"Основные направления работы по развитию общей и мелкой моторики у детей логопедической группы в условиях реализации ФГТ".
занимательные факты (подготовительная группа) по теме

Харьковская Елена Евгеньевна

Основные направления работы по развитию общей и мелкой моторики у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ВАЛУЙКИ

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «Основные направления работы по развитию общей и мелкой моторики у детей логопедической группы в условиях реализации ФГТ»

Подготовила воспитатель
логопедической группы
Е.Е. Харьковская

Валуйки, 2013
Одним из немаловажных аспектов подготовки ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания.
Вот сколько всего может случиться, если начать с пальчика! 
Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Как мы уже отмечали, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Для детей логопедической группы эта проблема стоит наиболее остро, поэтому в нашем детском саду разработана система по развитию мелкой моторики. Система развития мелкой моторики опирается на теоретические разработки М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой-Фоминой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой.
Проведя диагностику уровня развития мелкой моторики рук в начале учебного года, мы отметили тот факт, что недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 80% детей логопедической группы. Они проявляются в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, пальцы малоподвижны, движения их отличаются несогласованностью. У многих детей отмечено проявление синкинезий (сопутствующие движения) противоположной руки, руки и артикуляционных органов, в сочетании с ногами. Как правило, если низкий уровень моторного развития, то в последующем и графомоторные навыки будут развиты слабо (расстройство почерка, пропуски букв, недописывание их элементов, низкий темп письма). 


В связи с этим нами была поставлена цель:
Развивать мелкую моторику у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 
Выявить индивидуальные особенности детей в развитии мелкой моторики. 
Развивать тактильную чувствительность рук детей. 
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 
Сформировать элементарные специфические графические навыки. 
Подготовить руку ребенка к письму. 
Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы работы по развитию мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика

Это пальчиковые игры – упражнения со словами и без. Совместно с логопедом, воспитатели группы разработали пальчиковый игротренинг, в котором, согласно ФГТ, тексты подобраны и распределены соответственно лексическим темам. Так как группа речевая мы стараемся брать тексты, которые несут дополнительную учебную нагрузку.
Например: 
Пальчиковая игра «Посуда» (закрепление способов словообразования)
Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец).
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно,
17:50:26
в солонке!» 
Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с
указательного.
Пальчиковая игра «Транспорт». 
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
Обеими руками «крутят руль» перед собой. 
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.
Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки. 

Самомассаж кистей и пальчиков рук:


Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук, пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа. Для этого можно использовать:
- массажное колечко;
- шестигранные карандаши;
- набивные мешочки с разными наполнителями;
- массажные мячики;
- грецкие орехи;
- каменные, металлические или стеклянные разноцветные шарики «марблс»
Игры с песком также можно рассматривать как способ самомассажа кистей и пальцев рук. В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект. Незатейливые упражнения в песочнице обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Су Джок терапия. В переводе с корейского «су» - кисть, «джок» - стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. 



3. Пальчиковые игры-инсценировки
- Пальчиковый театр;
- Перчаточный театр;

- Куклы БИБАБО.
Значительный интерес в работе с детьми-логопатами представляют игры-инсценировки с применением различных кукол, которые «оживают» в процессе взаимодействия с ребёнком. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Участие детей в играх-инсценировках позволяет: совершенствовать моторные навыки;
координировать движения правой и левой руки, вращать кистями и пальцами;
познакомить ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
развивать пространственные представления (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
развивать воображение, память, мышление и внимание;
развивать словарный запас и интонационную выразительность речи, активизировать речевые функции;
формировать творческие способности и артистические умения 


4. Игры с крупами, съедобными плодами и семенами:

- Выкладывание на пластилиновой основе;
- Выращивание рассады для участка детского сада;
- Рисование на донце;
- Высыпание на донце;
- «В поисках сокровищ» (лоточки с различными крупами, в них мелкие игрушки из киндер-сюрпризов)
- Изготовление совместно с родителями букв для тактильной азбуки, угадывание букв на ощупь.
Это универсальный материал, с которым можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.


5. Моделирование из счетных палочек и геометрических фигур

Увлекательным для детей является моделирование из счетных палочек и геометрических фигур. Они с интересом выкладывают буквы,
слова, фигуры, предметы, иногда создавая целые сюжеты.



6. Ниткография.

В предметно-развивающей среде у нас есть оборудование, которое позволяет детям заниматься ниткографией, проявлять свою фантазию и творчество.



7. Пальчиковые игры с предметами
- Игры с мелким строительным материалом;
- Развивающая игра с цифрами
- Магнитный конструктор;
- Пазлы;
- Игры с пробками пластиковых бутылок в группе и на свежем воздухе;
- Игры со скрепками, прищепками, дыроколом, пипеткой, зубочисткой, бусинами и т.д.
- Мозаика. 
У детей с помощью этих игр развивается не только мелкая моторика рук, но и образное мышление, фантазия.



8. Игры на развитие графических навыков.
- Рисование по трафаретам; (трафареты по лексическим темам, противоположности, буквы, геометрические фигуры и т.д.)
- штриховки в различных направлениях, обводки;
- Работа в специальных тетрадях;
- Графические диктанты (пространственные представления, ориентация на тетрадном листе)

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в
детском саду и семье способствовала: 
- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки; 
- подготовке ребенка к последующему обучению в школе; 
- получению знаний о качестве и возможностях различных материалов; 
-повышению работоспособности коры головного мозга; 
-развитию у ребенка психических процессов: мышления, внимания,
памяти, воображения; 
-снятию тревожности; 
- закреплению положительных эмоций. 
У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более
открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились
работать в коллективе, общаться.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. 
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности- руки, это...

Конспект совместного открытого занятия родителей и детей по развитию общей и мелкой моторики во второй младшей группе

Программное содержание:- Совершенствовать умение двигаться в соответствии с текстом.- Развивать общую и мелкую моторику, установить эмоциональный контакт между родителями и детьми....

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ре...

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...