Из опыта работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы."
статья (старшая группа) по теме

из опыта работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольног возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

« Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,                                                                                                                                                                                                                                           приобретают способность сами ставить вопросы                                                                              и получать на них ответы, оказываясь                                                                                                                                                         на более высоком умственном и нравственном                                                                                  уровне в сравнении с теми, кто такой школы                                                                                           не прошёл»

К.Е.Тимирязев

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью..

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Р.Эмерсон),вот поэтому  я выбрала тему моей работы  :

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Цель моей работы:
Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами неживой природы.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, а также электричество);
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
  1. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  2. Развитие у детей познавательных способностей:
  3. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  4. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Актуальность

 На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

                    Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

 На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Перспективность

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Начало моей работы

Первоначально свою работу по теме я начала со старшей группой. Свою работу  я начала с мониторинга. Провела диагностику, используя  методику   Прохоровой  Л.Н. «Выбор деятельности».

Разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста, создала уголок экспериментирования, распределила  подборку практического материала по разделу «неживая природа» по  блокам, с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования.  Это позволяет мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

Уголок экспериментирования постепенно пополняю все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Составила картотеку детских опытов с объектами «неживой  природы» по блокам:

  •  «Свойства воды»;
  • «Воздух – невидимка»;
  • «Огонь»;
  • «Откуда приходят звуки?»;
  • «Чудеса под ногами»;
  • «Волшебство магнита»
  • «Кто в доме природы живет?»     

Эксперименты с детьми старшего возраста

Работа по экспериментированию проводилась еженедельно.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет,» и другие.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

 Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх  «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

  В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с объектами «неживой природы» дети старшего возраста перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать отвечать на вопросы, делать выводы.

 Считаю, что цель экспериментального обучения может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Проект: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы"

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания са...

Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)

Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видо...