« Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения»
консультация по теме

Капитан Елена Юрьевна

Консультация для воспитателей  детского сада №2 «Солнышко» г.Пласт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_detskogo_sada.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  детского сада №2 «Солнышко» г.Пласт

    « Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения»

     У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается целый ряд пробелов в фонетической стороне речи, что приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений является условием подготовки детей к школе.

     Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.

     Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.

Различение правильного и дефектно-произнесённого звука.

«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искажённое и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильно.

«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

«Будь внимателен». Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.

     Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, альпом, альном, аблём и т. д.

     Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.

Различение близких по звуковому составу слов.

«Незнайка запутался». Воспитатель рассказывает детям историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).

     Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет педагог).

«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое – либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т.д.).

«Чем отличаются слова?». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.

Дифференциация слогов.

Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.

Дифференциация звуков.

Игра «Угадай, кто (что) это был(о)?». Детям предлагаются картинки – образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова – мычит м-м-м, тигр – рычит р-р-р, пчела – жужжит ж-ж-ж). Логопед длительно (в усложнённом варианте – кратко) произносит какой – либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:

     Тащит мышонок в норку

     Огромную хлебную горку (корку).

     Русская красавица

     Своей козою (косою) славится.

     На глазах у детворы

     Крысу (крышу) красят маляры.

     Закричал охотник: «Ой!

     Двери (звери) гонятся за мной!»

     Я рубашку сшила шишке (мишке),

     Я сошью ему штанишки.

     Лежит лентяй на раскладушке,

     Грызёт, похрустывая пушки (сушки).

     Тает снег. Течёт ручей.

     На ветвях полно врачей (грачей).

     Белокрылые хозяйки,

     Над волной летают сайки (чайки).

Игра «Различай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например:

     «Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.

     «Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.

     Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т.д.

     Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах – квазиомонимах и т.д.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.

Ребенок любит УЧИТЬСЯ! Но главное — наше сотворчество с ребенком. Я и он - единое целое. И нет для него "мук учения", потому что Я - рядом!...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. "ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА"...

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»...