Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
статья по теме

Гарифулина Оксана Константиновна

из опыта работы

Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.

Формирование коммуникативных способностей детей во многом зависит от сотрудничества детей, родителей и педагогов. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагог и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей, В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_seme.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Гарифулина О.К.                                                                                                                  Учитель-дефектолог                                                                                                 МБДОУ детскийсад № 150                                                                                                                       города Иркутска

Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии комуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

    Процесс становления полноценной личности ребенка проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации. Позитивный опыт отношений в семье обеспечивает гармоничное вхождение ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию. В психолого-педагогических исследованиях  М. И. Лисиной [2] подчеркивается, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно развиваются отношения ребенка с ближайшим окружением. Одновременно под воздействием социального окружения и отношения значимых близких лиц к ребенку в структуре его личности формируются характерологические черты (A. C. Спиваковская)

  Среди детей с особыми образовательными потребностями дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения.  У других детей  ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.  Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также являются причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные  микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

 Родители, не всегда понимают трудности детей в обучении, не имеют глубоких знаний о природе задержки психического развития, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии  детей с ЗПР.  Успешность же коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько взрослые понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями  можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников.  В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения  в коррекционно-педагогический процесс.

   При условии грамотно построенного взаимодействия мы имеем уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья-ребенок-детский сад».  Важнейшим способом реализации  нашего сотрудничества с родителями является организация  совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Такую помощь можно оказывать через консультации, беседы, тренинги и т.д. Мы используем все эти формы, но наиболее эффективным стал клуб «Семейная академия».  Основной целью, которого является: «Объединение усилий  ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом его индивидуальных особенностей; возможность общаться родителей друг с другом, делиться опытом семейного воспитания».

Основные задачи работы клуба:

-  оказание родителям консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей.

-   информированность родителей о потенциальных возможностях ребенка.

-  обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности.

-  знакомство с опытом семейного воспитания, влиянием семейных традиций на воспитание ребенка в семье.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников. Тематика встреч в клубе выбирается на основании анкетирования с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, возникающих в процессе осуществления педагогической деятельности и конкретных ситуаций.

В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, тренинги, круглые столы, мастер классы. Обязательной рубрикой являются встречи «Гость клуба», когда на заседание приглашаются специалисты детского сада или гостем становятся родители. Для коррекции детско-родительских отношений организуются, совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения, тренинги, решение проблемных ситуаций, досуговые и спортивные мероприятия. Наибольшей популярностью у родителей пользуется страничка «Шпаргалка для родителей», которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием  и развитием детей с ЗПР. Темы для шпаргалок выбираются по запросам родителей: «Роль отца в воспитании ребенка», «Если в семье прибавление», «Что надо знать о  гиперактивных детях» и  др.

Каждое заседание  клуба имеет  тему, цель, задачи и направлено на практическую помощь родителям и их детям. Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, медсестры, ст. воспитателя, руководителя физического развития, музыкального руководителя, воспитателей.  Среди воспитателей и родителей является популярной такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках клуба прошли заседание: «Встречаем праздник весело», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей любовью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей",  "Семейные старты". В рамках работы клуба организуется семейный театр, объединяющий семьи с детьми при поддержки педагогов. Педагоги подбирают репертуар, помогают с декорациями и костюмами. Семьи вовлекаются в этот процесс и итогом работы являются мини сценки, мини спектакли. Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности, желание поделиться своими находками.

  Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом советов психолога. На  каждом заседании используются приемы  индивидуальной или коллективной рефлексии, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания, предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: «Я узнала о своем ребенке, что…»,  « Мне больше всего понравилось…».

  В целях повышения активности родителей в работе клуба большая роль отводится наглядной информации.  К каждому празднику педагоги, родители и дети выпускают  мини-газеты: «Новый год в кругу семьи»; «Наши папы - защитники Отечества»; «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»; «Наши деды надевают ордена».

   Организовываются выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», «Наша дружная семья».

  Родители совместно с детьми создают семейные фотоальбомы, которые пользуются огромной популярностью у детей: «Моя семья»; «Лучше лета приятеля нет», «Наш выходной». В домашних условиях изготавливают коллаж интересов: « Если будем дружно жить, не придется нам тужить». Педагогами организовываются фотовыставки, которые направлены на то, чтобы ознакомить родителей с  деятельностью их детей в детском саду самыми интересными событиями из жизни группы: «Мы в библиотеке»; «Экскурсия в музей авиазавода»; «Письмо Деду Морозу» (экскурсия на почту), «Зимние забавы».

  В рамках работы клуба родители с детьми участвуют  в акциях: «Участок нашей мечты» (благоустройство участка группы); «Возле нашего крыльца мы посадим деревца» (посадка деревьев и кустарников на участке детского сада); «Накормите птиц зимой» (изготовление кормушек).

   Для повышения активности семей воспитанников и  их практического участия в мероприятиях используются приемы поощрения - это благодарственные письма администрации детского сада, фоторамки с мероприятия, открытки. Мы  вместе с детьми изготавливаем красочные пригласительные билеты.

  Эффективным средством общественно - родительского взаимодействия явилась совместная проектная деятельность.  За время работы клуба дети и родители стали участниками нескольких проектов: « Мы поведем тебя в музей»,  «Путешествуя с тобой – мы узнаем край родной». Вовлеченность в проект позволила всем членам семьи стать непосредственными его участниками, родителям помогла обогатить свой педагогический опыт в развитии и воспитании детей с ЗПР, открыть неизвестные стороны своего ребенка, испытать чувство удовлетворенности от его успехов.

На протяжении всего учебного года в группе  работает «Семейная гостиная». Это уютное место читательского уголка в приемной, где расположена необходимая литература по вопросам развития и воспитания детей. Здесь же работает библиотечка-передвижка по семейному воспитанию, родители могут взять книги и брошюры домой.  Ответить на вопросы анкеты, теста или задачи.

 В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению всех участников педагогического процесса. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания.

Благодаря использованию представленных форм общественно - семейного взаимодействия отмечаются существенные позитивные изменения в восприятии семейных отношений дошкольников с особыми образовательными потребностями; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится теплым, принимающим. Родители адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично и реально оценивают перспективы проблемного ребенка.

Мероприятия работы клуба на год.

1 заседание

Тема «Давайте дружить и помогать друг другу»

-выставка рисунков детей «Моя семья»

-«Гость клуба» педагог-психолог «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»

-выставка совместных поделок «Причуды осени»

-изготовление фруктовых салатов родителями и детьми кафе «Лакомка»

-дегустация семейных блюд

2 заседание

Тема «Встречаем праздник весело»

- «Гость клуба» музыкальный руководитель с информацией «Из истории песен»

-консультация учителя-дефектолога «Играем дома»

-выставка совместных поделок «Новогодняя елка»

-обмен семейным опытом «Встречи Нового года в кругу семьи»

- конкурс чтецов «Дети о зиме»

-практикум по изготовлению новогодних игрушек «Мастерилка»

3 заседание

Тема « СемьЯ»

-выставка «Любимая игрушка моего ребенка»

-обмен семейным опытом «Трудности в воспитании»

-консультация учителя-дефектолога «Развивающие игрушки»

-«Гость клуба» повар детского сада совместное изготовление бутербродов к маминому празднику.

-чаепитие

4 заседание

«Моя семья – минута славы»

-выставка семейных альбомов «Наш выходной»

-консультация педагога-психолога «Карабас-Барабас или добрая фея» (стили семейного воспитания)

- «Гость клуба»- родитель, мастер класс по изготовления картин из шерсти

-обмен опытом «Досуг в выходной день»

-театрализованное представление «Неразлучные друзья взрослые и дети»

5 неделя

Тема «Место книги в вашем доме»

- прослушивание интервью «Говорят дети»

-выставка книг «Книги разных поколений»

-фотовыставка «Мы в библиотеке»

-открытый микрофон «Вы спрашиваете - мы отвечаем»

-совместный ремонт книг «Книжкина больница»

 Литература

1.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.:ТЦ Сфера,2005.-80с.

2.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.,1997.

3.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: ТЦ Сфера,2007 -47с.

4.Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей.- М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998.-400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"

Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Статья по социально - коммуникативному развитию, по Петербурговедению. «Знакомство с Петербургом детей с задержкой психического развития»

Предлагаю педагогам - дошкольникам компенсирующих групп статью по обоснованию необходимости воспитания любви детей к родному городу....

Формирование речевой коммуникации как средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития

В данной презентации дается определение ЗПР. Раскрыты задачи первых направлений коррекционно-развивающей работы. Раскрыты основные принципы организации работы на начальном этапе...

«Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению тра...

Модель взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателей по теме «Профессия – инспектор ДПС» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет.

Коррекция и  развитие речевых и неречевых психических функций   через  совершенствование  системы ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ, по ознакомлению с профессией...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ...