ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-ЕГО ГОДА ЖИЗНИ И ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ С НИМИ.
статья (младшая группа) по теме

Козловцева Раиса Мансуровна

В статье показаны особенности развития детей третьего года жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Козловцева Р.М.,

воспитатель  детского сада №522

Особенности детей 3-его года жизни и требования к работе с ними.

Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга.

В современной системе воспитания раннее детство охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. В нашей работе мы рассмотрим психологические особенности детей 3-его года жизни.[4,c.35]

Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом.. Происходит интенсивное нервно-психическое его развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи.

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым»,— сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи — о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развиваются речь и мышление.

Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.

На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка. [5,c.28-30]

Трехлетний возраст характеризуют как "трудный". Вообще, понятие "кризис 3 лет" - понятие условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми. [3,c.155-156]

Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с игрой ребенка второго года жизни.

Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель.

В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки. [5,c.30-31]

Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Этот период развития ребенка наиболее благоприятен для формирования навыков самообслуживания, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды -ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию навыков самообслуживания.

В этот возрастной период у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту.  [1,c.45-47]

В процессе общения, в ходе предметной деятельности, трудовой деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) также происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности.[2,c.352]

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.

На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.

Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что "ходил с папой и мамой в зоосад", или "вчера приходили гости", или "мама купила игрушечную машинку" и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания.

Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. [6]

Таким образом, на 3-ем году жизни ребенка по-прежнему большое значение имеют познавательное развитие малыша в процессе ознакомления с окружающим, расширение сенсорного опыта, интенсивное формирование наглядно-действенного (2-2,5 года) и элементарного (начального) наглядно-образного (2,5-3 года) мышления в ведущих видах деятельности (дидактические игры, игры с предметами-орудиями, занятия конструированием, сюжетно-отобразительная игра и др.). Овладение речью - главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая "высоту", к концу третьего года уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Социальное развитие сохраняет свою исключительную значимость: качественно новое взаимодействие с окружающим миром на основе слова. Общение с взрослыми начинает строиться на основе познавательных потребностей, а с детьми - на основе партнерства. Социализация "ведет за собой" не только эмоциональное благополучие, но и психофизическое развитие ребенка (здоровье, интеллект, активность, умственная и физическая достаточность). Моторное развитие связано с совершенствованием уже имеющихся видов движений (разные виды ходьбы) и с овладением новыми (бег, прыжки, метание вдаль и т.п.).

Список литературы:

1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника//ОБРУЧ.-2007.-№1.- С.45-54.

2. Немов, Р.С. Психология [Текст ].: Учеб.для студентов высш. Пед. Учеб.заведений.В 2кн.Кн.2. Психология образования.-М.:Просвещение:Владос, 1994.-496с.

3. Обухова, Л.Ф.Детская психология [Текст ].:Учебник.-М.: Российское педагогическое Агенство,1996,-374с.

4. Павлова Л.Н. Пилюгина Э. Г., Волосова  Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие.- М.: «Мозаика-синтез», 2000.- 90с.

5. Печора К.Л. и др.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

6. http://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik15.html (Детский сад.ру).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей 6-го года жизни

консультация для родителей  на тему психологические особенности детей Психологические особенности детей 6-го года жизни5-6 летПсихологические особенности детей 6-го года жизни Возраст 5-6 лет час...

презентация род.собрания "возрастные особенности детей 3-го года жизни"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ,ВЫДЕЛЕНО ВСЕ ОСНОВНОЕ,ВСЕ ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ.ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ,БЫСТРО,ДОСТУПНО И НАГЛЯДНО ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ВСЕ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ...

Психологические особенности детей на третем году жизни

из книги И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого «Возрастная психология»...

Консультация для родителей "Психические особенности детей 5-го года жизни"

Консультация для родителей на тему "Психические особенности детей 5-го года жизни": особенности развития двигательной сферы, речи, восприятия, мыления. Особенности игровой деятельности детей среднего ...

"Психофизические особенности детей второго года жизни и организация развивающей работы с ними"

Психофизические особенности детей второго года жизни и организация развивающей работы с ними. При благоприятных условиях воспитания на протяжении 2-го года жизни происходят очень существенные изм...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 6-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Родительское собрание поможет выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период; показать роль семьи в формировании здорового образа жизни; повысить урове...