Использование системы сенсорных эталонов на занятиях по развитию речи»
консультация (младшая группа) по теме

Важно, чтобы ребенок как можно раньше освоил все богатство ощущений для полноценной работы всех анализаторных систем, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitat.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

МО – Северский район

Консультация для воспитателей

на тему:

«Использование системы сенсорных эталонов на занятиях по развитию речи»

 

Воспитатель: Городынская Н.Н.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Значения сенсорного развития в раннем и дошкольном  возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятия необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. И дл многих видов труда.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики грамоты. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство и изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности формы предмета (образа), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющегося материала. Формирование элементарных  математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

       Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений  о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств  предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические  фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),  свои – во вкусовом  обонятельном  восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.  Усвоить сенсорный эталон – это вовсе назначит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают на слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях  каждого свойства, и главное, уметь пользоваться  такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных ситуациях.  Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения »   при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием  стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

       На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение   «маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, « большое » - двумя руками, « круглое » - то, что охватывает всей ладошкой, « квадратное»- то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т. п.)

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психологического развития ребенка.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребление их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает, ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами  и способами их использования.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые  хроматические « цветные» цвета спектр ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и  ахроматический цвета белый, серый, черный.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом треугольником. Во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не воспроизводить её анализ.

Важное значение, имеет вопрос о целесообразности использовании при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. В процессе  сенсорного воспитания в качестве формы лучше использовать плоскостные фигуры.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Усвоение системы мер и способов их использования  - особая задача, требующая определенной математической подготовки не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя её применение вполне возможно).

Ознакомление детей с системами сенсорных эталонов, сначала знакомят с основными образцами, а позднее – с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представление о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной  инструкции. Представление об основных разновидностях цвета, формы о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

        Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.

«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».

Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.

2. Формирование восприятия цвета.

Для  формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).

На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции.

На третьем он сам называет тот или иной цвет.

3. Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.

Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения  шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.

4. Формирование восприятия величины.

Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.

5. Формирование восприятия пространственных отношений.

Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)

 Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

 Литература .

1. Л. А. Венгер; Э. Г. Пилюгина; Н. Б. Венгер – « Воспитание  сенсорной культуры ребенка» М. Просвещение . 1988г.

 2. Предметная среда сенсорика.  Экология. –  Программа «Развитие» Москва 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных жанров на занятиях по развитию речи

Развитие речи детей через знакомые потешки с использованием пиктограмм настроений и драматизации сказки "Теремок"...

Использование различных видов театра на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграф...

Консультация для воспитателей на тему « Использование предметно-графической схемы на занятии по развитию речи»

Цепной текст  представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи пр...

«Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи»

Знакомство детей с временем года - зима, с народными праздниками зимы, с зимними играми и развлечениями,  вспомнить потешки, заклички о зиме. Познакомить детей с крестьянской избой, её убранством...

Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»

Конспект  занятияпо  использованию  сюжетно-ролевых игрна занятии по развитию речи.«Профессия врача»...

Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»

Конспект  занятия по  использованию  сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»...