Программа "Поисково-познавательная деятельность дошкольника" (старший дошкольный возраст)
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Лукина Любовь Борисовна

Программа "Поисково-познавательная деятельность дошкольника" направлена на формирование у дезадаптированных детей старшего дошкольного возраста осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx119.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Республики Мордовия

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»

Программа

«Поисково-познавательная деятельность дошкольника»

(старший дошкольный возраст)

                                                                                   Составитель:

                                                                                   Лукина Любовь Борисовна

                                                                                   воспитатель государственного казенного

                                                                                   учреждения социального обслуживания РМ

                                                                                   «Социально-реабилитационного центра

                                                                                   для несовершеннолетних «Радуга»

 Саранск 2014

Пояснительная записка

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуется не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, – это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, находить проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

        Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.  

Программа «Поисково-познавательная деятельность дошкольника» направлена на формирование у дезадаптированных детей старшего дошкольного возраста осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве; овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его активный рост или социализацию. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Программа даст возможность всесторонне развивать индивидуальность каждого ребенка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить. Учебно-воспитательный процесс, базирующийся на данной модели, будет способствовать всестороннему развитию ребенка.

При составлении программы учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей. Это особенно важно, так как в дошкольную группу реабилитационного центра «Радуга» поступают дети разного возраста. Они отстают от своих сверстников в развитии. У них не развиты умения и навыки.

Цель  программы: формирование у старших дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязях, о человеке и его рукотворном мире через поисково-познавательную деятельность.

Задачи программы:

I. Образовательные задачи:

  1. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  2. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы.
  3. Систематизировать представления детей о жизни животных и растений в сообществах; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.
  4.  Расширять знания детей о человеке и его рукотворном мире.
  5. Систематизировать представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, о сезонных изменениях в  природе.

6. Формировать навыки экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

II. Развивающие задачи:

1. Развивать познавательные умения у детей дошкольного возраста.

2. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

III. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-
    доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Педагогическая целесообразность программы «Поисково-познавательная деятельность дошкольника»

Программа позволит выработать в воспитанниках Реабилитационного Центра стремление получить знания, практические навыки.

Реализация данной Программы позволит детям быть внимательными, ответственными к окружающей действительности.

Принципы реализации программы

1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

  1. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  2.  Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
    взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который
    отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью,
    искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует
    установку на разумное усвоение.
  3.  Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-
    познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а
    также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  4.  Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением
    комплекса задач образовательной, развивающей и воспитательной
    направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  5.  Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Организационно-методические указания к проведению НОД по поисково-познавательной деятельности

Программа «Поисково-познавательная деятельность дошкольника» рассчитана на один год обучения и адресована детям от 5 до 7 лет.

При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.

Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста распределена по трем взаимосвязанным разделам, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные
    особенности сезонов и т. д.).

Цель: формировать знания о целостности природы и основных признаках живых существ, научить детей воспринимать растения и животные как живые существа; воспитывать интерес и заботливое отношение к растительному миру.  

  1. Неживая природа (вода, воздух, почва, свет, цвет и т. д.).

Цель: формировать представление о объектах и явлениях неживой природы; воспитывать способность видеть красоту родной земли, любовь, бережное отношение к ней. 

  1. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т. д.).

Цель: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека, иметь представление о человеческом организме, развивать познавательный интерес. 

Количество непосредственно образовательной деятельности общее –36 ч.,  в неделю – 1 ч.

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет не более 30 минут.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Поисково-познавательная деятельность может быть организована в следующих моделях: совместная деятельность воспитателя с детьми (викторины, беседы, целевые прогулки и экскурсии, опыты, чтение художественной литературы) и самостоятельная деятельность детей (игры, рассматривание иллюстраций, наблюдения, исследовательские действия). (по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.). Полученные знания закрепляются у детей в режимные моменты (приемы пищи, одевания на прогулку, принятия гигиенических процедур…), а так же через дидактические и сюжетно-ролевые игры.  

Большое внимание, в рамках программы, уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с ребенком, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.

Программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно  или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей  и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Интеграция образовательных областей программы

(Федеральный государственный стандарт образования)

«Социально-коммуникативное развитие» – развитие поисково-познавательной деятельности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, окружающем мире природы.

«Познавательно-речевое развитие» – повышение уровня речевой и познавательной активности, обогащение словарного запаса на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о явлениях природы.

«Художественно-эстетическое развитие» – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы.

«Физическое развитие» – в ходе проведения подвижных игр происходит расширение знаний детей о явлениях окружающей действительности и укрепление здоровья дошкольников.

 


Перспективное планирование по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Тема непосредственно образовательной деятельности

Программное содержание

Сентябрь

1.

У цветочной клумбы - наблюдение

  • учить детей различать и называть два цветущих растения;

- формировать представление о частях растения (стебель, листья, цветки);

  • воспитывать эстетическое восприятие.

2.

Овощи и фрукты

- закреплять знания детей об овощах и фруктах;

  • развивать любознательность, умение классифицировать объекты природы по определенным признакам (по месту их произрастания, их применению);
  • воспитывать интерес к растительному миру.

3.

Грибы

- продолжать знакомить детей с грибами (как называются, как растут), дать представление о «царстве грибов»,

- познакомить с правильным употреблением грибов в пищу.

4.

Опыты с водой («Какая бывает вода?» «Уводы нет вкуса»,

«У воды нет запаха»)

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Октябрь

1.

Листопад (маршрут в природу)

  • показать детям многообразие красок осенью, раскрыть понятие «листопад»;
  • закреплять представление детей об основных признаках осени.

2.

Транспорт (наземный, воздушный, водный)

- расширять знания детей о  видах транспорта;

- развивать познавательную активность;

- воспитывать интерес к труду взрослых.

3.

Свет. Цвет (Д/игры «Волшебные лучи», «Солнечные зайчики», «Разноцветные огоньки»)

- понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

- научить детей пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом);

- узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

4.

Опыты с водой («Ходит капелька по кругу», «Очистка грязной воды», «Пар – тоже вода»)

- познакомить детей с процессом конденсации;

- дать детям представление об очистке воды;

- воспитывать бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Ноябрь

1.

Труд людей осенью

-расширять и систематизировать знания детей об осенних работах людей на огороде и в саду;

- развивать интерес к окружающей жизни;

- воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им.

2.

Домашние животные

  • выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; учить узнавать их по особенностям внешнего облика и поведения.
  • установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека.

3.

Песок. Глина. Камни

- расширять представления детей о свойствах песка, глины и камней;

- уметь использовать материал в жизни, в быту;

- воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.

4.

Воздух. Опыты с воздухом («Что в пакете?», «Сухой из воды», «Загадочные пузырьки», «Живая змейка»)

- выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды);

- определить, что воздух занимает место;

- выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.  

Декабрь

1.

Человек

  • изучать строение человека, дать понятие, что он - часть живой природы, живой организм;
  • развивать интерес к строению человека;
  • воспитывать любовь и заботу о себе и о своих близких людях.

2.

Снег и его свойства. Опыты со снегом и льдом («Спичка-пленница»)

- расширять представления детей о снеге;

- помочь понять, почему снег изменяет свои свойства;

- развивать способность наблюдать за неживой природой;

- воспитывать любознательность.

3.

Дикие животные

- уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, лося, зайца, медведя, способах их самозащиты от врагов;

- учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; - воспитывать интерес, добрые чувства к животным.

4.

Свойства бумаги. Преобразование бумаги

- помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги;

- развивать умение отличать и называть различные виды бумаги (писчая, картон, газетная);

- воспитывать интерес к окружающему.

Январь

1.

 Как звери в лесу зимуют

- познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

2.

Рукотворный мир человека. Свойства металла, пластмассы, резины, древесины.

- учить узнавать предметы из металла, резины, пластмассы и древесины, определять их качественные характеристики (структура поверхности, цвет, прочность) и свойства (теплопроводность, плотность…).  

3.

Свойства магнита («Волшебная рукавичка», «Два магнита», «Необычная скрепка»)

- выявить способность магнита притягивать некоторые предметы;

- выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

4.

Снег и лёд. Изготовление льдинок.

- учить детей проводить опыты со снегом и льдом;

- закрепить знание свойств и качеств воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится).

Февраль

1.

Что мы знаем о рыбах?

- пополнить знания детей о внешнем виде рыб; о среде их обитания;

- развивать умение видеть

характерные признаки и проводить по ним сравнение;

- воспитывать желание ухаживать за рыбками.

2.

Прогулка в зимний парк (маршрут в природу)

- уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят);

- воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

3.

Свойства стекла и керамики

- познакомить детей с рукотворными материалами – стеклом и керамикой;

- учить сравнивать их качественные характеристики и свойства: твёрдость, хрупкость, водонепроницаемость…

4.

Опыты со свечой

- продолжать знакомить детей с огнем посредством опытов;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать умение правильно обращаться с огнем.

Март

1.

Что мы знаем о птицах?

- активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц;

- воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

2.

Солнечные лучики. Облака

- дать детям понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека;

- формировать у детей умение видеть красоту неба;

- дать представление о том, как ветер формирует облака.

3.

Опыты с водой («Вода нужна всем», «Спичечные бега»,

«Друзья – враги»)

- расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов;

- воспитывать бережное отношение к воде.

4.

Посадка лука в ящики

- уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, желтая, есть верхушка и корешок, будет расти);

- закреплять навыки посадки;

- воспитывать интерес к выращиванию растений

Апрель

1.

Растения

- дать представление о дикорастущих и культурных растениях;

- рассказать об их разнообразии;

- воспитывать бережное отношение к растительному миру.

2.

Почва

- расширять и систематизировать знания детей о земле;

- формировать элементарные знания о планете Земля; о земле, на которой растут растения;

- воспитывать интерес к живой и неживой природе.

3.

Явление природы – радуга (Д/игры «Как получить радугу?», «Волшебный круг», «Раскрасим радугу»)

- познакомить детей с явлением природы – радуга;

- познакомить с цветами радуги;

- познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.

4.

Труд людей весной

- расширять представление детей о труде людей весной;

- формировать желание помогать взрослым;

- воспитывать уважение к труду взрослых.

Май

1.

Насекомые

- расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;

- учить анализировать, устанавливать простейшие

причинно-следственные связи, делать обобщения.

2.

Солнышки на травке (маршрут в природу)

- познакомить детей с весенним цветком одуванчиком, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый, пушистый, стебель длинный, гладкий);

- закреплять навыки исследования;

- воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

3.

Изготовление солнечных часов

- продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца;

- расширять кругозор детей.

4.

Опыты с воздухом («Реактивный шарик», «Вертушка», «Подводная лодка», фокус «Почему не выливается?»)

- закреплять представления детей о свойствах воздуха;

- обнаружить, что воздух легче воды;

- обнаружить атмосферное давление;

- выявить, что воздух обладает упругостью;

- воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.


Тематическое планирование по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Тема

Количество непосредственно

образовательной деятельности

Живая природа

1.

У цветочной клумбы - наблюдение

1*

2.

Овощи и фрукты

1

3.

Грибы

1

4.

Листопад (маршрут в природу)

 1*

5.

Домашние животные

1

6.

Дикие животные

1

7.

Как звери в лесу зимуют

1

8.

Прогулка в зимний парк (маршрут в природу)

 1*

9.

Что мы знаем о рыбах?

1

10.

Что мы знаем о птицах?

1

11.

Посадка лука в ящики

1

12.

Растения

1

13.

Насекомые

1

14.

Солнышки на травке (наблюдение за одуванчиками)

 1*

Неживая природа

1.

Опыты с водой («Какая бывает вода?» «Уводы нет вкуса»,  «У воды нет запаха»)

1

2.

Свет. Цвет (Д/игры «Волшебные лучи», «Солнечные зайчики», «Разноцветные огоньки»)

1

3.

Опыты с водой («Ходит капелька по кругу», «Очистка грязной воды», «Пар – тоже вода»)

1

4.

Песок. Глина. Камни

1

5.

Воздух. Опыты с воздухом («Что в пакете?», «Сухой из воды», «Загадочные пузырьки», «Живая змейка»)

1

6.

Снег и его свойства. Опыты со снегом и льдом («Спичка-пленница»)

1

7.

Снег и лёд. Изготовление льдинок.

1

8.

Солнечные лучики. Облака

1

9.

Опыты с водой («Вода нужна всем», «Спичечные бега»,  «Друзья – враги»)

1

10.

Явление природы – радуга (Д/игры «Как получить радугу?»,

 «Волшебный круг», «Раскрасим радугу»)

1

11.

Почва

1

12.

Изготовление солнечных часов

 1*

13.

Опыты с воздухом («Реактивный шарик», «Вертушка», «Подводная лодка», фокус «Почему не выливается?»)

1

Человек. Рукотворный мир

1.

Человек

1

2.

Транспорт (наземный, воздушный, водный)

1

3.

Труд людей осенью

 1*

4.

Свойства бумаги. Преобразование бумаги

1

5.

Рукотворный мир человека. Свойства металла, пластмассы, резины, древесины.

1

6.

Свойства  магнита («Волшебная рукавичка», «Два магнита», «Необычная скрепка»).

1

7.

Свойства  стекла и керамики

1

8.

Опыты со свечой

1

9.

Труд людей весной

          1*

Итого

                                         36

Условные обозначения: * – Непосредственно образовательная деятельность проводится на прогулке.  


Глоссарий

Вещество – то, из чего состоит физическое тело.

Бионадзор  руководство организацией экологоразвивающей среды в детском саду, создание необходимых и правильных с экологической точки зрения условий жизни для всех растений и животных в помещении и на участке дошкольного учреждения.

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Интерес – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Исследование – изучение какого-либо явления или предмета.

Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое или кристаллическое.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.

Листопад – опадание листьев у деревьев, кустарников.

Любознательность – стремление к приобретению новых знаний.

Метод  это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающего, направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированной деятельностью взрослого».

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Мониторинг окружающей среды  комплекс разных мероприятий, позволяющий определить характеристики и параметры воздуха, которым дышат дети и взрослые в помещении и на участке детского сада; воды, которую пьют; почвы, на которой выращивают фруктовые и овощные культуры; песка в песочницах, которым играют дети.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Содержание наблюдений – то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.

Опыт – это целенаправленно организованное педагогом ознакомление детей со специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определенных, искусственно созданных условий, путем их непосредственного наблюдения.

Организм – совокупность физических и духовных свойств человека.

Педагогическая диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы детей в целом.

Природа – совокупность естественных условий на земле, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Радуга – оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небосклоне.

Разнообразие – наличие несходных, неповторяющихся элементов.

Раствор – однородная смесь различных веществ.

Самозащита – защита собственными силами.

Свойство – отличительная особенность, черта, характерный признак кого-либо, чего-либо.

Среда обитания – совокупность природных условий жизнедеятельности какого-либо организма.

Стремление – настойчивое желание добиться чего-либо.

Трудолюбие – склонность, любовь к труду.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Элементарно-поисковая деятельность – совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

Приложение 1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Учебный инвентарь:

Материалы для уголка экспериментирования

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи, слайды

Презентации по темам программы

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Научно-популярная литература

Справочные пособия (энциклопедии)

Методическая литература

Интернет-ресурсы

Печатные пособия:

Иллюстрации, картинки с изображением животных, растений времен года…

Настольно-печатные игры по темам программы

Папки-раскладушки

Технические средства обучения:

Телевизор, магнитофон

Видеопроектор, экран

Развивающая предметная среда

Игровой материал

Наглядно-дидактический материал

Природный материал

Приложение 2

Тематическое планирование по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Тема

Содержание

Форма работы

Сентябрь

1.

У цветочной клумбы - наблюдение

  • учить детей различать и называть два цветущих растения;

- формировать представление о частях растения (стебель, листья, цветки);

  • воспитывать эстетическое восприятие.
  • наблюдение за
    цветами на клумбе;
    - рассказ воспитателя;
  • вопросы;
  • д/и «Высокий - низкий»;

2.

Овощи и фрукты

- закреплять знания детей об овощах и фруктах;

  • развивать любознательность, умение классифицировать объекты природы по определенным признакам (по месту их произрастания, их применению);
  • воспитывать интерес к растительному миру.
  • Рассказ воспитателя с
    рассматриванием
    реальных предметов;
  • составление загадок об овощах и фруктах;
  • д/и «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус»;

чтение стихотворений

3.

Грибы

- продолжать знакомить детей с грибами (как называются, как растут), дать представление о «царстве грибов»,

- познакомить с правильным употреблением грибов в пищу.

  • рассматривание
    картинок с грибами;
  • беседа о грибах;
  • д/и «Съедобный -
    несъедобный»;
    - загадки о грибах

4.

Опыты с водой («Какая бывает вода?» «Уводы нет вкуса»,

«У воды нет запаха»)

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

- беседа;

-рассматривание иллюстраций;

- исследовательские действия

Октябрь

1.

Листопад (маршрут в природу)

  • показать детям многообразие красок осенью, раскрыть понятие «листопад»;
  • закреплять представление детей об основных признаках осени.
  • беседа об осени;
  • наблюдение за
    падающими листьями;

п/и «Листочки и ветер»

2.

Транспорт (наземный, воздушный, водный)

- расширять знания детей о  видах транспорта;

- развивать познавательную активность;

- воспитывать интерес к труду взрослых.

- рассказ воспитателя о видах транспорта (показ картинок);

- д/у «Для чего нужен транспорт?»;

д/и «Летает – не летает»

3.

Свет. Цвет (Д/игры «Волшебные лучи», «Солнечные зайчики», «Разноцветные огоньки»)

- понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

- научить детей пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом);

- узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

- беседа;

- опыт

4.

Опыты с водой («Ходит капелька по кругу», «Очистка грязной воды», «Пар – тоже вода»)

- познакомить детей с процессом конденсации;

- дать детям представление об очистке воды.

- беседа;

- рассматривание иллюстраций;

- исследовательские действия

Ноябрь

1.

Труд людей осенью

-расширять и систематизировать знания детей об осенних работах людей на огороде и в саду;

- развивать интерес к окружающей жизни;

- воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им.

- рассказ воспитателя

с показом иллюстраций о

разных видах труда людей осенью;

- вопросы;

- чтение пословиц о труде

2.

Домашние животные

  • выявить и систематизировать
    представления детей о домашних животных; продолжать знакомить
    детей с домашними животными;
  • установить взаимосвязь и
    зависимость жизни животных от человека.

- загадки о животных;

- рассматривание

иллюстраций;

- беседа о жизни

Домашних животных;

- д/и «Кто как голос подает?»

3.

Песок. Глина. Камни

- расширять представления детей о свойствах песка, глины и камней.

- беседа;

- исследовательские действия

4.

Воздух. Опыты с воздухом («Что в пакете?», «Сухой из воды», «Загадочные пузырьки», «Живая змейка»)

- выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды);

- определить, что воздух занимает место;

- выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.  

- беседа;

- вопросы;

- опыт

Декабрь

1.

Человек

  • изучать строение человека, дать понятие, что он - часть живой природы, живой организм;
  • развивать интерес к строению человека;
  • воспитывать любовь и заботу о себе и о своих близких людях.
  • роль человека в природе;
  • рассматривание
    иллюстраций;
  • д/у «Человек - части тела»;
  • загадки: «Назови, если
    знаешь»

2.

Снег и его свойства. Опыты со снегом и льдом («Спичка-пленница»)

- расширять представления детей о снеге;

- помочь понять, почему снег изменяет свои свойства;

- развивать способность наблюдать за неживой природой;

- воспитывать любознательность.

- рассматривание снега и льда;

- рассматривание иллюстраций;

- составление загадок о природных явлениях зимой

3.

Дикие животные

- уточнить и расширить

представления детей об образе жизни ежа, белки, лося, зайца, медведя, способах их самозащиты от врагов;

- учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; - воспитывать интерес, добрые чувства к животным.

- составление загадок о животных;

- рассказ воспитателя о

лесных обитателях;

- рассматривание

иллюстраций;

- д/и «Кто где живет?»

4.

Свойства бумаги. Преобразование бумаги

- помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги;

- развивать умение отличать и называть различные виды бумаги (писчая, картон, газетная);

- воспитывать интерес к окружающему.

- беседа;

- рассматривание разных видов бумаги;

- исследовательские действия;

- д/игра «Из чего сделано?»

Январь

1.

Как звери в лесу зимуют

- познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

- рассматривание

картин;

- кукольный театр;

- д/и «Чудесный мешочек»;

- д/и «Сложи открытку»

2.

Рукотворный мир человека. Свойства металла, пластмассы, резины, древесины.

- учить узнавать предметы из металла, резины, пластмассы и древесины, определять их качественные характеристики (структура поверхности, цвет, прочность) и свойства (теплопроводность, плотность…).  

- беседа;

- рассматривание предметов из дерева, резины, пластмассы и металла;

- исследовательские действия;

- д/и «Из чего сделано?»

3.

Свойства магнита («Волшебная рукавичка», «Два магнита», «Необычная скрепка»)

- выявить способность магнита притягивать некоторые предметы;

- выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

- беседа;

- исследовательские действия

4.

Снег и лёд. Изготовление льдинок.

- учить детей проводить опыты со снегом и льдом;

- закрепить знание свойств и качеств воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится).

- загадки о зиме и её признаках:

- рассматривание снега и льда;

- опыты со снегом и льдом;

- изготовление цветных льдинок

Февраль

1.

Что мы знаем о рыбах?

- пополнить знания детей о внешнем виде рыб; о среде их обитания;

- развивать умение видеть

характерные признаки и проводить по ним сравнение;

- воспитывать желание ухаживать за рыбками.

- наблюдение за

рыбами в аквариуме;

- рассказ воспитателя с

использованием

иллюстраций;

- д/и «Где чей дом?»

2.

Прогулка в зимний парк (маршрут в природу)

- уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят);

- воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

-наблюдение за объектами;

- вопросы;

- составление загадок о зимних явлениях;

- чтение стихов о зиме

3.

Свойства стекла и керамики

- познакомить детей с рукотворными материалами – стеклом и керамикой;

- учить сравнивать их качественные характеристики и свойства: твёрдость, хрупкость, водонепроницаемость…

- беседа;

- вопросы по уточнению знаний;

- рассматривание предметов из стекла и керамики;

- исследовательские действия

4.

Опыты со свечой

- продолжать знакомить детей с огнем посредством опытов;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать умение правильно обращаться с огнем.

- рассказ

воспитателя об огне с показом опытов;

- вопросы детям

1.

Что мы знаем о птицах?

- активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц;

- воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

- загадки о птицах;

- рассказ воспитателя с

показом картинок;

- д/и «Зимующие и

перелетные птицы»,

«Летает - не летает»;

- аудиозаписи

«Голоса птиц»

Март

2.

Солнечные лучики. Облака

- дать детям понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека;

- формировать у детей умение видеть красоту неба;

- дать представление о том, как ветер формирует облака.

- беседа;

- загадка о солнце и облаках;

- вопросы;

- чтение стихотворений;

- рисование

3.

Опыты с водой («Вода нужна всем», «Спичечные бега»,

«Друзья – враги»)

- расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов;

- воспитывать бережное отношение к воде.

- беседа;

- исследовательские действия;

- загадки о различных агрегатных состояниях воды

4.

Посадка лука в ящики

- уточнить представление о

луковице (гладкая, круглая, желтая, есть верхушка и корешок, будет расти);

- закреплять навыки посадки;

- воспитывать интерес к

выращиванию растений

- загадка о луке;

- рассматривание

луковицы;

- наблюдения детей

за действиями

воспитателя;

- вопросы;

- посадка лука детьми

Апрель

1.

Растения

- дать представление о дикорастущих и культурных растениях;

- рассказать об их разнообразии;

- воспитывать бережное отношение к растительному миру.

- беседа о растениях;

- рассматривание иллюстраций;

- д/игра «Что где растёт?»;

- загадки о растениях

2.

Почва

- расширять и систематизировать знания детей о земле;

- формировать элементарные знания о планете Земля; о земле, на которой растут растения;

- воспитывать интерес к живой и неживой природе.

- рассматривание

почвы в баночке;

- рассказ воспитателя;

- вопросы;

- д/и «Вода, земля,

суша»

3.

Явление природы – радуга (Д/игры «Как получить радугу?», «Волшебный круг», «Раскрасим радугу»)

- познакомить детей с явлением природы – радуга;

- познакомить с цветами радуги;

- познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.

- беседа;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение стихов о радуге;

- исследовательские действия

                       

4.

Труд людей весной

- расширять представление детей о труде людей весной;

- формировать желание помогать взрослым;

- воспитывать уважение к труду взрослых.

- рассказ о труде людей, связанном с природой;

- рассматривание

картинок;

- вопросы;

- труд на природе

Май

1.

Насекомые

- расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;

- учить анализировать,

устанавливать простейшие

причинно-следственные связи, делать обобщения.

- беседа о насекомых;

- рассматривание

иллюстраций;

- загадки о насекомых;

- вопросы по теме

2.

Солнышки на травке (маршрут в природу)

- познакомить детей с весенним цветком одуванчиком, сообщить

его название, выделить

характерные особенности (желтый, пушистый, стебель длинный, гладкий);

- закреплять навыки исследования;

- воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

- чтение

стихотворения о

одуванчике;

- рассматривание

одуванчика;

- исследовательские

действия

- вопросы детям

3.

Изготовление солнечных часов

- продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца;

- расширять кругозор детей.

- беседа;  

- исследовательские действия

4.

Опыты с воздухом («Реактивный шарик», «Вертушка», «Подводная лодка», фокус «Почему не выливается?»)

- закреплять представления детей о свойствах воздуха;

- обнаружить, что воздух легче воды;

- обнаружить атмосферное давление;

- выявить, что воздух обладает упругостью.

- беседа;

- загадка о воздухе;

- исследовательские действия


Список использованной литературы

  1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. (Программа развития).

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез. 2010. – 224 с.

  1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкевич.  – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496 с.                

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

          6. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ
«Сфера», 2002. – 192 с.

         7. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд:
тематическое планирование занятий / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко и др. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.

         8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / – М.: Сфера, 2007. – 56 с.

         9. Иванова А.И. Сезонные наблюдения в детском саду : метод. пособие / А. И. Иванова. – М.: Сфера, 2010. – 80 с.

   

         10. Козлова С.А. Я – человек: Программа социального развития ребёнка / С.А. Козлова. – Москва: Школьная Пресса, 2012. – 64 с.

         11.Малашенкова, Е.А. Прогулка в детском саду: организация и планирование к разделам «Человек и общество», «Человек и рукотоворный мир» / Е. А. Малашенкова. – Мозырь : Содействие, 2011. – 48 с.

         12.Маленькие шаги в большом мир: занятия со старшими дошкольникам по окружающему миру / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко. – Волгорад: Учитель, 2008. – 138 с.

         13.Малыш в мире природы : метод. пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова.  – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.                  

         14. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду /                                      О. М. Масленникова, А. А. Филипенко. – М. : Учитель, 2012. – 232 с.

15. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: «Академия развития», 2002. – 192 с.

    16.  Мир природы и ребенок (методика экологического воспитания дошкольников) : учеб. пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное образование» / под. ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 2003. – 319 с.

17. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 128 с.

18. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: «Владос», 2003 с.

          19.   Рыжова, Н.А. Лаборатория в детском саду и дома : метод. пособие / Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176 с.

20. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». – М. 2001г.

    21. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности : метод. пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128 с.

         22.Шалаева, Г. Окружающий мир : пособие для детей от 3 до 7 лет /                      Г. Шалаева. − М. : АСТ, Слово, 2010. – 176 с.

23. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – «Детство-Пресс», 2003. – 384с.

                                                                                                                   

Интернет-источники:

http://festival.1september.ru/ - «Первое сентября»

http://nsportal.ru/


Содержание

  1. Пояснительная записка  ……………………………………………    2                                                          
  2. Перспективное планирование……………………………………...    7
  3. Тематическое планирование……………………………………… .   11
  4. Глоссарий……………………………………………………………    13
  5. Приложение 1……………………………………………………….           16
  6. Приложение 2……………………………………………………... ..    17
  7. Список использованной литературы……………………………….    23

         

Мониторинг

Уровень усвоения детьми дошкольной группы знаний

по поисково-познавательной деятельности (2013г.)

Живая природа

Неживая природа

Человек. Рукотворный мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

«Развитие поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» (из опыта работы).

Данная статья повествует о развитии поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО. В статье уделяется внимание познавательно-исследовательс...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...