Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")
статья по теме

Белкина Ирина Петровна

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка.

   Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В период от 3 до 7 лет ребёнок интенсивно растёт и развивается,  движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, и  вместе с тем всё чаще имеет место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры. В последнее время в педпрактике ДОУ стали применяться такие программы, как программа «Здоровье» (автор В. Г.  Алямовская ), программа «Здоровый дошкольник» (автор Ю. Ф. Змановский), программа по физической культуре  от 3 до 7 лет  (автор    В.П. Щербак), программа «Старт» (авторы Л.В. Яковлева. Р.А.Юдина), программа «Физическая культура -  дошкольникам» Л.Д. Глазыриной. Все они посвящены проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, направлены на воспитание ребёнка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощённого.

    В своей работе я особое внимание уделяю умственному развитию дошкольников. Считаю, что развитие умственных способностей – одна из важных задач, которая стоит перед воспитателями в работе с дошкольниками. Поэтому из всех программ я и выбрала программу «Физическая культура – дошкольникам» Глазыриной, в которой рассматриваются такие подходы, которые доказали возможность повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей на основе принципа фасцинации(очарование),синкретичности(соединение,объединение),творческой направленности.

Цель программы- оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания - массаж, закаливание, физические упражнения.

Для реализации  оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов. Мне нравится широкое использование естественных факторов природы- «дотягиваемся до неба, гуляя по парку»; «любуемся красотой распустившейся листвы на кустиках ,бегая между ними»; объясняю детям, как себя вести на улице зимой – как дышать, как бегать, чтобы не упасть ,а так же использование массажа в игровой форме, купание в бассейне, физических упражнений для развития органов дыхания, формирование осанки, психики (внимания, сообразительности).Считаю очень важным при подготовке таких занятий использовать все, что окружает детей в повседневной жизни. Осуществляя с детьми « прогулку по парку» мы не только бегаем между кустиков ,но и прыгаем через поваленное дерево, затем расчищаем дорогу от камней, передавая их через сторону двумя руками. Решая в данном случае задачи  оздоровительного направления, мы реализовываем так же задачи воспитательные, так как выполнение физических упражнений способствует проявлению у детей терпения, выносливости, разумной  смелости, а так же воспитывает бережное отношение к природе. К примеру, зимой мы играем в снежки. А можно ли бросать их в пробегающих животных? А как нужно бросать друг в друга? А давайте лучше бросать в цель. Воспитание словом во время формирования движений создает благоприятный фон. Мне очень нравится, что занятия проводятся не только на спортплощадке или физзале, но могут проводиться где угодно- в бассейне, в парке, в муззале, на тропинке и т.д.

 

Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений. Этому же способствует использование инвентаря, в том числе и нетрадиционного.

Повышают интерес к  физическим упражнениям и сюрпризные моменты. « Красавица-осень оставила на тропинке волшебный сундучок с необыкновенными листочками. Давайте поднимем их вверх и отпустим, посмотрите ,как они падают…Какой красивый листопад .А теперь давайте побегаем по листикам, а потом быстро соберем букет из самых больших листьев ,беря их по одному; т.е. создаются такие условия ,в которых и физические и духовные  возможности раскрываются во всей полноте. В процессе двигательной деятельности и манипуляции с предметом ребенок познает мир. В данном случае я стараюсь придерживаться принципа синкретичности, который отражает единство в выборе средств и методов воздействия на ребенка. Особое внимание на занятиях физической культурой уделяется развитию каждого ребенка, а деятельность воспитателя сводится к умению регулировать действия детей, побуждая их к проявлению духовных начал ко всему, что окружает. Дети-натуры увлекающиеся, их постоянно надо занимать, очаровывать .Поэтому одним из принципов, регламентирующих деятельность воспитателя является принцип фасцинации (очарование).Ребенка все время нужно очаровывать предметом ,так как развитие у него интереса к процессу движений и двигательных действий является важным фактором в физическом совершенствовании. « Мяч- он такой хороший, здорово прыгает. Нужно к нему хорошо относиться, чтобы он убегал.» Очаровывать ребенка предметом легко, как и окружающей действительностью. Очень капризными становятся девочки, когда учатся прыгать через скакалку, сразу не  получается- и пропадает интерес.» Посмотри ,какая она- гибкая ,длинная, ползучая ,юркая .Кого она тебе напоминает?(Змею) Змея очень проворная, хитрая и ловкая .Неужели тебе не хочется научиться прыгать так, чтобы перехитрить эту плутовку. И я вижу, как сразу возникает интерес в глазах ребенка.

 

Или перед проведением подвижной игры « У медведя во бору»…так очарую детей тишиной осеннего леса, спрятавшимися под деревьями грибами, что дети настолько увлекаются сбором я год и грибов ,что появившийся медведь вызывает просто бурю эмоций и повышенную двигательную активность, сопряженную с желанием спастись бегством.

Необходимо обратить внимание на общение с детьми во время занятий. Полное отсутствие команд, а только обращения «подойдите, повернитесь и т.д.»предполагают отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком.В процессе выполнения заданий и упражнений стараюсь дать ребенку полную возможность самому создавать различные двигательные ситуации, придумывать движение, созданное на основе двигательного опыта и проявление творческой деятельности.» Найди, что спрятано в лесу ,а попасть туда ты сможешь, если переберешься через реку ,не замочив ног; перепрыгнешь через пеньки(перепрыгивание из обруча в обруч),поймаешь комара(подпрыгивание вверх);освободишь дорогу от камней(произвольные упражнения с мячом).

Считаю использование данной Программы в работе актуальной, так как она позволяет педагогу находиться в непрерывном сотворчестве с ребенком, учитывать его интересы, положительно воздействовать на детей средствами физической культуры. Положительным является и то, что воспитатель имеет право выбора средств, форм  и методов оздоровительно-физкультурной работы.А педагогически правильное применение физупражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствует усиленному развитию физических и духовных сил ребенка.

                                          Литература:

1.Л.Д.Глазырина. «Физическая культура дошкольникам»г.Москва, «Владос»,1999г.

2.Л.Д.Глазырина .На пути к физическому совершенству.Минск,1987 г.

3.Современные программы по физическому воспитанию дошкольников.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.  Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

Влияние физического воспитания на умственное развитие детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше ...

Консультация для родителей "Влияние физических упражнений на умственное развитие детей"

Показать влияние физических упражнений на умственное развитие детей можно  при нормальном  развитии детского организма. Наверное, вы думаете что возможно подобрать упражнения только  дл...

Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"

Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...