Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками
статья на тему

Жукова Наталья Александровна

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_rmo_zhukovoy_n._a.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения  у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками

Автор: воспитатель второй квалификационной категории

Жукова Наталия Александровна, МБДОУ «Детский сад № 11»

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Виды воображения

Воображение может быть 4 основных видов:

1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;

2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;

4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.


 Особенности творческого воображения у детей

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка.  Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь и  сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК

В нашем детском саду  работа с народными и авторскими сказками  проводится с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий организуются  разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Очень важно  после чтения сказки обсуждать с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Поэтому к каждой сказке мы предлагаем вопросы, игры и творческие задания, которые развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой, которые используем в работе с детьми, начиная со второй  младшей группы.

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского («Заюшкина избушка», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Например, изображая «Радость» звучит пьеса «Новая кукла» («Теремок», «Репка»).

Проблемные ситуации.

 1.Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

2. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания.

  3. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Почему печка, речка, яблонька помогали Машеньке скрыться от гусей-лебедей? («Гуси-лебеди»).

4. Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка" во второй младшей группе: рассказать знакомую сказку по кругу, разыграть сказку. Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

В средней группе можно дать задание : придумать свою сказку "Морковка" (по аналогии): оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации), изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага), разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания. Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке.

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку.

В работе с детьми 4-5 лет  мы также используем следующие методы для развития творческого воображения:

«Заканчиваем сказку» - суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

 «Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

 «Сказка с помощью картинок» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

 «Инсценируем сказку» - суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик по работе над сказками, которые позволяют развивать творческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 4-5-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно. Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

Сообщение "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности по лепке"

Цель: познакомить педагогов с приёмами  и методикой лепки из солёного теста; с рецептами приготовления солёного теста;  разъяснить значение развития мелкой моторики пальцев рук и умственным ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок. Автор делится личным опытом работы в данном направлении и о...

« ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»

Статья « ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...