Доклад на тему "Нормативная проектная деятельность в детском саду"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Рудина Светлана Вячеславовна

Этот доклад был представлен на семинаре «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма педагогов в разработке вариативной части образовательной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_normativnaya_proektnaya_deyatelnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Веракса Николай Евгеньевич и Веракса Александр Николаевич выделяют три типа проектной деятельности.
(ВЫВОДИТСЯ НА СЛАЙД 31 
Познавательно-творческая проектная деятельность
Цель: создается новый познавательно-творческий продукт. Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Исследовательская
Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правильно носит индивидуальный характер.
Нормативная
Цель: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.)


1 Нормативная проектная деятельность.

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Работая в детском саду и наблюдая за детьми во время игры, на занятиях, их общением друг с другом, отношениями я пришла к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на все виды деятельности. Поэтому меня заинтересовала необычная тема как нормативный проект или норматворчество. А именно введение определенных норм, правил через творчество детей. Этой проектной деятельностью я занимаюсь уже более 6 лет.

На слайде вы видите определение и компоненты нормативной ситуации.

(ВЫВОДИТСЯ НА СЛАЙД 32 Нормативная ситуация – это стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения.
Нормативная ситуация включает в себя следующие компоненты: материальные свойства или признаки, ситуации или правила, т.е. предписанные способы действия.
)

Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость введение той или иной нормы.

На слайде вы видите три группы нормативной ситуации, сопровождающие жизнь ребенка.

(ВЫВОДИТСЯ НА СЛАЙД 33 Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка можно разделить на три группы: а)запрещающие, б)позитивно нормирующие, в)поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы нормотворческие.)

Стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

(ВЫВОДИТСЯ НА СЛАЙД 34 Этапы нормативной проектной деятельности:

На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а, во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапе педагог просит детей схематично изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
На четвертом этапе педагог просит детей встать в круг и поочередно рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали, обсуждаются представленные необходимые детали. Воспитатель акцентирует внимание на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правило. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила и выставления его на видное место.)

В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этап, разделив лист бумаги на две части линией и попросить с левой стороны нарисовать сложившуюся ситуацию, а с правой нарисовать правильные действия в данной ситуации. И затем, встав в круг, обсудить нарисованное вместе с детьми.
Используя такой же алгоритм в группе были придуманы «знаки» правила для различных видов деятельности
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42)
Как я уже говорила, эта работа в группе ведется не один год. Хочется заметить, что не всегда будет решаться одна и та же задача, т.е. в разных группах возникает потребность в реализации разных норм правил. Например, в прошлом выпуске возникало много сор и конфликтов из-за того, что когда дети уходили на занятия английского языка подгруппой или индивидуальные логопедические  занятия оставляли свои игры незавершенными, а вернувшись с занятия, видели, что оставшиеся в группе ребята изменили или разрушили сложившейся сюжет. Для того, чтобы не возникало ссор и конфликтов, были придуманы правила «знаки»:
Желтый круг – играй в эту игру, но не изменяй сюжет.
Оранжевый круг – можно играть в игру по своему сюжету.
Красный круг – нельзя входить в игру.
С ребятами этого выпуска введение данных правил не понадобилось, т.к. все ребята спокойно воспринимали, что этой игрой или игрушкой играет другой ребенок и входили в игру.
Таким образом, использование «знаков» правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.

2. Познавательно-творческая проектная деятельность.
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ 43, 44)
Дети – это самые любознательные существа на свете. На занятиях, в быту постоянно слышаться вопросы а почему?, а зачем?, а где?, а как? И многие, многие другие. И я подумала, а почему бы не дать возможность своим воспитанникам самим ответить на свои вопросы о семье, об окружающем его мире. С детьми за 2,5 года во взаимодействии с педагогом и родителями было сделано не мало.
Познавательные проекты: «Моя семья», «Познакомьтесь – это я», «Мое любимое домашнее животное», «Мое любимое дикое животное», «Я – путешественник», «Как мы отдыхаем летом», «Как я провел Новогодние каникулы», «Великие города России», «Новогодняя открытка».
Творческие проекты: генеалогическое древо семьи, открытка к Дню рождения детского сада, открытка к Дню рождения города, осенний гербарий, книжка-малышка, елочная игрушка, Новогодняя елочка.
Коротко о последних проектах – «Великие города России».
Тематикой месяца ноябрь в нашей группе была «Моя Родина Россия». Тематический план включал в себя беседы о нашей стране, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение книг. Ребята, приходя домой рассказывали родителям, что они узнали нового. Очень часто утром ребенок нес в дар от родителей карту какого-нибудь города, фотографии, проспекты, книги. И тогда ребята сами предложили тематику последнего проекта «Великие города России», а мы воспитатели предложили детям с помощью их родителей, подумать какой же город России может называться Великим и почему. О каких только городах не написано в проектах. Конечно, были по достоинству представлены такие Великие города как Москва, Санкт-Петербург. Очень много ребят рассказало о мало известных городах нашей страны, потому что именно в этом городе находятся корни его семьи. Кто-то с юмором отнесся к творению данного проекта. В одной семье часто произносится фраза: «Йошкин кот», и ребенок, вместе с родителями представил, конечно же город Йошкар-Ола, где существует памятник этому легендарному коту. А еще были представлены города Урала: Магнитогорск, Кыштым, Курган с их необычайной историей, природными памятниками. Конечно они великие города, а как же может быть иначе, ведь мы живем на Урале и мы этим гордимся!

 (ПОКАЗ СЛАЙДА 45
Значение проектной деятельности:
1. Происходит развитие личности дошкольника.
2. Повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи.
3. Развиваются детско-родительские отношения. Происходит сближение родителей и детей, скрепление семейных уз.
)


И в завершении я хочу отметить, что благодаря проектной деятельности развивается мышление, воображение, речь, творческие способности у детей, происходит сближение родителей и детей, активизируются взаимоотношения педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в детском саду"

Проектная деятельность  в детском саду С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и рад...

Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...

Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад «Проектная деятельность в детском саду»

Работа с родителями, особенно с отцами, - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности. Необходимо выработать четкую систему сотрудничества, найти подход к отцам детей, соз...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Доклад на тему: «Проектная деятельность в детском саду»

Мгновенный ответОсновной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами...