Занятие с элементами тренинга для подростков "Давайте станем чуточку лучше"
план-конспект занятия по теме

Съедина Татьяна Николаевна

Знакомить воспитанников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем, развивать у воспитанников уважение к другим и самоуважение, научить преодолевать внутреннее беспокойство, поддерживать друг друга, доверять и доверяться. Учить преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района , Белгородской области

 

   Занятие с элементами тренинга для подростков

"Давайте станем чуточку лучше"

                                                         Подготовила

                                                                       социальный педагог

                                                                       Съедина Татьяна Николаевна

Ивня, 2013г.

Человек тогда человек, когда он со всеми вместе.

(Ж. Амаду)

Цель: познакомить воспитанников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем.

Задачи: развивать у воспитанников уважение к другим и самоуважение, научить преодолевать внутреннее беспокойство, поддерживать друг друга, доверять и доверяться. Учить преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в жизни.

Ход занятия: 

 Ваш жизненный опыт еще мал и вы не знаете как нужно себя вести в той или иной ситуации, как поступать, чтобы не было конфликтов. И поэтому мне хотелось бы поговорить с вами об общении. Но прежде всего, давайте выясним, конфликтная ли вы личность.

Предлагаю вам ответь на вопросы анкеты.

1. В группе дети начали громко спорить. Что будете делать вы?

      а. не принимаю участия;

      б. высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

      в. активно вмешиваюсь и беру инициативу в свои руки.

2.  Часто ли вы критикуете взрослых?

      а. нет;

      б. только если имею для этого веские основания;

      в. критикую всегда и по любому поводу.

3.  Как часто вы спорите с друзьями?

      а. только в шутку и то если человек не обидчивый;

      б. лишь по принципиальным вопросам;

      в. обожаю спорить.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

      а. возмущаюсь в душе, но молчу;

      б. Обязательно сделаю замечание – надо же научить  хорошему тону;

      в. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5.  Если на обед подали несоленый суп. Ваши действия.

      а. из-за пустяка не буду поднимать бучу;

      б. молча возьму солонку;

      в. не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Вам наступили на ногу…

      а. с возмущением посмотрю на обидчика;

      б. сделаю замечание;

      в. выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

      а. промолчу;

      б. ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

      в. выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, проиграли в игру или лотерею. Как вы к этому отнесетесь?

       а. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом;

       б. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

       в. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: а– 4 очка, б – 2 очка, в– 0 очков. Идет подсчет баллов.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г. Конечно, каждому хочется стать чуточку лучше. Знаете есть много возможностей научиться жить не конфликтуя. Например, один из способов - умение делать комплименты.

Давайте поучимся одаривать  друг друга приятными словами.

Вызываются 2 человека. Встают друг напротив друга, говорят комплименты. Остальные участники  внимательно слушают, кто больше и красивее говорит комплименты. Социальный педагог благодарит ребят, используя  также комплименты.

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г .Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Главное уметь вести диалог,  не отходя от основной темы.

Итак, следующий конкурс называется “Культурная беседа”. Участвуют

два человека. На бумаге письменно каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, мне интересно узнать, какую книгу прочитал мой собеседник, и какое мнение у него сложилось о прочитанном.

Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога – 4 мин).

Пока ребята готовятся, социальный педагог с обучающимися проводит физкульт-минутку:

1.Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

3. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, вверх; 2 опустить; 3 — поднять левую ногу, 4 — опустить. Повторить 4–5 раз.

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г. Культурный человек в речи, должн обязательно использовать слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

Предлагаю поиграть в “Речевой этикет”.

Для игры нужно два воспитанника.

1. Какие слова приветствия вы знаете. (Здравствуйте! Приветствую вас! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!   Привет! Салют!)

2. Как бы вы высказали просьбу. (  Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста… Вы можете мне сказать?..Разрешите попросить вас…Будьте добры!Не могли бы вы?.. Будьте так любезны… )

3. С каких слов лучше всего начать знакомство? ( Как тебя зовут? Позвольте познакомиться. Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Вы знакомы?)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? ( Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)

5. Какие слова можно использовать для  утешения и ободрения ? (Успокойтесь… Не огорчайтесь…Все будет хорошо…Нет повода для беспокойства…Нет ничего плохого в том, что… )

6. Назовите  слова благодарности ? ( Спасибо. Благодарю вас… Примите мою благодарность. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… )

7. Какие слова вы говорите при растовании, прощании? (Всего хорошего! До завтра! До свидания! Надеюсь увидеть вас еще! Доброго пути! Приятно было познакомиться! Всегда рады вас видеть! ) Проверим результаты по плакату.

 Плакат «Речевой этикет».

Приветствие (здравствуйте, привет, салют, доброе утро).

Просьбы (вы не могли бы…, пожалуйста, будьте так добры…), знакомства (разрешите познакомиться, давайте познакомимся, можно с вами познакомиться и т. д.).

Извинения (приношу вам свои извинения, позвольте извиниться, мои глубокие извинения…).

Утешения и одобрения (не огорчайтесь, нет повода для беспокойства, нет ничего плохого в том, что…, все будет хорошо).

Благодарность (благодарю вас, спасибо, заранее благодарен, признателен вам). Прощания (до свидания, доброго пути, до завтра, всего хорошего…)

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г. Во время общения очень часто возникают трудные ситуации, из которых, порой нелегко найти выход. Но обязательно нужно. Давайте попробуем это сделать.

Таня(обижена). Дима, ты вчера шел мне навстречу и не поздоровался со мной. Это невежливо.

 Дима (удивленно). Так ты же меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.А почему я должен здороваться первым?

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г. Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.)

Тамара. Вовсе необязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас знакомая такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г.  Права ли Тамара?

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г. Если тебя обозвали. Как ты отреагируешь?

1. Не буду обращать внимание.

2. С юмором поблагодарю за комплимент

3. Отвечу тем же (обзову).

4. Пожалуюсь старшим.

С о ц и а л  ь н ы й  п е д а г о г. Какими же качествами характера должен обладать человек, которому можно всегда и во всем довериться, который достоин подражания?

(В это время   раскладываются  карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.) Нужно выбрать карточки с положительными качествами и составить по ним несколько  предложений.

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректгость, неподкупность, патриотизм.

Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г . Подводя итог нашего занятия,хочу предложить вам несколько советов по поведению.

1. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

2. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.

3. В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.

4. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.

Наверняка после сегодняшней беседы захочется задуматься о  отношении к близким людям.

Предварительная работа

Определили тему, цель и желаемые результаты совместной работы. Обговорили заранее с воспитанниками, чем они будут работать, выбрали стиль и временные рамки занятия. Путем искренней заботы и интереса к их проблемам,установили контакт с участниками. Не осуждать высказывания и поведение участников, их поддержать, а не оценивать, не навязывать своего мнения. При обсуждении строим вопросы, отталкиваясь от предшествующего, обращая внимание на утверждение, успехи участников, отмечаем их достижения по ходу занятия.

Литература: 

1. Классному руководителю. Учеб.- метод. Пособие / Под ред. М. И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 280 с.

2. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост. Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.

3. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия с элементами тренинга « Дом, в котором мы живем»

Целью данного мероприятия является сплочение педагогического коллектива посредством построения эффективного командного взаимодействия....

Работа с педагогическим коллективом (занятие с элементами тренинга). Тема: « Что такое стресс и как с ним бороться».

Не секрет,что профессия педагога, чаще чем большинство других профессий ,подвержена стрессам. А стресс, как известно, способен скапливаться в организме,нанося большой вред. Данное занятие, входящее в ...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...

конспект занятия с элементами тренинга для детей второй младшей группы "Давайте познакомимся!"

Данное занятие педназначено для создания доброжелательной атмосферы в группе, проводится в начале года, когда дети ещё не успели поближе познакомиться друг с другом....

Практическое занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизтческого напряжения,...

Семинар - практикум с элементами тренинга для педагогов "Давайте познакомимся..."

Все дети особенные. Они прекрасны и совершенно не похожи друг на друга. По-своему талантливые, по-своему красивые. Веселые и серьезные, умные и прыткие или доверчивые и сосредоточенные — они раз...