя мать пришла, тебе обед принесла!

Глинышек:  Это не матушкин голосок! Моя матушка тоненьким да ласковым голоском меня кличет. А это Ты, Яга - Костяная Нога! Не подплыву к тебе!

 Баба Яга: Пойду к кузнецу. Кузнец, кузнец! Скуй мне тоненький голосок, как у Глинышкиной матери. А не то я тебя съем!

 Воспитатель:   Испугался кузнец и сковал Яге тоненький голосок. Покостыляла она скорей к бережку, спряталась за ракитовым кустом и давай звать Глинышка  тоненьким, как у матушки голосом:

Глинышек: Вот это голос моей матушки!

Воспитатель:   Вышел он на бережок. Баба Яга схватила Глинышка, да и потащила его в лес дремучий в избушку на курьих ножках.

Глинышек: Помогите, помогите!

Воспитатель: Только никто его и не услышал. Истопила печь Баба Яга жарко-прежарко, хочет Глинышка изжарить на ужин да съесть.

Баба Яга: Садись, Глинышек,  на лопату! Я сейчас вкусно поужинаю!

Глинышек: (садится на лопату) Вот так: одну ногу в пол, другую в потолок!

  Баба Яга: Да что же это ты, какой бестолковый, не умеешь на лопате сидеть!

Глинышек: А ты покажи, коли я не умею.

  Воспитатель:   Уселась Яга на лопату, а Глинышек, не будь дурак, взял да и швырк лопату  в печь и заслонку закрыл крепко-накрепко.

Баба Яга:  Пожалей, меня, Глинышек, не губи, а я тебя играть в новую игру научу.

Глинышек: Ребята, поиграем с Бабой Ягой?!

Баба Яга: В круг вставайте, игру начинайте!

Воспитатель: Сыграем в игру  "Баба Яга".

/Подвижная игра "Баба Яга". Баба Яга встает в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят слова/

 Бабка-Ежка, костяная ножка,

 В лес ходила, дрова носила,

 Печку топила, кашу варила,

 А потом и нас ловила.

/Дети убегают, а баба Яга их ловит, прыгая на одной ноге.

Игра повторяется три раза/

Баба Яга:  Ох, ребята, молодцы,

                     Хитрецы и удальцы!

                    Сколько не старалась,

                    Без еды осталась!

Глинышек: Ребята, отпустим Бабу Ягу? Пусть идет к себе в лес, да больше не проказничает.

Баба Яга:  Ой, спасибо, детки,

                    Вот вам по конфетке!

                 /Раздает конфеты, а они не настоящие, а из глины/

Глинышек: Бабушка Яга, ты ничего не перепутала?

Баба Яга: Ой, извините, простите, клад с конфетами найдите! А мне пора! (Баба Яга уходит, а дети ищут клад/

Глинышек:   Угощайся, детвора,

                      Да и мне домой пора.

                      Сказка не кончается,

                      Сказка продолжается,

                       Как приду я к вам опять,

                       Станем сказку продолжать.

                       Сочините книжку,

                       Про Глинышка-мальчишку!

       Воспитатель: Дети, понравилась ли вам сказка про Глинышка? Как вы себя чувствовали, когда играли в сказку? Понравился ли вам главный герой сказки Глинышек?    Хотели бы вы еще поиграть в сказку.         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...

Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...

Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)

Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...

Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...