Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Светлана Александровна,

воспитатель, вторая квалификационная категория

                                                 Муниципальное казённое дошкольное

                                  образовательное учреждение

                          Куйбышевского района

                                  – детский сад « Алёнушка»

                                                               Новосибирская область, г. Куйбышев

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.

Интеграция - это взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий. В основе интеграции лежит единая проблема или тема занятий. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляются не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов деятельности других областей.  Так образовательная область «Чтение художественной литературы» по задачам и содержанию психолого-педагогической работы интегрирует с областями «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Одна из первоочередных задач образовательной области «Чтение художественной литературы» - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература с одной стороны расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словестному творчеству, с другой стороны она вводит детей в особый исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.                                                

              Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста такова, что с помощью книги ребёнок в первую очередь открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает лучше и больше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная мысль области - воспитание в ребёнке читателя, который начинается в детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи опыта, накопленного человечеством.                                                              

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Сознавая актуальность данной проблемы, я определила основные задачи своей педагогической деятельности- развитие всех компонентов устной речи детей, приобщение их к словесному искусству, развитие их художественного восприятия и эстетического вкуса.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Так, в младшей группе, мы приучили детей слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения. Воспитывали умение воспроизводить последовательность событий с помощью наводящих вопросов. Учили выразительно читать небольшие по объёму стихотворения. Заучивание наизусть, сопровождалось демонстрацией игрушек, предметов, картинок и картин. Например, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель приглаживал шёрстку. То есть, наглядность, в сочетании с игровыми действиями, побуждает детей к высказываниям.

В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» можно задать следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучат детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажей четыре - пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях. Как и в младшей группе, мы обязательно называем жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или прочитаю рассказ». Это необходимо для осознания детьми особенностей каждого жанра.

При чтении стихотворений, педагог, выделяем ритмичность, подчёркиваем образные выражения, развиваем у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за нами текст, дети в начале подражают выразительности взрослого, потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение. Хотя творческие способности в выразительном чтении проявляются ещё в элементарной форме.

Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, стремимся добавить проговаривание детьми полных фраз и предложений, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре. Так  при работе со сказкой «Репка» мы с ребятами не только познакомились с её содержанием, но и драматизировали сказку с музыкальным сопровождением, лепили этот овощ, помогли внучке собрать картинку из пазлов. При выполнении задания развивалась не только речь, но и  мышление, творческие способности детей.

Таким образом, реализация принципа интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы», раскрывает творческий потенциал детей, объединяет в одно целое элементы, изодеятельности, ручного труда, аппликации и развития речи. Большой плюс интегрированного занятия в том, что они проводятся в игровой форме, соединяя познавательный и эмоциональный опыт ребенка, поэтому каждый малыш в каждом занятии находит близкие для себя темы. В итоге интегрируемая деятельность сводится к полноценному развитию детей.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей , как приучить своего ребенка читать...