Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»
проект (младшая группа) по теме

Трушкина Татьяна Николаевна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха».

Трушкина Т.Н.,  воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного

 вида №158» г. Саратова

 Актуальность проекта:  Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.

        Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования

деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

           Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умст-

венного развития ребенка и в то же время имеет  самостоятельное значение,  так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения  многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально  развивающихся детей должна сформироваться система  сенсорных эталонов  (общепринятые образцы внешних свойств предметов). Усвоение этих сенсорных  эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить  сенсорный эталон означает  не просто умение правильно называть то  или иное свойство  предмета:  необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения  свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому очень важно уделять большое внимание обучению детей  способам  обследования предметов:  наложению,  прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Игры и задания должны быть с постепенным усложнением.           

   Мелкая моторика тоже играет важную роль в готовности ребенка к обучению в школе.  Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику.

           По мнению В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».  Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Цель проекта.

  • Обогащение сенсомоторного опыта ребенка.
  • Стимуляция познавательной активности.
  • Развитие мышления, памяти, внимания, сообразительности, наблюдательности.
  • Подготовка ребенка к обучению в школе:

      - подготовка руки к письму;

      - выработка определенных умений и навыков.

  • Развитие тактильно-вибрационных ощущений.
  • Развитие различных видов восприятия:

        - восприятие формы;

        - восприятие цвета;

        - восприятие пространства;

        - восприятие движений;

        - восприятие целостного образа предметов.

Участники проекта:

 Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.

Тип проекта.

Практико – ориентированный.

Срок реализации.

Долгосрочный (сентябрь  – май )

Ожидаемый результат.

В ходе работы над проектом :

  • дети научатся различать цвета, формы, величины;
  • дети научатся ориентироваться в пространстве;
  • будут развиваться мышление, память детей;
  • будет развиваться мелкая моторика рук;
  • будет проходить подготовка ребенка к обучению в школе и

   подготовка руки ребенка к письму.        

Мероприятия реализации проекта «Сенсомоторное развитие

детей с нарушением слуха».

  1. Первичное обследование сенсорного развития детей. (см. приложение№1)

Цели:

  • установить доброжелательные, доверительные отношения  взрослого с

        ребенком;

  • выявить степень сенсорного развития ребенка;
  • выявить проблемы и потенциальные возможности ребенка;
  • выявить имеющиеся у ребенка навыки и умения;
  • совместно с другими специалистами планировать коррекционно-

        педагогическую деятельность;

  • обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование

        сенсорного развития ребенка»    (см. приложение№1)

  1. Работа над развитием мелкой моторики рук детей.

Цели:

  • формировать новые навыки и умения;
  • развивать мелкую моторику рук.
  • подготавливать руку ребенка к обучению письму.

В течении года детям предлагаются различные упражнения, игры, задания по развитию мелкой моторики рук. Перечень заданий: «Сводная таблица заданий с нарастанием трудности на развитие мелкой моторики».  (см. приложение№2)

  1. Сообщение на родительском собрании

        «Развитие у ребенка мелкой  моторики рук».

Цели:

  • познакомить родителей с понятием «мелкая моторика».
  • объяснить родителям:

       - значимость развития мелкой моторики рук у детей;

       - важность подготовки руки ребенка к обучению письму.

  • обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.

  1. Консультации для родителей.

  1. Консультация

     «Пальчиковая гимнастика для детей  дошкольного возраста».

     

     Цели:

  • объяснить родителям важность развития мелкой моторики рук

          для подготовки ребенка к школе и для развития его речи;

  • познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой;
  • обучить родителей самомассажу кистей и пальцев рук.

  1. Консультация

      «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей».

     

      Цели:

  • познакомить родителей с различными играми и упражнениями по развитию  

         мелкой моторики рук.

  • обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.
  • объяснить родителям значимость развития мелкой моторики рук для  

         подготовки ребенка к школе и для развития его речи.

  1. Дидактические игры, творческие задания.

Цели:

  • обогащение сенсомоторного опыта детей;
  • стимуляция познавательной активности;
  • развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности,

воображения;

  • развитие различных видов ощущений и восприятий;
  • развитие мелкой моторики рук детей;
  • развитие речи детей;
  • подготовка детей к обучению в школе.

  1. Дидактическая игра «Вставь фигуры» («Почтовый ящик»)

                                            (восприятие формы)

      Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы

         в прорези коробки.

  1. Дидактическая игра «Собери матрешку».   (восприятие величины)

Педагог предлагает раскрыть матрешку (трехсоставную) и собрать ее. («открой – закрой», «вложи – достань»).

     

  1. Дидактическая игра «Расставь матрешек по величине».

                                               (восприятие величины)

Педагог выставляет в ряд матрешек, выравнивая их по низу (размер определяют,

ориентируясь на высоту матрешек). Затем педагог убирает одну из матрешек (из ряда) и предлагает ребенку найти ее место в ряду.

  1. Дидактическая игра «Сделай целую».

              (восприятие целостного образа предметов).

Педагог предлагает ребенку сложить целую картинку из частей  (количество частей – в  зависимости от возраста ребенка).

  1. Дидактическая игра «Цветные коврики».    (восприятие цвета)

Педагог предлагает детям рассмотреть цветные «коврики». Затем предъявляются

 изображения игрушек и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

  1. Дидактическая игра «Разноцветные цепочки».   (восприятие цвета)

Все дети делятся на две команды. Каждому ребенку дается флажок определенного цвета (синий, красный, желтый и т.д.). У каждой команды одинаковый набор флажков. Педагог показывает карточку с цветными кружками, расположенными в определенном порядке. По команде педагога детям каждой команды надо построиться в соответствии цвету своего флажка и кружочка на карточке. Карточки меняются 3-4 раза.

  1. Дидактическая игра «Посади огород».

                                (восприятие цвета)

Педагог раздает каждому ребенку карты, разделенные на 4 части (это «огород»)

и набор нарисованных овощей. Затем показывает карточку-образец (с цветными кружками) и предлагает соотнести цветные кружки и овощи, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карте.

  1. Дидактическая игра «Найди предмет такого цвета»

                                 (восприятие цвета)

Педагог показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает найти

предмет (игрушку) в групповой комнате такого цвета. Назвать цвет и подобрать табличку с названием цвета.

  1. Дидактическая игра «Узнай фигуру на ощупь».

                               (восприятие формы)

Педагог накрывает фигуру салфеткой и предлагает ребенку под салфеткой (на ощупь) определить фигуру и назвать ее (выбрать из нескольких и показать).

  1. Дидактическая игра «Найди предмет такой формы».

                                             (восприятие формы)

Педагог использует карточки с изображением различных геометрических форм, детям раздает картинки , на которых изображены различные предметы. Педагог показывает карточку с геометрической  формой и предлагает  показать предмет такой формы («У кого предмет такой формы?»).

  1. Дидактическая игра «Три медведя».

                                  (восприятие величины)

Перед детьми три медведя: большой, поменьше, маленький. Педагог предлагает

детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин:  «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький.  Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький – стул маленький».  Затем дети самостоятельно расставляют  тарелки,  раскладывают ложки  («Кому большую тарелку, большую ложку?»), укладывают медведей спать.

  1. Дидактическая игра «Спрячь зайку».

                              (восприятие величины)

Педагог раздает детям домики, в дверном проеме которых изображены зайчики.

«Спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).

  1. Дидактическая игра «Капельки и тучки».

                                  (восприятие величины)

У каждого ребенка на столе тучки и капельки разного размера. Педагог предлагает разложить капельки под тучками по размеру.

  1. Дидактическая игра «Веселые человечки» («Зарядка»).

                           (восприятие пространственных отношений)        

Педагог предлагает детям поиграть и предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную («покажите такую картинку»). Затем педагог

просит детей воспроизвести позу: «Делай так».

  1. Дидактическая игра «Шарик и кубик».

                      (восприятие пространственных отношений)        

Педагог раздает детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с различными изображениями квадрата и круга относительно друг друга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно (как на карточке): «Делай так».

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

                          (тактильно-двигательное восприятие)

Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов. У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает проверить выбор, достает из мешочка предмет и показывает.»Верно? Угадал?».

  1. Дидактическая игра «Ощупай и слепи».

                  (тактильно-двигательное восприятие)

Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке предмет и его вылепить(«Ощупай, что там. Слепи такой же»). Когда лепка закончена, педагог достает и показывает предмет, чтобы убедиться в правильности.

  1. Дидактическая игра «Посчитай сколько раз стукну».

                        (вибрационная чувствительность)

Ребенок сидит на стуле (спиной к педагогу). Педагог несколько раз ударяет по спинке стула палочкой (или рукой), ребенок должен посчитать удары и сказать (показать на пальцах) сколько раз ударили.

  1. Дидактическая игра «Шумящие коробочки».

                         (вибрационная чувствительность)

Ребенку предлагается 2 ящичка (по несколько коробочек в каждом). Каждая коробочка в наборе заполнена различным материалом и поэтому издает различные шумы и вибрации – от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Ребенок берет из одного ящичка коробочку и из другого одну, трясет их, сравнивая между собой. Если шумы и вибрация совпадают, коробочки в паре откладываются в сторону. Вначале педагог показывает, что надо делать, как сравнивать.

  1. Композиция (выставка) «Зимушка – зима».

        

Цели:

  • привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе;
  • развивать творческое самовыражение родителей и детей через создание                            совместной поделки на тему «Зимушка – зима»;
  • развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
  • развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы.

  1. Домашние задания.

Цели:

  • развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы;
  • закреплять пройденный материал;
  • привлечь родителей к участию в развитии сенсорного и моторного    восприятий детей;
  • привлечь родителей к подготовке ребенка к обучению в школе.

     

  1. Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце

          учебного года. (на завершающем этапе проектной деятельности).

Цели:

  • Выявить степень развития сенсорного восприятия;
  • Выявить степень развития мелкой моторики рук;
  • выявить у ребенка полученные навыки и умения;
  • обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование

сенсорного развития ребенка»   (см. приложение№3)

Приложение №2

Сводная таблица заданий с нарастанием трудности

на развитие мелкой моторики рук.

       Нанизывание

- колец с большим диаметром отверстия на стержень;

- колец с диаметром отверстия почти равным диаметру

  сечения стержня;

- колец на веревку или шнурок;

- бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.

Проталкивание мелких предметов в отверстия

- проталкивание предметов разной текстуры и формы в  

   емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см.

- проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр

  которого равен 1-1,5 см.

- проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр которого около 0,5 см.

Закрывание отверстий

- круглых;                                                  - треугольных;

- овальных;                                                - четырехугольных;

- квадратных;                                             - сложной формы.

Занятия

с кубиками.

- выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости;

- постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5см.;

- постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3см.

Раскручивание/ закручивание

- крышек;

- винтов сначала рукой,

  затем отверткой и другими  приспособлениями.

Игры с

мозаикой

- вытаскивание больших фишек из отверстий поля;

- вкладывание больших фишек в крупные отверстия;

- вкладывание больших фишек в мелкие отверстия;

- вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия;

- вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия.

Шнуровка

- различного рода шнуровки (готовые или выполненные

                                                                   воспитателем)

Выкладывание рисунка палочками

- выкладывание узора по показу;

- выкладывание узора по образцу;

- выкладывание самостоятельно («Сложи что хочешь»)

Рисование и другие

виды изодеятельности

- рисование пальцами;

- рисование карандашами;

- рисование кистью;

- игры с пластилином;

- аппликация.


Приложение №1

Диагностическое обследование сенсорного развития ребенка.

     

Ребенок:  (имя, фамилия, возраст)                                           Дата проведения: ____________

Диагностические

     игры.

Желание

сотрудничать

со взрослым.

Сконцентриро-

ванность на

выполнении

задания.

Общий

фон

настроения.

Способ выполне-

ния задания.

(самостоятельн,,

после показа,

совместно,

не выполнил).

Способ ориентировки

ребенка в задании.

(хаотич. действия,

пробующ. действия,

примеривание, зритель

ная ориентировка)

 Вставь

         фигуры.

         

         

 Собери

      матрешку.

         

Расставь мат-

решек по вели-

чине.

         

         

         

   

   Сделай

           целую.

         

       

 

   

   Цветные

         коврики.

         

       

                                                                                                                                                                             

 Приложение № 3

Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце учебного года

(на завершающем этапе проектной деятельности).

Ф.И. ребенка

Сенсорное развитие

Восприятие

цвета

Восприятие

формы

Восприятие

величины

Восприятие

пространств.

отношений

Тактильно-

двигательное

восприятие

Вибрационая

чувствительность

Разноцветные

цепочки.

Посади

Огород.

Найди предмет

такого цвета.

Почтовый

 ящик

Узнай фигуру

     на ощупь.

Найди предмет

такой формы.

Три

медведя.

Спрячь

зайку.

Капельки

и тучки

Веселые человечки.

Шарик

и

кубик.

Чудесный

мешочек.

Ощупай

и

слепи.

Отсчитай количествово

ударов по

спинке стула

Шумящие коробочки.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

   

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

Способ выполнения задания:  самостоятельно (сам); после показа (п/п); совместно (сов); не выполнил (н/в).


Список использованных источников:

  1. «Развитие сенсомоторики  детей дошкольного возраста» А.Н. Лебедева

Москва,  «Школьная Пресса»  2004г.

  1. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»  под редакцией Н.В. Серебряковой – Санкт-Петербург, «КАРО»  2008г.
  2. «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха»

           Л.А. Головчиц  –   Москва,  «Граф Пресс»  2003г.

  1. «Дидактические игры и упражнения»   А.А. Катаева, Е.А. Стребелева

Москва, «БУК-МАСТЕР»  1993г.

  1. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду»  С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматулина, В.И. Евстигнеева.              Москва, «Скрипторий 2003»  2012г.
  2. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет»   Е.А. Ульева

Москва, «Мозаика- Синтез»  2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизическое развитие детей с нарушением слуха

В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физиче­ского развития и укрепления психоло...

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Формы работы с родителями по сенсомоторному развитию детей с нарушением функции ОДА

Организация взаимодействия с семьёй - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным пом...

«Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения».

Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения....

Речевое развитие детей с нарушениями слуха.

У  детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...

Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....