Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"
статья по теме

Басыня Ольга Владимировна

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Развитие эмоционально-личностной  сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком»

Педагога-психолога

МАДОУ детского сада №27

Басыня О.В.

1.Введение

Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и  эмоциональной, или, как говорил Л.С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под ее определяющим влиянием происходит формирование у детей высших психологических функций, поведения, личности в целом.

Проблема развития эмоционально-личностной сферы актуальна на современном этапе развития общества. Родители, приходя ко мне как к психологу на консультацию, часто жалуются: «малыш капризничает, может ударить или сломать игрушку», «устраивает нам истерики». Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и проблемно адаптируются к новым условиям.

Детям  с подобными трудностями необходима квалифицированная психологическая помощь. Ведь недостаточное развитие эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте может стать причиной таких трудностей, как агрессивность, тревожность, вспыльчивость, эмоциональная холодность, в дальнейшей жизни.

Одним из эффективных методов развития эмоционально-личностной сферы являются игры-релаксации. Занятия с элементами релаксации помогают детям освоить умение владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности.

Мои наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития ребенка. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

Возникает необходимость в проведении таких форм занятий, которые объединяли бы оба эти метода. Игры-релаксации и игры с песком я включаю также и в занятия на развития познавательных процессов в качестве физкультминуток и для создания благоприятного психологического фона на занятиях, а также при сопровождении процесса адаптации к детскому саду.

2. Цель опыта и задачи

Цель опыта: развивать эмоционально-личностную сферу детей через игры-релаксации и игры с песком

Задачи опыта:

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей по отношению к окружающим взрослым и сверстников
  • обогатить представление детей об эмоциональном мире человека и научиться овладевать собственными эмоциями
  • способствовать снятию стресса и нервно-психического напряжения в период адаптации
  • изучить эффективность использования игр с песком и игр-релаксаций на социально-личностную сферу ребенка

3. Содержание опыта

На моих занятиях главное, чтобы детям было интересно,  они чувствовали себя комфортно, были увлечены деятельностью, поэтому игры с песком привлекли мое внимание. Практическое отсутствие возрастных ограничений для игр с песком позволяет использовать их как в работе с детьми раннего возраста на этапе адаптации, так и использовать с  детьми более старшего возраста для диагностики и работы с тревожностью, агрессивностью, страхами.

Овладение умению расслабиться не всегда просто для детей дошкольного возраста. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка, то и релаксацию я проводила в форме игровых упражнений. Такая форма работы наиболее доступна и привлекательна для детей старшего дошкольного возраста.

На начало 2010-2011 учебного года была проведена диагностика по изучению эмоционально-личностной сферы детей, которая выявила:

Уровень адаптации показывает возможности ребенка к приспособлению изменяющихся условий в данном случае к детскому саду. Высокий уровень (38% детей) и нормативный уровень (41% детей) свидетельствуют об успешной адаптации, низкий уровень (21% детей) говорит о тяжелой адаптации. Тяжелая степень адаптации может проявляться как физически (нарушение сна, плохой аппетит, увеличение заболеваемости), так и в эмоционально-личностной сфере ребенка (плохое настроение, капризность, агрессивность, тревожность).

Эмоциональное благополучие одна из важнейших составляющих жизни ребенка. Высокий уровень (46% детей) и нормативный уровень (32% детей) эмоционального благополучия проявляется в состоянии комфорта и спокойствия для ребенка, общем положительном эмоциональном фоне. Уровень эмоционального благополучия снижен (22% детей) и у ребенка появляется затяжное плохое настроение, он испытывает состояние дискомфорта и тревожности.

Социометрический статус рассказывает о месте, занимаемом ребенком в группе. Высоким социометрическим статусом (35% детей) обладают лидеры, так называемые «звезды», и активно принимаемые в группе «популярные» дети. Нормативный статус (35% детей) у принятых в группе детей, имеющих достаточный круг общения. Низкий социометрический статус (14% детей) бывает у детей, которых не принимают в группе, часто они испытывают трудности в общении с другими детьми.

Коммуникация отражает способность к общению, как вербальному (с помощью речи), так и невербальному (без речи, посредством мимики, пантомимики и т.д.). Высокий (29% детей) и нормативный уровень (53% детей) развития коммуникативной сферы предполагает умение находить общий язык со взрослыми и сверстниками. У детей с низким уровнем (18% детей) возможны сложности в достижении взаимопонимания с другими.

Наше исследование показало, что у детей недостаточно развита эмоционально-личностная сфера. Развитие данной сферы достаточно сложный процесс, для достижения наилучшего результата используются индивидуальные и групповые занятия в кабинете психолога.

Я задалась целью через использование на занятиях игр-релаксаций и игр с песком развивать данную сферу личности детей.

Игры-релаксации предполагают обучение дошкольников следующим приема:

  • чувствовать разницу между напряжением и расслаблением
  • сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах) и психической релаксации (я отдыхаю, я спокоен)

Игры-релаксации позволяют вызвать состояние покоя и расслабления произвольно. Для этого дети:

  • принимают спокойные позы
  • представляют состояния, соответствующие покою
  • расслабляют мышцы

Элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить и нейтрализовать психическое и мышечное напряжение.

Ребенок в процессе песочной игры на моих занятиях имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи игр с песком согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

  • развить более позитивную Я-концепцию
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках
  • выработать большую способность к самопринятию
  •  в большей степени полагаться на самого себя
  • овладеть чувством контроля
  • развить сензитивность к процессу преодоления трудностей
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель работы с песком - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

С детьми с недостаточно развитой эмоционально-развитой сферой (по результатам диагностики) была проведена коррекционно-развивающая работа, направленная на снижение агрессивных, вспыльчивых, тревожных проявлений с помощью игр-релаксаций игр с песком.

Игры-релаксации представляли  комплекс упражнений на снятие психоэмоционального напряжения с мышц лица, шеи, плеч, рук, живота, ног; способствовали успокоении, расслаблению, спокойному, ровному дыханию у детей старшего дошкольного возраста.

 Игры-релаксации проводились с детьми 5-6 лет два раза в  неделю в кабинете психолога в течение 30 минут.

Обучение расслаблению проходило поэтапно. Сначала с детьми была проведена предварительная беседа о целях и задачах коррекционно-развивающей работы.

  • На первом этапе дети, сидя на стульчиках, обучались методам саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения: расслабляли каждую часть тела. Каждому упражнению соответствовал свой стих или мелодичная песенка.
  • Второй этап заключался в обучении детей правильному дыханию, способствующему расслаблению.
  • На третьем этапе дети ложились на коврики и в кресла  под спокойную мелодию закрывали глаза. Предварительно я  давал детям установку на расслабление всего организма. На последних занятиях дети пробовали в роли «ведущего» вместе со мной проводить игры-релаксации.

Хочется отметить, что в ходе коррекционно-развивающей работы дети с удовольствием выполняли все необходимые упражнения. Детям очень нравилось лежать на ковриках с закрытыми глазами, а потом делиться своими «картинками». Так дети называли то, что они видели в процессе релаксации.

При работе с песком чаще проводились индивидуальные занятия. Кроме песочницы использовалось множество мелких фигур. Среди них:

  • Человеческие персонажи
  • Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
  • Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
  • Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
  • Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
  • Сказочные герои (злые и добрые)
  • Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
  • Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, занимало достойное место в нашей песочной «коллекции». Сбор оборудования для игр не был обременительным, так как каждый из детей помогал в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватало каких-либо фигурок-образов, я вместе с детьми лепила их  из пластилина, глины, теста, вырезала из бумаги.

Детям давалась инструкция сделать сказочный мир для старших дошкольников. Малышам просто предлагалось поиграть с песком используя любые понравившиеся материалы.

Каждый из детей проходил несколько стадий:

  • первая стадия —  «хаос». Очень часто эти картины содержали большое количество беспорядочно представленных фигур, часто просто сваленных в кучу. Также часто предметы перемешивают с песком и картины сменяют одна другую. Цель: выражение эмоциональных переживаний, снижение тревоги психоэмоционального напряжения.
  • стадия конфликта. Конфликтное содержание песочных картин отражало внутреннее напряжение ребенка. Оно бывает явным и скрытым. Цель: отреагирование агрессии, проработка взаимоотношений со значимой фигурой, проработка внутреннего напряжения, укрепление Я.
  • стадия «гармония». Заключительный этап проработки поднятой актуальной темы. Герои картины, наконец, приходя к согласию и объединяются. Цель: интеграция частей Я, гармонизация частей личности, повышение уверенности в себе,  отражении линии развития, опора на ресурс, повышение уверенности в себе.

Использование игр-релаксаций и игр с песком

в период адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:

  • внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В  начале учебного года наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня. Период адаптации — достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному. Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка.
Привыкание к новым условиям зависит также от
индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.


           Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: "нормально", "не мешает". Именно на "незаметных" детей я  в первую очередь обращено внимание, потому что подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и даже привести к заболеванию. Для осуществления помощи такому ребенку проводит наблюдение за особенностями эмоциональных проявлений, а если требуется, то и занятия в кабинете психолога с использованием песочных игр и игр-релаксаций.

Занятия проводятся индивидуально или в группах ежедневно в период адаптации. Дети с удовольствием принимают в них участие. Им нравится возиться с песком и другими сыпучими материалами. Игровая форма  позволяет даже детям раннего возраста получить положительную эмоциональную подпитку, снять напряжение и даже задремать под расслабляющую музыку.

Использование игр-релаксаций и игр с песком на занятиях по развитию познавательных процессов и подготовке к школе

На занятиях по развитию познавательных процессов и подготовке к школе игры-релаксации и игры с песком используются для следующих целей:

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя на работу
  • в качестве сюрпризного момента
  • снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера
  • в качестве физкультминуток

Поэтапная работа была проведена нами с родителями и воспитателем.

  • Консультация по вопросам адаптации детей раннего дошкольного возраста,  причины трудностей адаптации и способы помощи детям в период адаптации. «Первый раз в детский сад», «Не пойду сегодня в сад», «Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад», «Способы снятия напряжения детей раннего возраста в период адаптации» (для педагогов), «Взаимодействие с семьей в период адаптации» (для педагогов)
  • Памятки родителям, чьи дети проявляют вспыльчивость и агрессию. «Первая помощь агрессивному ребенку», «Как совладать с драчуном», «Эмоции под контролем»
  • Памятки родителям тревожных детей. «Особенности взаимодействия с тревожными детьми», «Тревожные сигналы»
  • Подбор психолого-педагогической литературы по вопросам эмоционально-личностного развития  детей старшего дошкольного возраста для самостоятельного прочтения. Луговская А. «Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением»; Алексеева Е.А. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста»

  • Подбор игр-релаксаций для проведения с детьми занятий в ДОУ и семье. Психомышечная релаксация по Джекобсону, игра-релаксация «Земляничная поляна», игры в детской песочнице (отпечаток на песке, змейка, горки и т.д.)
  • Семинар с элементами тренинга для педагогов «Снятие напряжения детей период адаптации»
  • Семинар с элементами тренинга для педагогов «Работа с песком для развития мелкой моторики и преодоления психоэмоциональных трудностей у детей старшего дошкольного возраста»
  • Участие в педагогическом совете «Особенности эмоционально-личностной сферы детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Проведение родительских собраний. Тема: «Мой ребенок особенный. Развитие эмоционально-личностной сферы детей»
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Родительские собрания в нетрадиционной форме

В результате проделанной мной  работы, наблюдалась положительная динамика в развитии эмоционально-личностной сферы детей. Но мне было необходимо получить исчерпывающую информацию, для дальнейшей работы с детьми. В конце  2011-2012 учебного года я  провела диагностику (взяли за основу те же критерии, что и в начале года) и получила следующие результаты:

        В ходе проведения коррекционно-развивающей работы (игр- релаксаций и игр с песком) в развитии эмоционально-личностной сферы детей наметились следующие позитивные тенденции:

  • положительное новообразование в поведении детей после работы с ним возникает как спокойное реагирование на внешние раздражители;
  • такое положительное новообразование возникло только после длительного приобретения ими навыков саморегуляции;
  • критерием эффективности игр-релаксаций и игр с песком  является уменьшение частоты и степени выраженности вспыльчивости во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

Уровень адаптации высокий  (96% детей) свидетельствуют об успешной адаптации, проявляющейся в физической (хороший сон и аппетит, низкая заболеваемость) и эмоционально-личностной сферах (хорошее настроение, легко идет на контакт, спокоен) ребенка.

Высокий уровень эмоционального благополучия (92% детей)   проявляется в состоянии комфорта и спокойствия для ребенка, общем положительном эмоциональном фоне.

Благоприятный социометрический статус (92% детей)  свидетельствует о приятии большинства детей в группе, как обладающих лидерскими качествами и способными конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками.

Высокий уровень (91% детей) развития коммуникативной сферы говорит о том, что большинство детей  умеют находить общий язык со взрослыми и сверстниками.

4. Выводы

Таким образом, исходя из полученных данных диагностики развития эмоционально-личностной сферы детей через игры-релаксации и игры с песком, можно сделать вывод, что вся проделанная работа дала положительные результаты.

К концу учебного года выросли показатели  по эмоциональному благополучию детей, их адаптивным и коммуникативным способностям, а так же увеличилось количество детей с благоприятным социометрическим статусом.

Увлеченность детей играми с песком и играми-релаксациями позволила держать на высоком уровне внимание и активность ребят, достичь наиболее быстрых и качественных результатов в учебном процессе.

В совместной деятельности дети освоили основы умения владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности. Приобрели навыки конструктивного выражения гнева, умения сотрудничать, стали более эмоционально отзывчивы.

В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития, именно поэтому её развитие способствует  формированию поведения ребенка и  личности в целом.

Рекомендации

Для развития эмоционально-личностной сферы детей через игры-релаксации и игры с песком рекомендуем:

I. Регулярность совместной деятельности с детьми , её системность, а не спонтанность позволяет добиться высоких результатов.

II. В процессе использования игр-релаксаций и игр с песком необходимо соблюдать следующие принципы:

  • следовать природе ребенка, его темпераменту, характеру;
  • заинтересованность, новизна, сюрпризность;
  • обучение через игру;
  • импровизация;
  • радость успеха;
  • подбор доступного и интересного материала;
  • воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...

Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

Опыт работы педагога-психолога ГБОУ «Школа №37» (дошкольное отделение №2) Бондаренко Светланы Борисовны

В своей работе с детьми раннего возраста я использую два направления: первое – теоретическое (ознакомление с окружающим миром, развитие речи и слухового внимания) с помощью инсценировки и показов инте...

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

 На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...

Арт- терапевтические и психологические упражнения, игры, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...