Примерный план работы по заполнению страницы портфолио "Я - мальчик, я - девочка для детей младшего и среднего дошкольного возраста"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Назукина Елена Васильевна

Представленный конспект совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста направлен на формирование представлений детей о полоролевых различиях между мальчиками и девочками и может быть использован для заполнения странички детского портфолио "Я - мальчик, я - девочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_publikatsii_nazukina_nsportal.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план работы по странице портфолио

«Я мальчик, я девочка»

(младший возраст)

Цели:

  • учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки; называть свои имя, фамилию;
  • выучить стихотворение и соответственно ему движения новой зарядки;
  • активизировать в речи детей знакомые слова: шорты, платье, рубашка, сарафан и другие;
  • развивать мышление (сравнение);
  • воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

куклы Ваня и Катя; картинки с одеждой, с изображением мужчины и женщины, мальчиков и девочек; бумажный набор одежды для кукол мальчика и девочки – кукол для дидактической игры «Одень куклу»; аудиозапись.

Ход совместной деятельности:

  1. У нас в гостях куклы Ваня и Катя.

Воспитатель демонстрирует детям больших картонных кукол в соответствующей одежде.

Ребята, посмотрите, сегодня у нас опять в гостях наши друзья Ваня и Катя. Поздороваемся с ними. Говорите ласковый вариант своего имени.

Я вам уже рассказывала, что все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Посмотрите на наших гостей. Кто у нас Ваня – мальчик или девочка? А Катя кто?

Да, ребята, Ваня – мальчик, а Катя – девочка. Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати?

Мальчики и девочки различаются одеждой.

Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь.)

Что носят девочки? (Платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.)

Ещё Ваня и Катя отличаются причёской. Какие у Вани волосы? (Короткие.) А у Кати? (Длинные косы с бантами.)

Ещё девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.

Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (Красит губы, глаза, щёки.) А папы этого никогда не делают.

Воспитатель показывает картинку, где изображены мужчина и женщина.

Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети по очереди встают.

2. Игра «Найди девочку» (мальчика).

Я разложу перед вами картинки с изображением мальчиков и девочек. А вы должны по очереди сначала найти мальчиков и отдать картинки Ване, а потом – девочек и отдать картинки Кате.

3. Зарядка для малышей.

Ножками потопали (топ-топ-топ).

Ручками похлопали (хлоп-хлоп-хлоп).

Сели, встали (приседают в такт словам), 

Снова сели

И вокруг все посмотрели (повороты в стороны).

4. Круг доброты.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель предлагает детям встать в кружок, протянуть друг другу ладони и подарить «добро», обняться, погладить по головке, улыбнуться. Затем воспитатель проходит и каждого ребёнка называет ласково по имени, одновременно гладя по голове.

Вот видите, ребята, каждого из вас я назвала по имени. Я не говорила: мальчик или девочка, я называла только ваше имя.

С рождения каждому младенцу родители дают имя и только его фамилию.

И сейчас мы с вами поиграем в игру, где будем учиться правильно называть свои имя и фамилию.

5. Сюжетная игра «Здравствуйте, ребята!».

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Дети отвечают: «Нет»).

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет.)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет.)

А кто вы?

Как вас зовут?

Дети называют свои имя и фамилию. Воспитатель помогает.

6. Дидактическая игра «Одень куклу».

П р и м е ч а н и е. В коробке вырезные из картона или бумаги куклы – мальчик и девочка – и набор одежды для них.

Наши куклы собрались на прогулку, но не знают, что одеть. Помогите им.

Дети одевают кукол, обыгрывают ситуацию.

Примерный план работы по странице портфолио

«Я мальчик, я девочка».

(средний возраст)

Цели занятия:

  1. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;
  2. Развивать логическое мышление, смекалку;
  3. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  4. Формировать у детей понятие о чертах характера и поступках мальчиков и девочек;
  5. Формировать у детей умение действовать по инструкции взрослого;
  6. Развивать положительные эмоции.

Предварительная работа:

  1. Оформленная страница в портфолио
  2. Рассматривание картин с мальчиками и девочками.
  3. Прослушивание песни «Из чего же, из чего же…»Ю. Чичкова, Я. Хелемского;

Оборудование и материалы:

  • Столы и стулья на 6 детей  в форме «круглого стола»;
  • Аудиозапись «Звуки природы. Побег травы»;
  • Набор фломастеров (6 штук);
  • ½  Л. (6 штук) с эскизами рисунка;
  • Иллюстрации – картинки к загадкам

Ход совместной деятельности:

В.  Я очень рада, что мы все вместе здесь собрались.  Присаживайтесь на стулья, я хочу, чтоб вы поприветствовали друг друга.

( Проводится упражнение «Приветствие». Начинает взрослый, поворачиваясь к сидящему по соседству ребёнку, кладя руку на плечо, говорит: Я рад(а) тебя видеть! Мне приятно сидеть с доброй Дашей, умным Севой и т.д.». И так по кругу, пока все не поприветствуют друг друга)

В. Сегодня мы постараемся побольше узнать друг о друге, получше узнать друг друга. Посмотрите, ребята, кто рядом с вами сидит?

Д. Ира, Коля…(называют имена рядом сидящих детей)

В. А кто Ира, Коля?

Д. Ира- девочка, Коля- мальчик.

В. Верно. А вы знаете, что любят девочки?

Что любят мальчики?

Какие наши девочки?

Какие наши мальчики?

Д. Девочки любят конфеты, бантики, играют в кукол, дочки- матери, магазин… Мальчики любят машины, технику, играют  воинов, солдатиков…

В. Всё верно, молодцы! Но мы попробуем ещё лучше узнать друг друга. А для этого нам нужно, разделиться на две команды. Команду девочек и команду мальчиков. Нам нужно назвать наши команды. Вот послушайте загадки, в отгадке которых и прячется название команд. Слушайте первую загадку, только отвечать сначала будут мальчики. Слушайте внимательно:

У неё косички,

Длинные реснички,

Юбочка с воланами,

Платьице с карманами.

Кто же это: белочка,

Мальчик или девочка? 

Д. Девочка!

В. Молодцы! Смотрите, верно! (показывается картинка- отгадка). Какую команду мы назовём « Девчата»?

Д. Команду девочек.

В. Хорошо. Слушайте вторую загадку, отвечать теперь будут девочки. Слушайте внимательно:

Погляди на молодцов-

Веселы и бойки.        

Сильные защитники

Кто же это….

Д. Мальчики!

П. Молодцы! Смотрите, верно! (показывается картинка- отгадка). Какую команду назовём «Мальчишки»?

Д. Команду мальчиков.

В. Хорошо. Теперь мы разомнём наши пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика « Замок»)

Cсцепим пальчики в замок

Чтоб войти никто не мог

Пустим только белочку,

Ёжика и зайчика,

Пустим только девочку

Пустим только мальчика.

В. Молодцы! А теперь мы будем отгадывать загадки, в которых, скрыто название предметов, в которые любят играть мальчики и девочки. Только отвечать  будем по-очереди по одной загадке, сначала команда «Девчата», а затем команда «Мальчишки». Готовы?

Д. Да!

В. Слушайте внимательно:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

И что это?... 

Д. Машина!

В. Молодцы, девочки! Верно ( показывается картинка- отгадка). А кто играет с машиной?

Д. Мальчики!

В. Правильно! Теперь загадка для команды «Мальчики», слушайте внимательно:

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке…

Д. Бусы!

В. Молодцы, мальчики! Верно (показывается картинка - отгадка). А кто одевает бусы?

Д. Девочки!

В. Молодцы! Следующая загадка для команды «Девчата», слушайте внимательно:

Вот стальная птица

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

Д. Самолёт!

В. Молодцы, девочки! Верно! (показывается картинка- отгадка). Кто любит играть с самолётом?

Д.  Мальчики!

В.  Молодцы! Теперь загадка для команды «Мальчики», слушайте внимательно:

В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли- крошки

Украшения…

Д. Серёжки!

В. Молодцы, мальчики! Верно! (показывается картинка – отгадка). А кто одевает серёжки?

Д. Девочки!

В. Верно! Обе команды хорошо справились с загадками, а теперь мы с вами отдохнём и на полянку заглянем.

(Проводится релаксационное упражнение «Волшебный сон». Включается аудиозапись «Звуки природы». Дети ложатся на пол руки вдоль тела, глаза закрыты).  Даётся установка: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по – настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон»:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена,

А расслабленна…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Напряженье улетело…

И расслабленно всё тело…

Будто мы лежим на травке…

На зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Губы тёплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

В. Хорошо. Садитесь на свои места. Послушайте следующие задание: «Какое имя лишнее?». Слушайте внимательно, ответит сначала команда «Девчата»:

Ира, Оля, Серёжа, Наташа, Катя. 

Какое имя лишнее и почему?

Д. Серёжа, потому что имя мальчика, а остальные имена девочек.

В. Молодцы! Теперь слушайте команда «Мальчишки»:

Витя, Артём, Оксана, Виталий, Никита. 

Какое имя лишнее и почему?

Д. Оксана, потому что это имя девочки, а остальные имена мальчиков.

В. Молодцы! Обе команды хорошо справились с заданием. Теперь мы с вами правильно подышим.

(Проводится дыхательная гимнастика. Ребенок находится в положении сидя). Даётся установка: после каждой строчки вдохи и выдохи носиком, ротик закрыт. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

В. Замечательно! Продолжим, следующие задание: «Найди и раскрась» (Раздаются листы бумаги с эскизами рисунка и фломастеры). Посмотрите внимательно на листы, на них изображено и спрятано  несколько предметов. Вам нужно найти свой предмет и раскрасить. Слушайте подсказку: «Девчата» раскрашивают любимые предметы девочек, а «Мальчишки», любимые предметы мальчиков. (Отводится на задание 2-3 минуты)

В. Давайте, посмотрим, как вы справились с заданием.

Д. (Показывают рисунки).

В. Что нужно было найти и раскрасить девочкам?

Д. Куклу, чашки, сумочку, мягкую игрушку – кошечку, юбку, фартук!

В. Что нужно было найти и раскрасить мальчикам?

Д. Машинку, пистолет, робот, руль, шорты, брюки!

В. А почему вы не назвали кубики, пирамидку?

Д. Потому что кубиками и пирамидками могут играть и девочки и мальчики.

В. Верно! Пусть мальчики и девочки играют в разные игры, одеваются по разному, но есть качества, которые их объединяют! Это добрые, красивые, отзывчивые.

Мальчики и девочки – все у нас равны.

Только помнить мальчики об одном должны:

Девочки слабее их, могут и пищать,

И должны их мальчики храбро защищать.

Рисование «Мальчики-девочки»

Цель: развитие творческой фантазии, закреплять навык характерных признаков мальчиков и девочек, общение в коллективе.

Чтение стихотворение С.Маршака «О мальчиках и девочках»:

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек и зелёных лягушек.

Вот из чего сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных и сластей всевозможных.

Вот из чего сделаны девочки!

Воспитатель предлагает детям пофантазировать и нарисовать мальчиков и девочек в виде конфет, игрушек и того, что они любят.

В конце дети обсуждают рисунки и дарят друг другу.

Дидактическая игра «Защитники девочек»

Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек. Воспитывать желание заботливо относиться к девочкам.

Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и девочек. Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее девочек. Что значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала, донести тяжёлое, пропустить в дверях, уступить место и т.п. Упражнение на закрепление. Выходят мальчики и девочки и показывают действия, изображённые на картинках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план работы по формированию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора у детей младшего дошкольного возраста

Подготовка к музыкальной образовательной деятельности требует от музыкального руководителя тщательного планирования, продуманного построения деятельности, в зависимости от репертуара – большой оснащён...

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» - писал русский педагог  В.А. Сухомлинский....