РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. (опыт работы)
проект на тему

Снегирёва Ольга Вадимовна

Реализация различных видов искусства в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

 

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника

является актуальной проблемой современного общества.

В пособии представлен опыт работы по художественно-

эстетическому воспитанию дошкольников средствами

различных видов искусства, а также фотографии

праздников и музыкально-театрализованных спектаклей

с участием воспитанников детского сада №94 ОАО «РЖД».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_1.docx276.89 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Литературный обзор состояния вопроса.

  1. История темы художественно-эстетического воспитания ребёнка в дошкольной педагогике.

      В последнее время всё большее внимание представителей различных наук, а также педагогов-практиков привлекают не только отдельные виды искусств, а также художественная культура в целом, как сильнейший эмоциональный фактор, и как среда формирования личности ребёнка. Художественная культура поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального менталитета, отражая весь окружающий нас мир, она оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей. Погружение детей в мир искусства средствами музыки, движения, театрализованной деятельности вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость, развивает эмоционально-личностную сферу. Известно, что только на положительном эмоциональном уровне идёт благоприятное интеллектуальное развитие.

        Однако следует заметить, что эстетическому воспитанию детей придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, развивать их интеллектуальные способности, а духовное развитие оставалось и остаётся на втором плане.

        Синтез искусства, выступая ведущей тенденцией современности, составляет существенную черту художественной культуры.

         Известно, что на ранних этапах развития человеческой истории носило искусство носило синкретический характер. Первобытный синкретический комплекс праискусства включал в себя зачатки искусства словестного и музыкального,   ранние

                                          4

формы хореографии и пантомиму.

     В искусстве Древней Греции объединялись танец и интонирование (пение) стихов с инструментальным сопровождением. Вершина древнегреческого искусства – античная трагедия представляла собой неразрывное единство драмы, танца и музыки. Органический синтез музыки и живописи, музыки и хореографии характеризовал и искусство Древней Индии. В странах средневековой Европы различные виды искусства объединялись на религиозной основе в литургических драмах и мистериях.

        Последующее видовое разграничение искусства не сняло проблемы синтеза. В искусстве продолжало сохраняться  стремление к комплексному отражению действительности, к той чувственной полноте и целостности, которые присущи эстетическому восприятию мира.

        Каждый вид искусства отличается своей специфической системой изобразительно-выразительных средств и имеет определённые преимущества перед другими видами искусства. Однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всём многообразии. Полная художественная картина мира может быть воссоздана лишь при комплексном воздействии на человека различных видов искусства. Комплекс искусств выступает средством формирования у детей представления о художественном образе, который влияет на их эмоциональное состояние. В основу комплекса искусств положен один из видов, доминирующий и связывающий все остальные. Что позволяет осуществить целостное восприятие и анализ художественного произведения. Л.С. Выготский видит в комплексном воздействии искусства зерно всей системы художественного воспитания. Целью приобщения детей к искусству должно стать формирование у них умения творить прекрасное в своей жизни путём включения в обучение всех видов искусств – литературы, музыки, театра.

                                             5

1.2.История изучения темы педагогического опыта работы в НДОУ №94 ОАО «РЖД».

         Проблема художественно-эстетического воспитания детей в настоящее время стала очень актуальной в связи с заметным ухудшением эстетического и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной и социальной незрелости детей, подростков и молодёжи.

         Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить эстетические основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их умению понимать искусство и видеть прекрасное – главные идеи воспитания человека и его души.

         Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоциональному, эстетическому, духовно-нравственному развитию, и в то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

         В настоящее время наиболее эффективно образовательные задачи художественно-эстетического воспитания решаются в том случае, когда в дошкольных учреждениях в работе с детьми используется интегрированный подход при организации учебного процесса.

         Одним из основных направлений воспитательно- образовательной работы в НДОУ № 94 ОАО «РЖД» является       художественно- эстетическое воспитание                            дошкольника, где ребёнок получает все необходимые знания о мире прекрасного через ознакомление его с искусством музыки, танца, театра, красотой художественного слова, изобразительной деятельности.

                                          6                                          

         Интеграция областей искусства оказывает своё воздействие не только на духовное развитие ребёнка, а также производит колоссальный оздоравливающий эффект.

На основе вышеизложенного:

Объект исследования: художественно-эстетическое воспитание.

Предмет исследования: синтез видов искусств.

Цель исследования: выявление роли интеграции видов искусств в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Задачи:

  •  изучить научно-теоретические основы роли синтеза искусств в художественно-эстетическом воспитании дошкольников;
  •  разработать опыт работы по реализации различных видов искусств в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме синтеза искусств, ведущие теоретические положения педагогики и психологии о роли художественной культуры в эмоциональном развитии ребёнка.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании средств и методов художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Практическая значимость состоит в разработке опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию детей в НДОУ №94 ОАО «РЖД» и его рекомендации педагогам дошкольных учреждений.

         Педагогический опыт коллектива дошкольного образовательного  учреждения №94 ОАО «РЖД» ещё раз

                                             7

подтверждает то, что художественно-эстетическое воспитание ребёнка дошкольного возраста имеет огромное значение для формирования социально-активной личности, является важным условием подготовки ребёнка к жизни в современном обществе.

         В системе работы по данному направлению в НДОУ № 94 ОАО «РЖД» придаётся особое значение музыкально- театрализованной деятельности, танцевальному творчеству детей, профориентационной направленности, посредством которых осуществляется художественно-эстетическое воспитание ребёнка-дошкольника.

                   

                   

                                              8

Глава 2. Описание методов основных видов искуссв, используемыз в представленном опыте.

2.1. Музыкальное искусство в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

          Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребёнка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Познавая окружающий мир, ребёнок одновременно создаёт свой собственный мир, формирует свой образ, определённую систему отношений с окружающими – со взрослыми, со сверстниками. Поэтому для сохранения субкультуры ребёнка необходимо создание соответствующей социокультурной среды, в которой бы ребёнок чувствовал себя не только востребованным, но и защищённым.

         В интеллектуальном и художественно- эстетическом развитии ребёнка огромную роль играет искусство. Искусство даёт возможность приобщить ребёнка к основам художественной культуры, активизировать творческие проявления.

         Музыкальное искусство – один из важных компонентов развивающей среды, которая должна окружать ребёнка в течение всего периода детства. Взрослея, ребёнок начинает всё более осознанно воспринимать окружающее, приобщаться к разным видам музыкальной деятельности.

         Формы приобщения к музыке могут быть самыми разнообразными: музыкальные занятия, праздники, развлечения, экскурсии и т.д. Не только музыкальные руководители, но и воспитатели, как правило, могут стать инициатором в организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни. Это совместное пение детей, проведение игр-забав, музыкальных конкурсов, подвижных

                                            9

игр,  игр-драматизаций, в которых дети совместно с педагогом с помощью простых движений передают сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных сказок.

         Для осуществления всей этой интересной работы в музыкальном зале, а также в группах создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения с детьми в процессе слушания музыки, совместную с детьми музыкально-творческую деятельность в различных формах (музицирование с помощью детских музыкальных инструментов, пение, танцы, игры, хороводы, драматизации и др.).

         Для общения ребёнка с музыкой отводится удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением детей или ориентируется на развитие его познавательной сферы,  музыкальные впечатления. Слушание музыки не занимает много времени. Для этого необходимо 5-10 минут в зависимости от возраста детей, иначе интерес к воспринимаемому произведению может быть потерян. Перед прослушиванием педагог настраивает и заинтересовывает детей, направляет их внимание на особенности звучания музыкальных произведений. После прослушивания или перед ним можно побеседовать с детьми о музыке, о характере её звучания, о тех чувствах, которые в ней передаются.

         Большую роль в эстетическом развитии дошкольника играют несложные песенки, к подпеванию которых педагог

поощряет детей, а затем и к самостоятельному исполнению,

что очень нравится детям. У детей накапливается первоначальный музыкальный опыт, что даёт возможность в дальнейшем действовать самостоятельно.

                                       10

Так, например, педагог, показав 2-3 несложных движения, предлагает детям

поплясать под музыку, а в следующий раз – придумать свой маленький танец.

         Для инсценировок заранее педагогом приготовлены различные атрибуты, элементы костюмов (шапочки героев), с помощью которых детям легче перевоплощаться в соответствующий образ.

         Создание детского музыкального оркестра является частью музыкальной среды не только в музыкальном зале, но и в группах. Дети приобщаются к игре на простейших инструментах: барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольниках, ксилофоне, металлофоне, губной гармонике и других или  на инструментах-самоделках, используя для этой цели предметы обихода, например, деревянные или металлические ложки, коробки, погремушки, пластиковые бутылки и т.д. Необходимо позволять ребёнку экспериментировать с разными предметами, изучая их возможности, в том числе звуком.

         Итак, главной задачей музыкального воспитания детей является накопление и обогащение опыта эмоциональных переживаний средствами музыки, развитие музыкальных способностей дошкольника, приобщение его к музыкальной культуре, развитие интереса к различной музыкальной деятельности и способностей к самостоятельному музицированию.

         Для успешной работы в детском саду осуществляется тесное взаимодействие детского сада и семьи. С одной стороны знание педагогами ДОУ  особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцировано

подходить к воспитанию ребёнка в детском саду, с другой – родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведёт себя их ребёнок,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников, в ходе реализации творческого проекта по театрализованной деятельности «Мир театра»".

С целью приобщения  детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствованию формирования  творческой личности; развития речи и  коммуникативные навыков у д...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным тво...

«Создание комфортной обстановки в ДОУ для реализации художественно-эстетического воспитания дошкольников».

   Основой процесса художественно-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, которая направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрас...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...