Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"
проект (старшая группа) по теме

Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое недоразвитие, способствовала развитию психических  процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.о. Лосино-Петровский

МБДОУ

ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОСТОК»

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Воспитание культуры речи у дошкольников

с использованием речевых игр».

Составитель: воспитатель

Валуева Г.А.

2011- 2012 уч. год

План – оглавление

План – оглавление………………………………………………стр. 1

  1. Введение……………………………………………….…..стр. 2
  1. Актуальность ……………………………………….стр. 3  
  2. Участники проекта…………………………………..стр. 3
  3. Цель…………………………………………………..стр. 3  
  4. Задачи ………………………………………………..стр. 3
  5. Ожидаемые результаты...…………………………...стр. 5
  6. Структура проекта …………………………………..стр. 5
  7. Этапы реализации проекта…………………………..стр. 5                                                                

  1. Основная часть
  1. Содержание проекта………………………………….стр. 6
  2. План работы в старшей группе по развитию культуры речи  …………………………………………..……….стр. 7  
  3. Предварительные результаты апробации проекта….стр. 8    
  4. Диагностическая карта…...…………………………..стр. 9
  5. Диагностика уровня межличностных отношений детей старшей группы…………………………………………. 10
  1. Заключение  ………………………………………….....…стр. 11
  2. Список литературы………………….…………………….стр. 12              

                                                                                                                  1

Введение.

Культура речи – это владение языковой нормой устного и письменного языка, умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Дети учатся пользоваться языковой нормой через игру.

И технология, и отношения, и развитие личности – всё в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой,

игра  снимает усталость, создаёт обстановку раскованности и защищённости, утверждает демократизм

общения, ведёт к свободе и дисциплине.

                         Ю.П. Азаров Радость учиться и учить

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

        Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-воспитательную работу с детьми с ОНР и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций помогает игра. Играя, ребёнок легко преодолевает трудности умственной работы и дольше не замечает усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

        Любая игра, с помощью которой логопед или воспитатель развивает лексико-грамматическую сторону речи детей, диалогическую, объяснительную и доказательную речь, автоматизирует правильное звукопроизношение, готовит к звукослоговому анализу и т.д., может называться речевой.

        Речевая игра используется для развития коммуникативных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразования, для формирования связного высказывания и т.д.

К речевым играм следует отнести: оригинальные авторские игры; подвижные игры с речевым сопровождением; русские народные игры, национальные игры других народов; игры хороводные, дидактические, шуточные словесные, настольно-печатные, игры в слова, звуки и буквы; игры-драматизации, игры-потешки, с пальчиками; диалоги как речевые сценки, разыгрываемые детьми и др.

                                                                                                                  2                                                

АКТУАЛЬНОСТЬ темы:

Руководя  детской  игрой  воспитатели старшей группы:

- формируют чувство принадлежности к группе,

- развивают творческие способности и воображение в процессе игры

- воспитывают доброжелательность,

- стремление к взаимопомощи,

- совестливость, организованность, инициативу.

Кроме того, проведение речевых  игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

ПРОЕКТ долгосрочный (сентябрь 2011 – май 2012 г.) групповой,   речевой, эмоциональный.

УЧАСТНИКИ  проекта:

- дети старшей группы № 1 «Солнышко»,

- педагоги данной группы (воспитатели, логопед,  музыкальный руководитель),

- родители воспитанников.

Цель:

Воспитание культуры речи у дошкольников  с помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое недоразвитие, способствовала развитию психических процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей.

Задачи:

создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста через  игровую деятельность;

создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через игровую деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы;

организовать длительное воздействие ребенка с элементами игровой деятельности и методами развития речи;

использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через игровую деятельность;

                                                                                                                                   3

углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.

Ожидаемые результаты:

повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

позитивное взаимодействие детей в коллективе;

правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;

целостное воздействие на речевую систему;

речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые сложности.

Структура проекта

1 этап ПОИСКОВЫЙ

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.

4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Этапы реализации проекта.

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

1. Широкое использование специальной учебной и детской литературы;

совместная творческая деятельность специалистов, родителей и детей;

регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания у ребенка культуры речи.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год.

3. Взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).

4. Работа кружка «Народное творчество»

5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.

6. Создание игровых зон.

                                                                                                                                   4            

7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.

Содержание проекта

        Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребёнка, его язык. «Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь».

         В игровых текстах часто встречаются незнакомые детям слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры.

        Во всех речевых играх педагог даёт речевой образец, а дети ему подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями,  влечениями, неподдельным интересом, разнообразными переживаниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умения прислушиваться к речи окружающих, тонко реагировать на оттенки звучания слов, заимствовать способы словосочетания и словообразования.

Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных частей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной конструкции.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире.

В нашем детском саду ведётся работа по выполнению задач:

коррекционно – развивающих, воспитательных;                                                 5

создание театрально – развивающей среды, в групповых помещениях и на окружающей территории детского сада;

создание условий для практической деятельности детей;

подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов,

расширить базу игр, развивающих речевые функции;

использование межпредметных связей;

привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.

В планировании на учебный год мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала.  

                                                                                                                                   6

План работы в старшей группе по развитию  культуры речи.

Развитие словаря:

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;

обеспечить переход от накопленных представлений из пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;

сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.

Развитие связной речи и речевого общения:

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

 Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;

Формировать умение “оречетвлять” игровую ситуацию;

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;

Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

Развитие мелкой моторики

Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.

 Игровая деятельность:

обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;

совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;

развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;

развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;

совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;

воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

7

Предварительные результаты апробации проекта показывают, что проводимая коррекционно – развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволила проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.

Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию.

В группе есть театральный уголок.  Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного, теневого театров, а так же смастерили тряпичных кукол. Ребята очень любят такую работу. Старшие дошкольники реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам. Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке). Итоги работы проводятся во время утренников, праздников и т. д.

 Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.

Через игру можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствования.

                                                                                                                                   8

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

УРОВНЯ  ЗНАНИЙ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в начале и после работы над проектом

Группа:__________ № 1                             _____2011-2012 _____ учебный год

Фамилия,

 имя ребёнка

      Должен знать

Должен уметь

Правила

и текст игры

Игровые действия

Основные способы разрешения межличн. конфликтов

Использо

вать речевые навыки

Поддерж

дружеск.

взаимоотн

Считаться с интерес.

товарищ

Согласо

вывать действия

1.

Артемьев Егор

2.

Герасимова Влада

3.

Кабанова Кира

4.

Кашперов Иван

5.

Кокорин Иван

6.

Корнева Маша

7.

Максимова Варя

8.

Парфёнова Арина

9.

Перестяк Саша

10.

Подолёнкова Лиза

11.

Пшённов Савелий

12.

Рослов Саша

13.

Сельхова Ульяна

14.

Тарабрин Кирилл

15.

Трошина Вика

16.

Цедилин Максим

17.

Титкова Вероника

18.

Деревянная Катя

Условные обозначения:

начало года                                                                                    конец года

О (зелёный) – знает и выполняет –  6%                                        - 22%

О (синий) – знает, но не выполняет – 52%                                   - 64%

О (красный) – не знает – 42%                                                         - 14%

9

Заключение

Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.

Речевое развитие дошкольников эффективнее если:

на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр,

созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;

имеет место постановка проблемной ситуации;

развито чувство взаимоуважения;

ребенка окружают яркие игрушки, содержательная атрибутика;

родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывают помощь педагогам.

       

                                                                                                                        11

Список литературы:

  1. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

  1. С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет»

  1. А. К. Бондаренко «Воспитание детей в игре»

  1. Ю.В. Гурин «Игры для детей от 3 до 7 лет лет»

  1. И.А. Пазухина «Давай познакомимся!  «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»

  1. Л.С. Сековец «Коррекция нарушений речи у дошкольников»

                                                                                                                12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ"

Проект разработан для детей старшего возраста, педагогов и родителей....

«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».

Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста   средствами малых форм фольклора»....

Развитие звуковой культуры речи дошкольников через использование речевых игр

Работа с использованием разнохарактерных игр, наглядности, при речевой активности ребенка на занятии, будет способствовать восприятию речи и фонетическому ее оформлению....

Использование фольклора в формировании культуры речи современных дошкольников.

Материал рассказывает о влиянии фольклора в развитии речи детей....

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....