«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».
консультация по теме

Рябухина Ксения Валерьевна

   Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.

Далее, рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах по теме «В гостях у сказки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №234 комбинированного вида г. Челябинска.

Семинар практикум

«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».

Выполнил:  Рябухина К.В.

воспитатель 2-й подготовительной

к школе группе

Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.

Совместная деятельности – взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е. В. Шорохова).

 «Совместная деятельность взрослого и детей» в аспекте ФГТ – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

  • непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной  деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

  Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные  признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:  - включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);

- свободное общение и перемещение детей;

- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимания).

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

   Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.

   

Темой дня детей и педагогов младшей группы - «Путешествие в сказку».

Малыши отправятся  на прогулку в сказочно-волшебный зимний лес.

На их пути встречаются герои сказки «Рукавичка». Они поделятся с детьми, как холодно и голодно им живется в лесу зимой.

     Добрые дети пришли в лес не с пустыми руками – всем принесли угощенье по душе: мышки - зернышки, зайцу – морковку, лисе-Патрикеевне – сладкий корешок и т.д. Далее ребятам встречается медведюшка – батюшка. Ребята удивляются, почему медведь гуляет зимой по лесу. Они говорят, что мишка на зиму впадает в спячку. Медведюшка – батюшка выслушивает их суждения и говорит, что они правы и уходит к себе в берлогу.

    Гуляя по лесной дорожке, ребята встречают Лесовичка, который предложил устроить для зверят теплое и уютное жилье из мягкой рукавички.  Точь-в точь как в любимой детям сказке.

     Дети решают, что Рукавичка должна быть не только теплой, но и нарядной. Вместе с Лесовичком они украшают рукавичку голубыми и белыми снежинками (стиль Гжель), силуэтами героев сказки, разукрашенными в бело- голубой гамме.

    Вместе относят её на зимнюю полянку, одевают маски зверюшек и играют в сказку «Рукавичка».

     Детей средней группы приглашают  дети старшей группы на «Прогулку по сказке «Рукавичка».

Вместе они  вспоминают правила поведения в лесу, затем отправляются на прогулку. По дороге  их встречают лесные звери (переодетые в маски и костюмы дети старшей группы) и рассказывают в стихотворной форме как им живется в зимнем лесу.  Так же по пути ребята отгадывают загадки про лесных жителей. После встречи с последним лесным  жителем - медведем, дети решают сделать им подарок. Они вырезают из бумаги заготовленные шаблоны героев сказки, украшают их с помощью восковых  мелков, пластилина и дарят их лесным жителям.

       В старшей группе проводят «Вечер сказок».  Педагог загадывает загадки о различных героях сказок, располагает их изображения на мольберте. После каждого отгаданного героя проводится игра «Кто это? Что он делает?».

    После «Вечера сказок» ребята делают несложные поделки  героев сказки «Рукавичка» по принципу оригами (умение сгибать по намеченным линиям), далее они могут разукрасить их в стиле Гжель.

        В подготовительной группе можно провести клубный вечер, посвященный блоку «В гостях у сказки». Проводится викторина «В гостях у сказки».

     Команды знатоков сказок отвечают на непростые вопросы о жизни, о повадках, о характере и привычках героев сказок с которыми они познакомились на занятиях.  Например, ребята должны отгадать кто из героев сказки «Рукавичка» оставил следы на снегу.

    Отдельные задания требуют  от игроков умение самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать ее результат, например, «Почему в сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?».

Потрудиться надо  и при выполнении классификационных заданий,  например,  «Чей дом?» - нужно разместить героев сказок у своих домов.

        Приложить смекалку необходимо в разгадывание сказочного кроссворда и ребусов.

       На конструировании можно смастерить с ребятами героев сказки «Рукавичка» из картона на основе цилиндра, конуса, а расписать их можно гжелевскими цветами.

  Рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах по теме «В гостях у сказки». Данные примеры занесены в таблицу №1.


Таблица № 1

Совместная образовательная деятельность педагога и детей по теме «В гостях у сказки» в режимных моментах.

Режимные моменты

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Утро

- пальчиковая игра «Маша»;

- чтение потешек по мнемосхемам;

- проговаривание потешек и песен;

- мини – спектакль по сказке «Рукавичка»;

- игровое упражнение (ходим как лисичка из сказки «Рукавичка», рычим как мишка и т.д.);

- дидактическая игра «Назови ласково» (лиса – лисичка, заяц – зайка, заинька, зайчик и т.д.)

- организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

- пальчиковая игра «Кошки - мышки»;

- чтение «Как Маша поссорилась с подушкой» с целью формирования представлений о составляющих здорового образа жизни, о необходимости соблюдения режима дня;

- рисование своих мнемосхем к сказкам;

- инсценировка сказки «Рукавичка»;

- мини – спектакль «Маша и медведь»;

- составление сказок по сериям сюжетных картин;

- дидактическая игра «Образуй» (лисенок – лисята, волчонок – волчата);

- организация «Уголка интересных вещей» (наборы открыток по сказкам, картинок, фотографий, лупы, магниты и т.д. для развития объяснительной речи).

- пальчиковая игра «Ай, чук, чук»;

- заучивание и чтение диалога Н. Сладкова «Белка и медведь» (по ролям);

- придумывание своей сказки (Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит… Что говорит мышка?  

«Сказка о золотой рыбке» Жили были у синего моря старик со старухой. О чем мечтала старуха?);

- мини – спектакль «Лисичка со скалочкой»;

- составление диалогических сказок;

- составление загадок и рисование к ним мнемосхем;

-  создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

- пальчиковая игра «Черепашенок»;

- сочинение собственных потешек и песен;

- мини – спектакль «Лисичка  сестричка и серый волк»;

- саморазвивающийся спектакль «Рукавичка»;

- чтение творческих рассказов;

- «сказка по – новому»;

- составление загадок по моделям;

- творческое рассказывание «Мой любимый сказочный персонаж»;

- пересказ сказки от лица любого героя;

- составление рассказа с добавлением последующих событий (что стало с животными после того, как рукавичку забрал дед?);

- составление рассказа с добавлением предшествующих событий (что было с животными до их встречи в рукавичке?);

- - составление рассказа со сменой времени действия (происходило не зимой, а летом).

Гигиенические процедуры

- на примере сказки «Мойдодыра» объяснить для чего необходимо умываться;

- учиться с помощью мнемосхем выполнять гигиенические процедуры;

- игровая ситуация «Кто из сказочных героев Нехочуха или Незнайка приготовиться к сончасу?»

- на примере сказки «Королева зубная щетка» рассказать и показать для чего и как правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой;

- школа «Королевы зубной щетки» (упражнения в умывании с использованием алгоритма и мнемосхем);

- создать свою мнемосхему  «Как надо умываться»

- при выполнении гигиенических процедур составить описательные рассказы о мыле, полотенце;

- составить рассказ «Как мы умываемся»;

- отгадывание загадок о мыле, полотенце.

- игра – соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду»;

- «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» (повторение сказок, в которых учат детей быть опрятными);

- составление загадок о мыле, полотенце.

Завтрак, обед, полдник, ужин

- ситуативные разговоры «Золушку пригласили во дворец на обед» (изучение правил поведения за столом; закрепление умения есть вилкой второе блюдо и гарнир и т.д.);

- рассказ совместно с педагогом по мнемосхеме «Правила поведения за столом»;

- чтение коротких стихотворений об этикете.

-  ситуативные разговоры «Золушку пригласили во дворец на обед» (разговоры о правилах поведения за столом: как правильно пользоваться салфеткой, правильно держать столовые приборы);

- упражнять в правильной сервировке стола;

-самостоятельно пытаться рассказать по мнемосхеме о «Правилах поведения за столом»;

-рассматривание иллюстраций о правилах этикета;

- чтение художественной литературы об этикете.

- изготовление мнемосхем «Сервировка стола»;

- конкурс данных мнемосхем.

- дидактическая игра «Поведение за столом» (дамы и кавалеры);

- чтение творческих рассказов об этикете.

Прогулка

- прогулка по «Зимнему лесу». Наблюдение – увидеть красивый белый наряд у деревьев; охапки снега (пушистые шапки) на ветвях. Учить рассказывать о своих наблюдениях.

- «Мы пришли в волшебный лес». Наблюдение  за свойствами снега в морозную погоду и оттепель;

- дидактическая игра  «Помнишь ли ты эти сказки?»

- наблюдение за поведением птиц, красотой зимнего пейзажа;

- дидактическая игра  «Из какой сказки эта строка?» («Лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная» - «Заюшкина избушка»; «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку» - «Рукавичка»).

- наблюдение за погодой;

- дидактическая игра  «Что общего и чем отличается зима и весна?».

Вечер

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие по сказкам»;

- использование в игровой деятельности персонажей сказки «Рукавичка»;

- чтение сказок «Теремок», «Рукавичка»;

- рисование «В гостях у сказок» (изображение героев сказок с помощью трафаретов)

- игровая ситуация с использованием сюжета сказки «Рукавичка»;

- вырезание из черной бумаги героев сказки «Рукавичка» для теневого театра;

- лепка из пластилина героев сказки «Рукавичка»;

- чтение сказок «Зимовье зверей».

- конструирование из бросового материала «Городок для сказочных героев»;

- дидактическая игра «Рифмы»;

- чтение «Двенадцать месяцев», «Серебряное копытце».

- проектирование «Сказочный город»;

- викторина «В гостях у сказки»;

- упражнение в пересказе по ролям с использованием жестов, мимики, выразительной речи сказки «Рукавичка»;

- изготовление атрибутов для сказки «Рукавичка»;

- конструирование из картона на  основе цилиндра и конуса.

Вечерняя прогулка

- подвижная игра «Где мой домик»;

- игра «Кто оставил след на снегу?».

- определение погоды на следующей день по приметам.

- вылепи сказочного героя из снега.


Далее мы предлагаем рассмотреть, как происходит организация совместной деятельности педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности на примере образовательной области «Коммуникация». Организация совместной деятельности будет базироваться на украинской народной сказки «Рукавичка». Примеры приведены в таблице №2.

       В образовательной области «Коммуникация» есть  одна из задач –  это развитие всех компонентов в устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Выясним, как идет усложнение и реализация данной задачи от младшего к дошкольному возрасту.


Задача - развитие всех компонентов в устной речи.

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Формирование словаря.

Расширение и активизация словарного запаса детей. Уточнение названия животных (диких зверей). Развитие умения различать и называть части тела животного (у зайца есть голова, туловище, хвост, лапы, уши и т.д.)

Развитие умения использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги (Лиса – хитрая, рыжая, умная. Лиса- бежит, крадется, охотится).

Упражнять в подборе существительных и прилагательных с противоположным значением (мышка маленькая – медведь большой), слов со сходным значением (заяц трусливый – боязливый).

Продолжить работу по обогащению словаря (длинные лапы – длиннолапый, косые глаза – косоглазый, длинные уши – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинный хвост – длиннохвостый).

Звуковая культура речи.

Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Развитие фонематического слуха (назвать дикое животное начинающихся на звук «л» - лиса, на звук «в» - волк.

Развитие фонематического слуха. Формирование умения определять место звука в слове (Определить положение звука «а» в словах – лягушка, лисичка, мышка. Усложненный вариант -  определить положение звука «а» в слове – собачка).

Совершенствование фонематического слуха: назвать слова с определенным звуком, нахождение слов с данным звуком в предложении, определение места звука в слове («Звери испугались, из рукавички вырвались да врассыпную по лесу».  Какое слово в предложении начинается на звук «з» - звери. В слове «звери» - звук «з» стоит в начале, середине или конце слова? Провести звуковой анализ слова «звери».

Грамматический строй речи.

Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительным (рыжая лиса, хитрая лиса, трусливый заяц, серый волк).

Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (лисенок – лисята, волчонок – волчата, лягушонок – лягушата); употреблять эти существительные в Именительном и Винительных падежах (лисята – лисят, волчата – волчат, лягушата – лягушат.

Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях: существительных с числительными (Сколько стало жить в рукавичке зверей после того, как звери пустили к себе кабана – клыкана? В рукавичке стало жить шесть зверей); прилагательного с существительным (мышка – серая, лягушка – зеленая, зайчик – белый).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица, медвежонок, медвежья).

Упражнение детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умения образовывать (по образцу) однокоренные слова (Лес- лесок, лесочек, лесная, лесник, лесовичок, леший. Шел – пришел, вышел, обошел. Бежит – прибежал, убежал, выбежал, оббежал.)

Связная речь.

Развитие диалогической формы речи. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. ( - Кто уронил рукавичку?

- Дед.)

 

Совершенствование диалогической речи: умение участвовать в беседе; умение  понятно отвечать на вопросы ( -Кто первый влез в рукавичку?

- Первым в рукавичку влезла мышка – поскребушка) и задавать вопросы (почему животные

 стали жить в рукавичке?). Пробовать драматизировать сказку с помощью настольного театра и масок. Рассказать сказку по серии сюжетных картин. Составить и рассказать сказку по картине.

Совершенствование диалогической формы речи и развитие монологической речи. Развитие умения составлять рассказ из личного опыта.

Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Пересказ текста. Учиться составлять план рассказа и пересказу по плану. Драматизация сказки «Рукавичка». Сравнение украинской народной сказки «Рукавичка» и русской народной сказки «Теремок». Придумать свои начало и конец сказки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в подготовительной к школе группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Семинар-практикум «Организация совместной деятельности педагога и детей с учётом гендерного подхода к воспитанию»

Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерн...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...