Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Фомичева Татьяна Геннадьевна
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
 
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
 
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
 
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
 
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. 
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 214»

Программа  по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

на 2012 – 2014 гг.

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Фомичева Т.Г.

г.Саратов, 2012 год

Тема:  Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

     Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
  10.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  11.  Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
  12.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  13.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  14. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  15. Материалы Интернет-сайтов.

Планирование работы по самообразованию

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2012 г.

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Подбор и изучение литературы по теме;

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Октябрь 2012 г.

Воспитание творческой личности с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением

Изучение познавательно-исследовательской деятельности как направления развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ

Консультация для воспитателей

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Октябрь - Ноябрь

2012 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Декабрь

2012 - Январь

2013 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для воспитателей

«Содержание зон экспериментальной деятельности»

Февраль - Март

2013 г.

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов

Составление картотек опытов, экспериментов, игр

Апрель

2013 г.

Инновационные технологии - ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Волшебница Вода»

Май

2013 г.

Изучение условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей и воспитателей

Сентябрь

2013 г.

Знакомство детей со свойствами песка

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком.

Тематическое занятие «Волшебный песок»

Октябрь - Ноябрь

2013 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор медиа-файлов по изучаемым темам

Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

Декабрь 2013 г.

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Январь

2013 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2013

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2013 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Мастер класс «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора»

Апрель

2013 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Беседа, рассуждение, умозаключение

Май

2013 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

Тема поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность: «Удивительный мир восковых мелков»

  Данная работа представлена в виде опытно-экспериментальной и творческой деятельности, где описываются опыты и эксперименты с восковыми мелками, творческие работы с использованием восковы...

Тема поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности: «Речные камни»

Данная работа представлена в виде опытно-экспериментальной деятельности, где описываются опыты и эксперименты, с речными камнями. Использованы методы и приёмы: постановка цели, решение проблемы, наблю...

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Программа  по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»...

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ    Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...