Дидактическая игра как форма индивидуальной работы с детьми
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Босенко Светлана Анатольевна

формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей осуществлять комплексный подход к созданию игровых ситуаций в условиях игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_gra_master_klass.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Курганинска

МАСТЕР – КЛАСС

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

                                               

                                                     

                                                                    Воспитатель: С.А.Босенко

     

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей осуществлять комплексный подход к созданию игровых ситуаций в условиях игровой деятельности. 

Вопросы для обсуждения:

1.Игра, как средство формирования личности дошкольника.

2.Основные особенности дидактической игры.

3.Воспитательное значение дидактической игры.

4.Дидактическая игра, как средство всестороннего воспитания.

Теоретическая часть:

     Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

   Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

  Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника.  

  Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Еще одна особенность игровой деятельности - ее самостоятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Играя вместе с детьми, стараюсь сохранять у детей соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, побуждаю к переживанию радости от участия в игре и формирую чувство удовлетворения от решения поставленных задач.            Наблюдения за самостоятельными играми детей предоставили мне возможность выявить их знания, уровень развития, особенности поведения. Это подсказывало мне, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.

      Воспитательное значение дидактической игры и в том, что она способствует развитию у детей активности, самостоятельности и веры в собственные силы. Игра-это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, их взаимоотношений. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом).

     Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

    Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

    Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Ребенок должен получать радость от выполнения задания. Успешнее проводить свою работу мне помогают знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и др., а также отрицательные - эгоизм, упрямство, лидерство. Труднее всего удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети чаще всего любят оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с задачей. Застенчивость, неуверенность в своих силах преодолеваются в игре. Играя вместе с детьми, незаметно даю им более легкие вопросы и задания. Удачные выполнения тех или иных задач, следующие друг за другом в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах, тем самым преодолевают их застенчивость. Соблюдение правил в ходе дидактической игры вызывает необходимость проявления усилий.   Стараюсь ставить детей в такие условия, при которых они получают удовлетворение, радость от выполнения правил. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым, справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими, не мешай товарищам, если они заняты игрой; помни, что к материалам для игр нужно бережно относиться, т.к. потеря карточек, фишек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть; окончив игру, сложи все в коробочку и убери на место. Эти и другие правила не заучиваю с детьми специально, но проявляю заботу о создании условий для их усвоения. Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией. Дидактическая игра способствует формированию умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитию навыков сотрудничества, ряда личностных качеств: терпения, настойчивости, целеустремленности. Я считаю, что при целесообразном педагогическом руководстве дидактическая игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания, упрочнению интересов, развитию речи, также усвоению норм поведения, правил взаимоотношений. Я надеюсь, что мой опыт работы поможет коллегам организовывать жизнь детей в игре, формировать не только игровые отношения, но и реальные, закрепить полезные привычки в норме поведения детей в разных условиях и вне игры. 

Использование дидактических игр по следующим направлениям развития и образования детей в индивидуальной работе с детьми:

  • Социально - коммуникативному развитию:

- «Рассмотри картинку и скажи, что не так» (закрепление правил поведения в обществе),

- "Что достать тебе, дружок?" (развитие осмысленного, целенаправленного запоминания),

- "Ласковая цепочка" (формирование уважительного отношения и чувства)

  • Познавательному развитию:

- "Волшебный шнурок" (воспитывать познавательный интерес, любознательность; развитие воображения)

- "Сравни дорожки" (закреплять знания об эталонах величины),

- "Какой я" (формирование первичных представлений о себе).

  • Речевому развитию:

- "Назови, что покажу" (обогащать и закреплять активный словарь),

- "Закончи предложение" (закреплять развитие  грамматически правильной речи),

- "Выдели первый звук" (закрепить осмысленную работу над собственным произношением),

- "Из какой сказки герой?" (закрепить знания детей о русских народных сказках).

  • Художественно – эстетическому развитию:

- "Падают, падают листья" (закрепить умение видеть и делиться впечатлениями о красоте осенней природы),

- "Какой музыкальный инструмент так звучит?" (закрепить название музыкальных инструментов и умение различать их по внешнему виду и звучанию),

- "Битый не битого везёт" (учить драматизировать и сопереживать персонажам сказки).

  • Физическому развитию:

- "По ровненькой дорожке" (развивать равновесие, координацию движения),

- "Цветные автомобили" (развивать бег, ориентировку в пространстве, закрепить основные цвета),

- "Мой весёлый звонкий мяч" (развитие двигательной активности, внимания).

Практическая часть: планирование содержания предметно – развивающей среды по возрастам для создания игровой деятельности

Требования к предметно развивающей среде для индивидуальной работы с детьми:

- Среда должна обеспечивать, с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей, возможность общения, двигательную активность детей, а также возможность уединения.

- Среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

- Организация индивидуальной работы должна обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность с доступными для ребёнка материалами.

- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменение предметно-пространственной среды в зависимости от индивидуальной задачи, от меняющихся для ребёнка его интересов.

- Полифункциональность материалов для индивидуальной работы с детьми предполагает: возможность разнообразного использования различных дидактических игр, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности в том числе в качестве предметов-заместителей.

- Вариативность среды предполагает: использовать в индивидуальной работе с детьми различные пространства (для игры, конструирования, уединения....), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.

- Доступность среды предполагает: использование в самостоятельной индивидуальной деятельности дидактические игры, игрушки, материалы, пособия обеспечивающие все основные виды детской активности.

- Безопасность среды предполагает обеспечение надёжности и безопасности в индивидуальном использовании дидактических игр.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

- Дидактические игры в соответствии с возрастом по всем разделам Программы для индивидуальной работы по закреплению материала.

- Дорожки здоровья, спортивное оборудование.

- Картинки по звуковой культуре речи, для обучения рассказыванию, наборы предметных картинок; парных.

- Раздаточный материал, счётные линейки.

- Подборки картин по темам: "Что такое хорошо", "Что такое плохо".

- Оборудование для проведения индивидуальной трудовой деятельности в уголке природы.

- Книги по возрасту, иллюстрации по сезону, картинки на закрепление темы.

- Сенсорные уголки; пальчиковый театр.

- Наличие конструкторов; изобразительные материалы; музыкальные инструменты; костюмы, сценическое оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и пособия в работе с детьми дошкольного возраста"

Можно использовать  для работы с родителями, как методические рекомендации для педагогов....

«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»

Подборка дидактических игр на развитие фонетическоко и фонематического слуха; на развитие лексической стороны речи, грамматического строя. Упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики....

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи...

Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с спользование технологии ТРИЗ.

В данной статье раскрываются особенности применения авторских пособий в логопедической практике с учётом использования инновационных технологий, в частности, системы ТРИЗ в работе с детьми с наруше...

Выступление "Современные формы индивидуальной работы с детьми по развитию речи".

Современные формы индивидуальной работы с детьми по развитию речи....

Дидактическая ИГРА "Части тела " ДЛЯ РАБОТЫ С детьми ОВЗ.

Развивает мелкую моторику рук, воображение. Мышление. ...