Мастер-класс для педагогов
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Шалаева Лариса Викторовна

Мастер-класс для педагогов "Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе обучения игре в шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

      "Шахматы - это по форме игра, по содержанию -  искусство, а по трудности овладения игрой - это наука".

                                                            Тигран Вартанович Петросян (1929-1984)

Мастер-класс «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе обучения игре в шахматы»

Цель:  Передать опыт проведения шахматных игр, способствующих интеллектуальному развитию ребенка

Уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!

Я очень рада нашей встрече. У меня появилась возможность поделиться с вами педагогическими находками в деле развития интеллектуальных способностей старших дошкольников средствами шахматных игр.

Позвольте загадать вам загадки:

Идет и озирается,

Пугается всего.

Когда игра кончается,

То в плен берут его.

Да, конечно же как  можно не признать короля (не деревянную фигурку, а живой, действующий на поле сражения персонаж).

А вот  следующая загадка:

Два братца в одном королевстве живут,

А встретиться не могут.

( слон)

Чтобы отгадать ее, надо знать правила игры, требующие, чтобы один слон передвигался по белым, а второй — по черным диагоналям. Зато, если отгадаете ее, запомните накрепко. Так и свои ребятам я преподношу  шахматное войско как целостный организм, а  они ощущают себя настоящими полководцами. Через загадки, сказки, з занимательный материал дети постигают мудрую игру – шахматы.

В дошкольном  возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать. 

Шахматы – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. 

В этот период 4 - 6 лет дети без труда овладевают всем новым. Сегодня я хочу вам показать несколько игровых упражнений, которые можно использовать на начальном этапе обучения дошкольников  игре в шахматы.

На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской я использовала следующие  игры - они представлены на слайде

  • «Собери доску»
  • «Прогулка по шахматным улицам»
  • «Подъем на лифте»
  • «Ракеты на старте»
  • «Раскрась шахматную доску»
  • «Назови поле»

С первого знакомства с шахматной доской дети обучаются навыкам схематизации. С этой целью шахматная доска представлена в трех вариантах: демонстрационные шахматы, на которых объясняет воспитатель; реальные шахматы, на которых работают дети и графическая модель шахматной доски. Хочу отметить, что все предложенные игры могут проводиться как на шахматной доске, так и на диаграмме.  Переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно развивает образное мышление детей.

Второй этап обучения игре в шахматы -знакомство с шахматными фигурами.  На этом этапе я использовала игры:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Что изменилось»
  • «Прятки»
  • «Шахматная репка»
  • «Что общего»
  • «Шахматная ДаНетка»

Следующий этап обучения – первоначальное положение фигур:

  • «Фигуры – почтальоны»
  • «Домики для фигур»
  • «Кто быстрее и точнее»
  • «Чей домик?»
  • «Мяч»

Освоить важнейшую тему  - «возможности  фигур»- детям помогают следующие игры:

  • «Игра на уничтожение»
  • «Один в поле воин»
  • «Лабиринт»
  • «Перехитри часовых»
  • «Кратчайший путь»
  • «Захват контрольного поля»

Заключительный этап  направлен на пониманиецели  шахматной партии:

  • «Шах или не шах»
  • «Дай шах»
  • «Пять шахов»
  • «Защита от шаха»
  • «Мат или не мат»
  • «Первый шах»
  • «Найди лишнюю»

Эти игры я использую в организованной деятельности, как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми. А сейчас я продемонстрирую игры, помогающих мне обучить детей игре в шахматы.

Уважаемые коллеги, проходите!

  1.  Игра «Волшебный мешочек».

Уважаемые коллеги! Шахматные фигуры спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если только вы с каждой поздороваетесь и  назовете по имени. Как обычно здороваются люди? Правильно, жмут друг другу руки. А вы с помощью рук попробуйте угадатькакая фигура здоровается с вами, и позовите её по имени.

Эта игра используется мною для закрепления названий фигур и развития восприятия через тактильные ощущения.

  1. Следующая игра называется «Чьи следы?» Уважаемые коллеги, выбирайте фишки, наклейте их на одежду. По цвету фишек поделитесь на две команды.Условие этой игры такое: одна из команд загадывает шахматную фигуру, потом участник этой команды показывает на поле, как ходит загаданная  фигура. Задача второй команды определить, какую фигуру загадали соперники. Правильный ответ даёт вам право загадать свою фигуру, если же вы ошиблись, то ход остается за первой командой. А пешки-малышки подскажут вам, чей ход первый. Выбирайте!

Эта игра упражняет детей в знании ходов фигур, развивает воображение, смекалку, умение ориентироваться в схемах.

  1. Представляю вашему вниманию игру «Найди пару», которая используется мною с целью закрепления схематического изображения фигур на диаграмме. Приглашаю 7 человек. Нам нужен водящий, выберем его с помощью считалки «Есть клетки белые, а есть как чернозем, кто остался выйди вон!». Водящий выбирает себе шахматную фигуру, он становится в центр и ему завязывают глаза , остальные участники выбирают карточки, берутся за руки и становятся в круг.По команде «Пару  найди!» водящий выбирает пару, ориентируясь на схематичное изображение фигур.

На черно-белом  крылечке сидели:

Король, Королева,Два офицера,

У них— два Коня,  по углам— две Ладьи,

И строй солдат,  что стоит впереди.

                                    Пару скорее свою ты найди!

Вы соотнесли свою фигуру с ее схематическим расположением. Эта проводится со всеми шахматными фигурами.  Развивает у детей внимание и наблюдательность, а также формирует навыки общения.

  1. Следующие игровое упражнение называется «Кто на свете всех сильнее?» Приглашаю вас присесть и послушать историю.  Жители шахматного королевства всегда жили мирно, но однажды конь начал хвастать, что он умеет высоко прыгать и поэтому он самый сильный. Остальные фигуры  заспорили, каждая говорила, что сильнее ее нет на свете. Как же нам рассудить фигуры? (сравнить по росту – Д.Л.,  устроить соревнования В.Н.). Замечательно. Давайте устроим шахматное соревнование. Чтобы условия для всех фигур были одинаковы, нужно поместить их на одно из центральных полей. А теперь накройте фишками все поля, на которые может пойти ваша фигура. Замечательно!  (Воспитатель ходит возле педагогов и предлагает тому кто накрыл поля, подойти к планшету и возле своей фигуры выложит фишки).  Какая фигура самая сильная? ( Л.В.)  Ферзь. Л.В.: Почему? Н.Д. Ферзь самый сильный потому, что он ходит на большее количество полей. Л.В. Верно. Ферзь самый сильный, так как он контролирует большее количество полей.

В  процессе этой деятельности  перед воспитанниками раскрывается не только  ценность фигур на шахматнойдоске,  но и причина такой  расстановки сил.  Таким образом,  детистановятся  активными участниками выведения  нового знания.

Рефлексия: Что формируют данные игры у детей? ( Предполагаемые ответы).

Вывод: Во время шахматных игр ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе. У ребенка развивается пространственное воображение, логическое мышление, укрепляется память,  формируются навыки планирования действий. Таким образом шахматные игры являются эффективным  инструментом  интеллектуального  развития.

Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального  развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...