Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений
статья по теме

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений

Поцюте Ю.А., воспитатель

МБДОУ ДС КВ №57 г.Челябинска

Одним из главных направлений реформирования российского образования является повышение эффективности и качества образовательного процесса, обеспечивающем интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его компетентности и мотивации к процессу познания. Решением данной проблемы является модернизация процесса обучения на всех уровнях образования, в том числе и в работе с детьми раннего возраста. В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности ребёнка. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения..

Известно, что в первые три года жизни ребенка закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т.д.

Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому, по мнению вышеуказанных авторов, необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка.

Познавательная активность у детей раннего возраста – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить.

Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга. Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребёнок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Например, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы : куклы, машины, мячи. На 2 – 3-м году жизни у ребёнка складываются первые общие представления о величине, форме, цвете. Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  • называние величины, цвета, формы, расположения в пространстве (близко, далеко);
  • группировка предметов одного размера, цвета, формы;
  • сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
  • выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше)

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами были выявлены следующие условия эффективного формирования познавательной активности детей раннего возраста:

- создание развивающей образовательной среды в группах детей раннего возраста;

- создание учебно-дидактического комплекса по формированию познавательной активности у детей раннего возраста.

В группе должна быть организована среда для развития игровой деятельности.

В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. Главное в такой игре - принять и удерживать роль. Для более эффективного принятия и удержания роли, т. е. чтобы ребенок действительно почувствовал себя другим, существуют специальный игровой материал - ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. Этот материал можно разделить на три группы.

1. Маркеры пространства - предметы, обозначающие то или иное место действия. Например, прилавок магазина, кухонная плита, ширма, обозначающая кабинет врача помогают детям создать воображаемое пространство.

2. Атрибуты роли - специфические предметы, обозначающие игровую роль то, что ребенок одевает на себя, чтобы преобразиться и перевоплотиться. Например, красная шапочка, белый халат, повязка врача с красным крестом, всевозможные воротники, шапочки, полумаски, элементы костюмов животных.

3. Предметы ролевых действий - те вещи, с которыми ребенок непосредственно оперирует, воплощая свою роль в действии (игрушечный шприц или фонендоскоп, ружье, руль от машины, игрушечная плита, посуда)

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

Помимо игрушек для познавательной и игровой деятельности, в группе должны быть и материалы для других форм детской активности: для изобразительной деятельности, физической активности, для развития речи.

Группа должна быть оснащена оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять развивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов. Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественно – эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет – предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей.

Таким образом, предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Дидактические игры формируют культурно - гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно.

Виды дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

          Настольные игры, разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. ("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышленияВоспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять.

Список используемой литературы:

  1.  Г.Г. Григорьева . «Кроха». Пособие по воспитанию, обучению и развитию   детей до 3 лет».Москва. «Просвещение». 2000. – 23 с.
  2.  О.Н. Козак. «Игры и занятия с детьми» от рождения до трех лет». С.-Пб. «Союз»1998.
  3. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина,  Л.Г.  Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986. – 115 с.
  4. С.Л. Новоселова  «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1985. – 17 с.
  5. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша». Москва. «Просвещение». 1996. – 104 с.
  6. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет». Ярославль. Академия развития. 1997.
  7.   Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1981. – 9 с.
  8.   Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 13 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения. Реализация принципа активности в обучении и...

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»...

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

Формирование понятия о сенсорных эталонов у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр....