Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»
консультация на тему

Самодурова Вера Владимировна

Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесение между собой и т.д.  Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось учеными: Н. Борисовой В. Безруковой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личности и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.

Говоря о проектном методе, можно иметь в виду такой способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического(материального)результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какай -либо практической или теоретической проблемы; который или иным образом можно увидеть, осмыслить и реализовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_v_d.s.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №96 «Соловушка»

Методическая копилка.

Консультация для воспитателей детского сада на тему:

«Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»

Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесение между собой и т.д.  Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось учеными: Н. Борисовой В. Безруковой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личности и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.

Говоря о проектном методе, можно иметь в виду такой способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического(материального)результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какай -либо практической или теоретической проблемы; который или иным образом можно увидеть, осмыслить и реализовать.

По своей внешней форме проект, с одной стороны, напоминает проблемную ситуацию, имеет такие ее атрибуты, как противоречие, дефицит ориентировочных основ деятельности, информации, целостного представления о ситуации, но с другой-  не ставит целью снятие проблемности. В проектном методе важно понимание того, что возникшая перед личностью проблема является профессионально важной. Таким образом, ситуация создания проекта характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта педагогической деятельности. Кроме того, представить проект, защищая его публично, значит приобщить других к своей проблеме.

  Выполнение любого проекта в ДОУ можно определенно разделить на этапы:

  Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

 Второй этап

 На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

 Третий этап

 Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

 У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 Четвертый этап  

 Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

  Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

                                   Классификация проектов:

  В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

  По тематике.

 Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

  По составу   участников.

 Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

  По срокам реализации.

 По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

                                    Основные этапы метода проектов:   

 Выбор цели проекта.  

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

                                           

                                             

                                             

  Разработка проекта.

 Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

 Выполнение проекта.

  Выполняется практическая часть проекта.

 Подведение итогов.

  Проводится разбор полетов, оценка результатов и определение задач для новых проектов.

                                           Виды проектов в ДОУ.

 Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

 Исследовательские.                

 Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

 Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

 Информационные.

  Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). 

Ниже приведены примеры составления проектов различной тематики в дошкольном образовательном учреждении.

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ СВЫШЕ НАМ ДАНО, УЧИСЬ, МАЛЫШ, БЕРЕЧЬ ЕГО.»

Цель проекта: Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

Задачи проекта:

Развитие потребности ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье.

Обучение детей оценивать и прогнозировать свое здоровье.

Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании

здорового образа жизни.

Возраст детей. На которых рассчитан проект: 5-6 лет.

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд. театрализованная, игровая, физическая).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, инструктор по физическому развитию, родители.

Вид проекта: информационно –творческий, групповой.

Форма проекта: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

Продолжительность 1 месяц.

Результаты:

Выставки;

Физкультурно- театрализованное развлечение;

Изготовление иллюстративного материала по данной теме;

  • Макеты» Предметы гигиены»
  • Нестандартное оборудование для развития дыхания;
  • Дорожки для профилактики плоскостопия

Работа с детьми:                                                                                               

  • Блиц-опрос «Что я знаю о своем теле?»                                                   

  • Беседы: «Лекарственные растения», «Изучаю свое тело», «Здоровая полноценная пища.»                          
  • Непосредственно образовательная деятельность «Где прячется здоровье?», «Путешествие в страну Витаминию».
  • Выставка рисунков» Я учусь быть здоровым».
  • Чтение художественной литературы, сказки с последующим обсуждением.
  • Изготовление макета «Предметы гигиены»
  • Оборудование для развития дыхания.
  • Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
  • Интегрированное непосредственно образовательная деятельность «Дорога к доброму здоровью».

Работа с родителями:

  • Анкетирование «О здоровье всерьез»
  • Консультации, памятки, рекомендации
  • Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье»
  • Оформление копилки» Бабушкины рецепты»
  • Сбор иллюстративного материала о здоровом образе жизни (оформление альбома)
  • Викторина» Я учусь быть здоровым»
  • Индивидуальная презентация «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
  • Составление кроссвордов о спорте, здоровье.
  • Презентация проекта» Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка.

Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивно-оздоровительная деятельность полезна и необходима не только ребенку, но и взрослому.

Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду.

Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, крови, их местонахождение, значении и знать их основную функцию.

Физические качества детей будут эффективно развиваться. Повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.

Снизится общая заболеваемость детей  

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ С РОДИТЕЛЯМИ «ЦВЕТОЧНАЯ И ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФАНТАЗИЯ»

 

Цель проекта:

С участием детей, родителей создать условия для ознакомления с миром

целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, практическом применении.
  • Способствовать активному
  • вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях
  • семьи и детского сада.
  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру у детей в о взаимодействии двух образовательных сфер-семьи и детского сада.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Сроки выполнения проекта: май-август

Работа с детьми:

  • Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что, где растет, когда цветет» Цель: обогащать детей знаниями. Побуждать в детях желание беречь природу.
  • Опыты, эксперименты: «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растение?» Цель: развитие критического мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.    
  • Наблюдения: «Наблюдаем как растет подорожник», «Высадка мяты».
  • Дидактические игры:2Узнай по описанию», «Найди, о чем расскажу», «Садовник у нас на участке»,» Бал цветов», «Мама, папа и я-цветочная семья». Цель: Уметь находить лекарственные растения по описанию.
  • «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом, «Съедобное-не съедобное», «Чудесный мешочек».
  • Чтение сказок, легенд, загадок, пословиц, о лекарственных растениях.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на другую планету». (Проводили обследование на планете-все живое погибло необходимо найти воду, землю, посадить растения «Поможем тому, кто в этом нуждается»
  • Открытие зеленой аптеки в группе. Цель: Знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
  • Викторины.

Работа с родителями:

  • Консультации, беседы.
  • Изготовление гербария.
  • Выпуск буклетов «Зеленый доктор», «Берегите землю», «Растения-наши лекари».
  • Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем»».
  • Изготовление плаката.
  • Составление кроссвордов.
  • Конкурс рисунков «Я тебе пригожусь».
  • Викторина «Зеленая аптека» Подборка литературы о растениях.
  • Презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Опыт работы показал, что использование разнообразных форм дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...

Городское методическое объединение воспитателей общеразвивающих групп по теме «Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания».

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременность...