Программа: «Повышение качества взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя - один из путей обеспечения эмоционального благополучия воспитанников и совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми»
рабочая программа по теме

 На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. Не секрет, что от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.
 У каждого сотрудника детского сада есть свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако, существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.
 Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда». Психологические исследования показывают, что наиболее комфортно воспитанники ощущают себя, если между воспитателем и помощником воспитателя установились партнерские отношения и они придерживаются модели «Мы – команда» или являются единомышленниками.
 Партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый их которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
 «Идеальной» модели взаимодействия воспитателя и пом.воспитателя присуще: единый взгляд на воспитание и развитие ребенка, единые требования предъявляемые к ребенку, взаимозаменяемость взрослых по некоторым вопросам, четкое выполнение своих должностных инструкций, уважение и доверие друг к другу, чувство надежности.
Данная программа направлена на создание именно такой модели взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственного  бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 22 городского округа Чапаевск Самарской области структурного подразделения – детского сада № 28 «Ёлочка»

Программа: «Повышение качества  взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя   - один из путей обеспечения эмоционального благополучия воспитанников и совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми»

Составитель: Чернова Светлана Анатольевна,

 методист ГБОУ СОШ № 22

 г. о. Чапаевск Самарской области

структурное подразделение –

детский сад № 28 «Ёлочка»

Адрес: 446100, Самарская область,

 город Чапаевск, ул. Калинина, 32.

Тел. 8(846-39) 2-05-51

Пояснительная записка.

На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. Не секрет, что от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.

У каждого сотрудника детского сада есть  свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако,  существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей  культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.

Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда». Психологические исследования показывают, что наиболее комфортно воспитанники ощущают себя, если между воспитателем и помощником воспитателя установились партнерские отношения и они придерживаются модели «Мы – команда» или являются единомышленниками.

Партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый их которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

«Идеальной» модели взаимодействия воспитателя и пом.воспитателя  присуще:  единый взгляд на воспитание и развитие ребенка, единые требования предъявляемые к ребенку, взаимозаменяемость взрослых по некоторым вопросам, четкое выполнение своих должностных инструкций, уважение и доверие  друг к другу, чувство надежности.

 Данная программа направлена на создание именно такой модели взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя.

Цель: обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса через повышение уровня взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя.

Задачи:

  • адаптировать  пом. воспитателя и воспитателя групп друг к другу и коллективу в целом;
  • разработать программу  идеальной  модели взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя;
  • повысить уровень педагогического просвещения помощников воспитателя.

Практическая значимость программы: 

- программа может быть реализована в любом коллективе детского сада;

- обеспечение эмоционального благополучия воспитанников через создание идеальной модели взаимодействия воспитателя с пом. воспитателя;

- сплочение помощника воспитателя с воспитателем;

- возможность обмена опытом профессиональной деятельности с коллегами.

Теоретическая значимость программы: 

  • определены шаги по совершенствованию уровня взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя;
  • подобран практический материал по адаптации членов коллектива друг к другу;
  • собран и обобщен материал для педагогического просвещения помощника воспитателя.

Инновационный подход:  заключается в решении задачи по созданию благоприятной психологической атмосферы для детей через совершенствование уровня взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя.

Ожидаемые результаты:

- слаженность в работе воспитателя с помощником воспитателя;

- благоприятная атмосфера для пребывания ребёнка в группе;

- повышение уровня педагогического просвещения помощников воспитателя;

- совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Материально-техническая и методическая обеспеченность реализации программы.

Для реализации программы необходимы: помещение, столы, стулья, канцелярские принадлежности, белая бумага, компьютер, принтер, доска, конверты почтовые, файлы, лифлет-холдер, методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы с детьми, СанПиН.

 

Участники программы: воспитатели, помощник воспитателя методист, педагог-психолог, медсестра.

Сроки реализации программы: в течение  2012 – 2013 учебного года.

Встречи проходят 1 раз в неделю

Характеристика профессионального потенциала педагогических кадров и вспомогательного персонала:

Критерии

Воспитатель

Помощник воспитателя

Младший воспитатель

Предположения

Направления работы

Образование

Педагогическое

100

16

Помощникам воспитателей не хватает педагогических знаний для оказания помощи в организации ВОР

Просвещение помощников воспитателей по вопросам взаимодействия с детьми и оказания помощи воспитателям в организации ВОР

Стаж в должности

До 2 лет

16

33

8

41%всп.персонала и 16% воспитателей - проходят период адаптации к коллективу, напарнику по группе, осваивают тонкости работы по своей должности.

74% вспомогательного персонала и 37%педагогов не имеют достаточного опыта работы.

1.Адаптация к коллективу, напарнику по группе.

2. Выстраивание адекватного эффективного взаимодействия с напарником по группе.

До 5 лет

21

25

8

До 10 лет

16

33

Отстраненность от профессиональных и личностных затруднений молодых коллег.

Передача опыта работы коллегам

До 20 лет

16

7

Свыше 20лет

31

Схема реализации программы

Направление деятельности

Форма проведения

Содержание

Предполагаемый результат

Личная совместимость

Тренинг

Сплочение помощника воспитателя и воспитателя, работающих на одной группе; адаптацию к коллективу новых сотрудников детского сада; выработку эффективных навыков взаимодействия между сотрудниками.

1.Адаптация к коллективу, напарнику по группе.

2. Выстраивание адекватного эффективного взаимодействия с напарником по группе.

3.Благоприятная атмосфера в группе.

Права и обязанности каждого

Деловая игра

Знакомство с должностными инструкциям воспитателя и помощника воспитателя, рациональное распределение обязанностей.

Слаженность в работе воспитателя с помощником воспитателя

Я вместо тебя. 

Практикум

Обмен опытом работы по вопросам  санитарно-гигиенического состояния группы и организации детей.

Передача опыта работы коллегам

Просвещение – мать учения

Использование лифлет-холдера.

Просвещение помощников воспитателей по вопросам взаимодействия с детьми и оказания помощи воспитателям в организации ВОР

Повышение уровня педагогического просвещения помощников воспитателя;

совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми.

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ПОМОЩНИКОМ ВОСПИТАТЕЛЯ «МЫ ВМЕСТЕ»

Часть 1.  Личная совместимость (тренинг на сплочение)

Упражнение 1. « Я не остров»

Я НЕ ОСТРОВ: ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

Вы когда-нибудь пробовали сосчитать, со сколькими людьми в этой жизни вы связаны? Взглянув на свою «Рабочую страничку», вы обнаружите там раздел «Я не остров». В этом разделе составьте диаграмму своих связей и отношений с другими людьми.

В окончательном варианте диаграмма может выглядеть следующим образом: 

Например:

Семья

Мы все связаны тесными узами с членами своей семьи, причем как с кровными родственниками, так и с людьми, которые стали нам такими же близкими, как и кровная родня. Ваши ближайшие родственники – это родители или люди, воспитавшие вас, а также братья и сестры. В вашу семью входят бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюродные братья и сестры и другие родственники.

Друзья

У большинства из нас есть друзья – люди, с которыми мы с удовольствием проводим время, потому что чувствуем себя в их обществе легко и комфортно. У некоторых из нас есть друг, который нам особенно близок, - наш лучший друг.

Коллеги по работе

Значительную часть времени мы проводим в детском саду, где ежедневно общаемся с воспитанниками и другими сотрудниками детского сада.

Вывод: «Ни один человек не может уподобиться острову»

Задание: оцените, сколько времени вы проводите с каждой из этих групп в течение дня.

Вывод: В течение дня большую часть времени мы проводим с воспитанниками и коллегами по работе.

А насколько хорошо вы знаете друг друга?

Упражнение 2. «Чей предмет?»

Цель: определить хорошо ли сотрудники знают друг друга.

Заранее,  втайне  от других участников встречи, собрать с участников тренинга личные небольшие предметы и сложить в коробку.

Каждый участник достаёт из коробочки предмет и характеризует  его, а затем угадывает имя собственника предмета.

Упражнение 3. «Вот Я какой!»

Задача каждого участника презентовать себя, используя шаблон.

ВОТ Я КАКОЙ

Я (два особых ваших качества)__________________________________________________

Мне интересно (что-то, вызывающее у вас интерес) ________________________________

Я слышу (воображаемый звук) _________________________________________________

Я вижу (воображаемый предмет)________________________________________________

Я хотел бы (ваше реальное желание)_____________________________________________    

Я (повторение первой строки)___________________________________________________

Я представляю себе(ваша фантазия)_____________________________________________

Я чувствую (чувство относительно чего-то вымышленного)_________________________

Я прикасаюсь (к воображаемому предмету)_______________________________________

Я беспокоюсь (о чем-то реальном)_______________________________________________

Я плачу(когда вспоминаю что-то очень грустное)__________________________________

Я (повторение первой строки)__________________________________________________

Я понимаю (что-то, в чем вы уверены)___________________________________________

Я говорю (фраза, в истинность которой вы верите)_________________________________

Я мечтаю (ваша настоящая мечта)_______________________________________________

Я пытаюсь (что-то сделать)_____________________________________________________

Я надеюсь (ваша реальная надежда)_____________________________________________

Я (повторение первой строки стихотворения)_____________________________________

 

Я уникален, потому что _______________________________________________________

Хотя я и далек от совершенства, я _______________________________________________

Упражнения 4. «Если бы вы были книгой, то какой?»

Участники рассматривают выставку книг и журналов, затем по кругу продолжают  предложение: «Если бы я был книгой, то она была бы …..(размер, оформление, о чём, какого срока давности)»

Упражнение 5. «Автомобиль»

Детский сад – это сложный механизм, где от качества работы  каждой детали  зависит: будет ли машина легко мчаться или скрипеть и ломаться.

Сейчас мы  будем строить с вами автомобиль. Для этого нужны детали. Какие?

 Каждый из вас назовёт, какой деталью может быть  и почему.  Тем,  кто будет затрудняться, мы обязательно поможем.

Упражнение 6. «Но иногда несмотря ни на что я все равно ощущаю себя островом»…

Поработав с диаграммой «Я не остров», вы, вероятно, испытали самые различные чувства. Кто-то почувствовал большую уверенность в себе, увидев, со сколькими людьми он на самом деле связан. А кому-то, наверное, пришла в голову такая мысль: «Если посмотреть на эту диаграмму, то действительно кажется, что я связан отношениями со многими людьми. Но несмотря на это в коллективе я чувствую себя одиноким. Иногда я даже ощущаю себя самым настоящим «островом» - как будто я не связан в этом мире ни с одним человеком. Откуда у меня это ощущение?

Разделить участников на группы по 3-4 человека и попросить привести две-три причины, заставляющие человека чувствовать себя «островом».

Выводы:

 «Человек может ощущать себя «островом»», если он не связан с кем-либо еще в любой важной для себя сфере жизни»

 «Человек может ощущать себя «островом», если его отношениям с другими людьми недостает прочности».

. «Человек может ощущать себя «островом» в новой или непривычной обстановке».

Людям свойственно некоторое время ощущать себя «островом», когда они переезжают в другой город или переходят в новую школу, где никого не знают.

Лучшее решение всех этих проблем – совершенствование своих отношений с другими людьми.

Упражнение 7. «Узел»

Попросить  участников встать лицом друг к другу. Затем каждый протягивает руки к центру круга и берет за руку двух участников, стоящих напротив. В результате получится нечто вроде ступицы колеса, «спицы» которого (т.е. руки участников) случайным образом пересечены в центре. А теперь, не отпуская рук, участники должны распутать образовавшийся узел так, чтобы образовать круг, в котором каждый человек держал бы за руки своих товарищей справа и слева от себя.

«Узел распутан!»

За счет чего вашей команде удалось распутать узел? (Или, если распутать узел не получилось: Почему вам не удалось распутать узел?)

Среди ответов выделить следующие. Успех команды зависел от (Неудача, соответственно, будет определяться неспособностью или отказом соблюсти упомянутые выше требования):

четкого взаимодействия друг с другом;

взаимопонимания;

взаимопомощи;

координации усилий;

умения предвидеть последствия того или иного движения играющих.

Для этого необходимо научиться разрешать разногласия.

Упражнение 8. «Активное слушание». « Я – сообщение»

При реализации партнерской модели отношений, основными способами при разрешении межличностных противоречий выступают сотрудничество и компромисс. Главным при этом является диалогическая позиция партнеров. “Понятие диалога употребляется как собирательное для обозначения тактик, используемых с целью поиска оптимальной альтернативы решения проблемы или выработки интегративного решения, объединяющего противостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего. Такая переговорная тактика поведения в конфликтной ситуации ведет к тому, что взаимодействие из противоречивого становится согласованным, основанном на общем интересе (“Мы вместе должны решить эту проблему”).

Существует алгоритм разрешения споров.

  1. Прояснение конфликтной ситуации.

 Выяснение потребностей и интересов каждой из сторон.

1этап. Метод «Активное слушание» – это такое слушание, при котором мы активно даем понять собеседнику, что мы его не только слушаем, но и слышим, и понимаем, и даже разделяем его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

«Активное слушание» подразумевает, что мы пересказываем все то, что услышали от собеседника, при этом называя чувства собеседника.

«Активное слушание» заключается в умении донести до человека с противоположной точкой зрения, то что вы услышали его интересы и потребности.

«Вы встревожены (назвать чувство человека),  правильно ли я понял,  Вы хотите….(и повторить то, что сказал вам человек)».

2этап. «Я – сообщение»  - говорите о своих интересах и потребностях, чувствах.

Когда говорите о своих чувствах другому человеку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА: О СЕБЕ, о СВОЁМ переживании, а не о НЁМ, не о Его поведении.

Например: «Я (называете чувство, которое вы испытываете) нервничаю, потому что (факт ) мне приходится ждать»

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».

 1. Оно позволяет вам выразить мысли и чувства в необидной для собеседника форме.

 2. «Я-сообщение» дает возможность собеседнику ближе узнать вас.

 3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, собеседник становятся более искренним в выражении своих. Собеседник начинает чувствовать, что ему доверяют.

 4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем собеседнику возможность самому принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши пожелания и переживания.

Метод

 1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

 2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

 3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

 4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

  1. Сбор предложений по выходу из ситуации.
  2. Выбор наиболее подходящего варианта для всех.
  3. Детализация принятого решения.
  4. Выполнение принятого решения. Проверка.

Упражнение 9. «Границы личности в отношения между людьми»

Работа в парах.

Один из важнейших способов проявления уважения к окружающим – соблюдение неприкосновенности «границ» их личности.

При этом необходимо помнить о двух правилах:

1) уважайте личностные границы других,

2) не забывайте об ответственности за «свою территорию», т.е. за то, что находится в границах вашей личности. Если вам удалось установить разумные границы в общении между собой и окружающими, вы осознаете, кто вы, и уважаете границы личности других.

Эксперимент по выявлению границ личности в общении.

Мы попытаемся провести эксперимент, который поможет вам лучше понять, что такое «границы личности» и как они влияют на человеческие взаимоотношения. Признание неприкосновенности границ личности вашего коллеги – неотъемлемая часть вашего уважения к нему и самому себе.

А теперь разбейтесь на пары  и ждите дальнейших инструкций.

Встаньте на таком расстоянии друг от друга, которое вы обычно выбираете для разговора с собеседником. Расскажите друг другу о своих домашних животных, увлечениях или любимых видах спорта.

А теперь повернитесь друг к другу спиной и встаньте вплотную. Поговорите о своих любимых блюдах.

Затем пусть один из вас останется стоять, а второй встанет на колени, и в таком положении расскажите друг другу о своем любимом фильме, книге или песне. (Через минуту попросите участников пары поменяться местами).

Встаньте лицом к лицу и расскажите о том, каким бы вы хотели видеть своего коллегу – напарника по группе.

Анализ:

Какое из положений было для вас наиболее удобным? Какое оказалось самым неудобным? Почему?

Некоторым из ваших друзей нравится, когда их обнимают при встрече или расставании. Другие этого избегают. Все это примеры физических границ личности. Нам следует осознать приемлемые для нас личностные границы и уважать границы других.

Кроме границ, определяющих правила межличностного общения на физическом уровне, существует и множество иных видов социальных границ личности. Можно выделить границы на уровне:

- речи (не все из того, что мы слышим, нам нравится);

- сосуществования в группе (со сколькими людьми и как долго мы желаем общаться);

- отношения к собственности (насколько легко вы способны чем-то поделиться или одолжить те или иные принадлежащие вам предметы) и т.д.

Во всех случаях эти границы могут охраняться излишне жестко или чересчур мягко. Обе эти крайности могут привести к осложнению отношений.

Представьте себе, что Люда работает на одной группе с Таней. Таня  всегда первой предлагает, как им провести свободное время. Люда неизменно соглашается, даже если ей вовсе не хочется делать то, что интересно Тане, но она боится утратить Танено расположение, сказав «нет». В данном случае границы личности Людмилы при общении с Таней легко нарушаются.

Можно привести и противоположный пример. Допустим,  Галя и Валя подружились, потому что им обоим нравилось заниматься творчеством. Но когда у Гали возникли другие интересы и она стала уделять творчеству меньше времени, Валя перестала вести себя как её подруга. В данном случае Валя установила для себя очень жесткие границы межличностного общения.

Нам всем необходимо учиться распознавать приемлемые для нас границы своей личности, чтобы уметь устанавливать их на разумном уровне.

Людям со слишком легко проницаемыми границами, возможно, не помешало бы чуть больше уважать себя. Людям с чересчур жестко охраняемыми границами необходимо усилить чувство уважения к другим.

Вывод: С уважением относитесь как к своим личностным границам, так и к границам личности других.

Упражнение 10. «Уважение»

Заполните таблицу «Как можно проявить уважение» Обсудить в мини группах.                                       Уважение

Мы проявляем уважение к себе:

1.

2.

3.

Мы проявляем уважение к другим:

1.

2.

3.

Мы проявляем уважение к работе:

1.

2.

3.

Мы проявляем уважение к тому, что важно для нашего детского сада:

1.

2.

3.

Мы проявляем уважение к себе:

- заботясь о своем внешнем виде;

- высказывая свое мнение, даже если оно отличается от мнения ваших друзей.

Мы проявляем уважение к другим:

- признавая право коллеги на собственное мнение;

- не докучая другим людям, если наше внимание кажется им неприятным или причиняет боль.

Мы проявляем уважение к работе:

- выполняя добросовестно должностную инструкцию;

- вовремя приходим на работу (соблюдаем правила внутреннего трудового распорядка);

- внимательно относимся к словам руководителя, коллег, когда они к нам обращаются.

Мы проявляем уважение к тому, что важно для нашего детского сада:

- добровольно участвуем в проектах по благоустройству нашего детского сада;

- следим за чистотой;

- принимаем участие в КПД.

Упражнение 11. «В поиске положительных качеств»

Разделитесь на группы: воспитатели и помощники воспитателя. Каждая группа должна составить список качеств, необходимых для того, чтобы «хорошо» выполнять ту или иную работу другой группы. Какими качествами должен обладать хороший воспитатель? Какие качества необходимы хорошему помощнику воспитателя? После того, как все группы справятся с заданием, попросите представителей каждой рассказать о результатах своей работы. На доске составляется общий список предложенных  качеств.

Можем добавить в него черты из представленного ниже списка, если никто не упомянет их:

- надежность;

- уважение к окружающим;

- способность к состраданию;

- чувство ответственности;

- справедливость;

- заботливость;

- трудолюбие;

- добропорядочность;

- честность;

- преданность;

- цельность характера;

- умение сдерживать обещания.

Упражнение 12. «Мой идеальный коллега»

На мольберте представлены следующие слова:

Чувство юмора;        

Сообразительность;

Преданность;

Атлетизм;

Популярность;

Общие интересы;

Доброта;

Общие убеждения\ценности;

Приятная внешность;

Надежность;

Умение слушать;

Честность;

Богатство;

Щедрость;

Уступчивость;

Ответственность

Попросите каждого из участников пометить в этом списке три качества, которые представляются ему наиболее важными при выборе напарника по работе.

Вывод: Напарник, с которым предстоит работать, обладает качествами:

  • Выполнение взятых перед другом обязательств
  • Преданность друг другу
  • Взаимное доверие
  • Верность данному слову
  • Искренняя и неподдельная забота о благе коллеги
  • Честность
  • Открытость, искренность в общении
  • Сострадание и понимание
  • Уважение (к чувствам и взглядам другого человека)
  • Ответственность (умение отвечать за свои поступки и их последствия, признавать свои ошибки)
  • Прощение (умение прощать, когда друг неправ)
  • Умение направлять свои усилия на укрепление рабочих отношений

Некоторые угрожающие признаки не комфортных отношений

Использование друга в личных интересах

Неумение держать свое слово

Отсутствие преданности друг другу

Отсутствие взаимного доверия

Практическая неспособность выполнять обязательства

Отказ от нравственных ценностей ради получения удовольствия

Взаимное давление с целью добиться компромисса со своей совестью

Подумайте, не проявляются ли в ваших отношениях с кем-либо из друзей эти угрожающие симптомы.

Упражнение 13. «Конверт пожеланий»

Участники рассматривают выставку своих детских фотографий.

Затем пишут пожелания друг другу с указанием положительных качеств человека.

Пожелания опускают в персональные конверты участников встречи.

Часть 2.  Права и обязанности каждого

Должностные инструкции, с которыми мы знакомимся при приёме на работу, четко определяют наши  обязанности.

Предложить познакомиться с должностными инструкциями друг друга. Воспитатель знакомится с инструкцией пом.воспитателя, а пом.воспитателя  - с инструкцией воспитателя.

В воспитательно-образовательном процессе большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она  - постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создает самые разнообразные условия для систематического и длительного упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствование.

Важнейшие условия для организации быта детей:

- точное соблюдение режима дня;

- рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.

Этому вопросу и посвящена наша встреча.

Игра «Кто что должен?»

Воспитатели и помощники воспитателя объединяются в две команды. Им  предлагается список обязанностей, из которых пом.воспитателя выбирают свои и подчеркивают их зеленым цветом, а воспитатели – оранжевым. В конце ответы сравниваются и обсуждаются.

Перечень обязанностей.

  • Обеспечивать уборку помещения
  • Мыть игрушки
  • Ухаживать  за комнатными растениями
  • Вытирать пыль с полок, детской мебели, игрового оборудования
  • Следить за порядком в шкафах, на полках.
  • Строго выполнять санитарные нормы
  • Вовремя проветривать помещения
  • Вовремя сервировать столы к приёму пищи
  • Обучать детей накрывать на стол, контролировать сервировку стола
  • Формировать КГН пользования туалетом
  • Помогать ребенку содержать своё тело в чистоте.
  • Соблюдать требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.
  • Оказывать помощь в организации занятий, расстановке мебели, расположения пособий.
  • Готовить праздники, развлечения, досуги.
  • Организовывать работу по освоению детьми столового этикета, культурно-гигиенических навыков.
  • Проводить непосредственную образовательную деятельность, прогулку.
  • Выводить детей на прогулку и заводить их
  • Готовить воду для умывания, закаливающих процедур
  • Одевать и раздевать детей
  • Проводить закаливающие мероприятия
  • Проводить гигиенические процедуры
  • Заправлять кровати
  • Следить за чистотой полотенец
  • Создавать положительный эмоциональный настрой в группе
  • Осуществлять инструктаж детей по охране труда на НОД, в свободной деятельности
  • Вести табель посещаемости воспитанников
  • Строго выполнять режим дня
  • Следить за аккуратностью расположения вещей в детских шкафчиках
  • Следить за сохранностью имущества.
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания детей

Подведем итог. Основные функции воспитателя

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка
  • Воспитание, обучение, развитие детей
  • Планирование и осуществление образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в детском саду.
  • Содействие социализации воспитанников
  • Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Основные функции пом.воспитателя

  • Обеспечение необходимых условий в группе для успешной реализации образовательной программы и помощь воспитателю в работе с детьми
  • Своевременная уборка закрепленных за ним помещений.

Часть 3.  Я вместо тебя 

Мозговой штурм «Чем занять детей?»

Одна из проблем пом.воспитателя:  чем занять детей во время отсутствия воспитателя?

Воспитатели и пом.воспитателей называют разнообразные занятия с детьми. Составляется список предложений. (Затем список можно будет оформить в памятку «Чем занять детей?» для пом.воспитателя)

Упражнение. «На страже чистоты»

Подготовить конверт с вопросами по санитарной обработке помещений, посуды, хранению уборочного инвентаря, разведению и применению дез.средств и проведению карантинных мероприятий.

Воспитатели и пом.воспитателей по очереди вытягивают вопросы из конверта и отвечают на них.

Упражнение. «Способы передачи любви ребенку»

Мы обсудили, чем занять ребенка в отсутствие педагога, как поддерживать санитарное состояние группы. Но надо помнить еще о том, что взрослые должны создавать условия для эмоционального благополучия детей: комфортное пребывание в детском саду, формировать у ребенка чувство психологической защищенности, доверие к миру, понимать его потребности, принимать и признавать ребенка таким, какой он есть.

В этом помогут :

«Знаки поддержки ребенка»: вербальные и невербальные.

(Каждый участник называет по очереди)

Основные способы выражения любви к ребенку.

1. Улыбка и зрительный контакт

 Открытая улыбка – самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на сочувствие, помощь и поддержку.

2. Ласка и контактный комфорт

Для каждого возраста взрослые могут выбирать свои формы, обеспечивающие ребенку контактный комфорт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, объятия, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки и пр.

 3. Похвала и поддержка

 Значение эмоциональной поддержки ребенка в ситуациях, когда он старается добиться определенного результата или совершает ошибку, очевидно и трудно переоценить.

4. Слова любви

 Ребенку необходимо время от времени слышать, что его любят и всегда будут любить, в не зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Манипулирование поведением ребенка при помощи страха утраты  любви приводит к формированию тревожности и зависимости. Ясное выражение взрослыми своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.

5. Безусловное внимание (в т.ч. совместное творчество)

 Безусловным вниманием называется время, проведенное с ребенком. Благодарность взрослым за предоставленное ими безусловное внимание значительно увеличивает их влияние на формирование личности ребенка в будущем. Особое значение имеет совместное творчество как деятельность, стимулирующая развитие адаптивных ресурсов личности.

Часть 4. Просвещение – мать учения

Традиционные формы работы методического кабинета: консультации, выставки методической литературы, информационные стенды зарекомендовали себя с положительной стороны. Однако в условиях ограничения времени, имеют  недостатки: консультация – охватывает один вопрос, методическая литература  - требуется достаточное количество  времени для её  изучения, информационный стенд – ограниченный объем информации.    Поэтому в работе с помощниками воспитателя  нужны новые формы работы методического кабинета - лифлет – холдер.

  Лифлер – холдер – специальный держатель для листовок и другого раздаточного материала. Это может быть как обыкновенный  «карман», который крепится на стену, так и отдельная конструкция, стойка. Использование необычного оригинального, красочного лифлет-холдера позволяет обратить внимание педагогов на предлагаемую информацию. Лифлет-холдер не занимает много пространства, устанавливается в доступном месте в методическом кабинете.

Важно,  чтобы информация была представлена как можно шире и интереснее. При этом материал должен обладать не только познавательной, но и практической ценностью.

При этом с  текстовым материалом можно ознакомиться в методическом кабинете, а можно взять в группу.

Содержание лифлет – холдера  

  1. Говори правильно.
  2. Рекомендации по сервировке стола.
  3. Использование стихов, потешек, поговорок, прибауток при организации режимных процессов.
  4. Роль помощника воспитателя при формировании у дошкольника правильного звукопроизношения.
  5. Цветовосприятие. Использование цвета в оформлении группы.
  6. Правила этикета.
  7. Рекомендации по проведению закаливающих процедур.
  8. Профилактические и оздоровительные процедуры в детском саду.

             Как показывает опыт, лифлет-холдер зарекомендовал себя как наиболее эффективная и интересная форма просвещения.

Литература

  1. Клецина И.С. Партнерство в межличностных отношениях: гендерный подход giacgender.narod.ru/n3t3.htm
  2. Костина Е.М., Цепунова Т.М. Участие младшего воспитателя в организации образовательного процесса ДОУ. //Воспитатель ДОУ.  2011, № 10
  3. Кремлякова А.Ю. Использование лифлет – холдеров в просветительской деятельности педагога – психолога.//Справочник педагога – психолога. Детский сад. 2012, № 6
  4. Учебник Этика деловых отношений



 

Комментарии

Федчун Ирина Витальевна

Спасибо. Очень хорошая программа, многим пригодится.