Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Именно поэтому дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети – это общение с окружающими сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. И это  как никогда сейчас актуально.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Введение. Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Именно поэтому дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети – это общение с окружающими сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. И это  как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой «Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности». Появление же  форм общения у детей, необходимых для развития духовной культуры общества – сложный процесс воспитания нравственных качеств, связанных с появлением отзывчивости, гуманности, человечности, предпосылками, которых являются появление нравственных эмоций и чувств. Результат развития нравственных чувств и эмоций определяется не только знаниями закономерностей развития ребенка, но и умением организовать деятельность детей, дать ей нужное направление и использовать для этого эффективные приемы и способы воздействия на детей, которые будут благоприятствовать развитию способности к эмпатии. Развитие эмпатии способствует формированию нравственных чувств, способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д.

   Как же в дошкольном возрасте способствовать развитию такого чувства, как эмпатия, которого у взрослого человека может и не быть? Мои действия направлены на то, чтобы помочь детям научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовности проявлять гуманное отношение к окружающему миру.  Для организации деятельности мною была разработана технология «Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности».

 В данной технологии я реализовала следующие задачи:

-  учить детей воспринимать и оценивать себя как личность, т.е. осознавать

   собственные способности, качества характера, чувства, потребности,

   границы своих возможностей, а также половую принадлежность;  

-   формировать у детей умение воспринимать переживания другого человека,

     сочувствовать и помогать ему;

-   формировать умение конструктивно реагировать на разочарования и

     неудачи;  

-    развивать способность ориентироваться и соблюдать правила совместной

     жизни, иногда за счет ущемления собственных интересов, сотрудничать с

     другими детьми;

-    систематическое включение театрализованных игр во все виды  деятельности педагогического процесса.  

   В группе я социально-эмоциональное воспитание осуществляю посредством театрализованной деятельности. В работе с детьми я активно использую театрализованные игры, которые способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. В театрализованных играх у детей развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия. Проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Работу по развитию эмпатии в театрализованной деятельности начинаю с того, чтобы ребенок принимал участие в театрализованной игре, брал на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ним и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Также происходит усвоение различных образов действий и поступков, что учит делать детей нравственный выбор. Работу с детьми провожу в подгруппах 8 – 10 человек. В игровой зоне организовала мастерскую «Чувств и настроений». Она представляет собой уголок театрализованной деятельности, в котором есть ширмы, занавес, фланелеграф, различные виды театров (настольный, теневой, би-ба-бо, пальчиковый, театр ложек и т.д.), так же есть костюмерная в которой размещены костюмы. Маски, атрибуты, декорации для работы над созданием образа и различных игровых композиций. Все это способствует развитию и поддержанию интереса детей и открывает широкие возможности для создания собственного художественного образа детей, освоение различных игровых позиций, развитие творческих способностей.

   В ходе работы в деятельность детей включаю:

- дыхательную гимнастику, действующую успокаивающе на нервную систему- - чтение детских потешек, стихотворений со сменой движений и выражений   лица, способствующих развитию произвольности и умение выражать   эмоции;

-  беседы, рассказы для формирования общих представлений о театре и развития эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности;

-   этюды и упражнения развивающие способность раскрепощению держаться      на публике;

-   этюды и упражнения на узнавание эмоций;

-   коллективные театрализованные игры и драматизации;

-   упражнения по формированию выразительности исполнения;

-   мини сценки;

-   разыгрывание нравственно-этических ситуаций;

-   беседы с использованием проблемных ситуаций;

-   игры-фантазии и игры-импровизации;

-   театрализованные игры – экспериментирования;

-   игры-путешествия в страну эмпатия.  

   Заключение. Такая работа способствует развитию эмпатии в дошкольном возрасте и учит детей не быть равнодушными к окружающим. В этот период закладываются качества, делающие человека человеком, проявляются индивидуальные черты. Поэтому эмпатия является одним из необходимых условий формирования эмоционального состояния детей. А это прежде всего устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, волевой сфер деятельности. Ребенок, научившийся сочувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной реализации.

Планирование занятий

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Цель: изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности

Октябрь

Знакомство со страной Эмпатия

- Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека.

- Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

- Знакомство с новыми словами и их значением.

- Активизация и обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка.

Октябрь

Готовимся к путешествию

- Воспитание положительного отношения к эмпатийному поведению.

- расширение и обогащение представлений об эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии.

- Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

Ноябрь

Город Сорадости

- Развитие интереса и положительного отношения к эмпатийному поведению

- Знакомство с новым понятием и его значением.

- Развитие способности понимать и оценивать поступки героев литературных произведений

- Обогащение эмпатийного опыта способами проявления сорадости.

Ноябрь

Декабрь

Навстречу Сорадости

Хорошее настроение

- Развитие положительного отношения ребенка к проявлению эмпатии.

- воспитание желания радоваться друг за друга.

- Обогащение личного эмпатийного опыта спосабами проявления сорадости.

- Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений

- Развитие желания радоваться друг за друга.

- Развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других.

- Обогащение эмпатийного опыта формами проявления сорадости.

- Развитие самостоятельности в выборе и применении форм выражения радости за других.

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Город Согрусти

- Развитие интереса и воспитание положительного отношения эмпатийному поведению.

- Знакомство с новым понятием и его значен6ием.

- Обогащение эмпатийного опыта способами проявления согрусти.

- Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений

Прогулки по городу Согрусти

- Развитие положительного отношения к формам эмпатийного поведения.

- Расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

- Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.

- Обогащение личного эмпатийного опыта способами проявления согрусти.

Город Взаимопонимания.

Секреты Взаимопонимания

- Развитие желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих.

- Знакомство с новым понятием и его значением.

- Активизация эмоционально-чувственного опыта и обогащение представлений о чувствах и эмоциях, способах их выражения и вербализации.

- Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоции и оценке поступков героев литературных произведений.

- Развитие положительного отношения ребенка к эмпатийному поведению.

- Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека.

- развитие способности анализировать и оценивать собственные поступки.

- Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоции и оценке поступков героев литературных произведений.

- практическое применение форм эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях.

Город Взаимопомощи

- Воспитание положительного отношения к проявлению эмпатии.

- Знакомство с новым понятием и его значением.

- Обогащение эмпатийного опыта ребенка формами проявления содействия в игровом контексте театрализованной деятельности.

- Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.

Прогулка по городу Взаимопомощи.

- Развитие чуткого, внимательного отношения к людям.

- Развитие умений анализировать и оценивать собственные поступки.

- Практическое применение способов эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях и театрализованной деятельности.

- развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.

Город Соучастия.

Путешествие в город Соучастия

- Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения.

- воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих.

- Развитие умений анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии.

- Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.

- Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения.

- воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих.

- Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.

- Развитие способности анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии.

Прощание со страной Эмпатия

- Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения.

- Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.

- Развитие умений анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии.

- развитие способности чутко и бережно относится к чувствам и переживаниям окружающих

Список литературы

  1. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» - Просвещение, М.1991
  2. Т.А.Гайворовская, В.А.Деркунская «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности» - центр педагогического образования М.2007
  3. В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников» - Аркти М.2001
  4. Н.Д.Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» - Аркти, М.2007
  5. О.С.Ушакова «Развитие речи» - Граф. М.2008 О.С.Ушакова  «Придумай слово» - Сфера, М.2009
  6. О.С.Ушакова «Придумай слово» - Сфера, М.2009
  7. О.А.Шорохова «Играем в сказку» - Творческий центр, М.2006
  8. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» - Детство-Пресс, С-Пб.,2007
  9. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» - Мозаика-Синтез, М.2008

10.Л.Б. Фесюкова, И.С.Панасюк. Беседы по картинкам «Уроки  

Доброты» - Ранок, 2007

     11.Л.Б.Фесюкова, З.А.Курбатова. Беседы по картинкам «Чувства.  Эмоции» - Ранок, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательност...

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

В современном обществе резко повысился социальный  статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичну...