"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"
статья по теме

Белоус Ирина Павловна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zastenchivye_deti_doshkolniki.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

        

Статья: «Проблема застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления», воспитателя ГБДОУ детский сад №18 Красносельского района СПб

Проблема застенчивости нашла отражение в ряде научных исследований (Алексеева А.В., Веденичева А.В., Зимбардо Ф., Ньюкомб Н., Платонов К.К.  другие). Под застенчивостью принято понимать широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека.

В толковом словаре В.Даля застенчивый определяется как охотник застесняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый. В русском языке такие слова как застенчивый, робки, стеснительный, необщительный часто используются как синонимы. Достаточной четкости смыслового разделения этих понятий нет.  В психолого-педагогческой литературе эти понятия находят детальное рассмотрение.  (Горский Д.П., Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Платонов К.К.) Робость проявляется в неуверенности ребенка в себе, в своем поведении, не смелости в отношениях с людьми. Стеснительность выражается в смущении, чувстве неловкости, замешательстве при отсутствии видимой на то объективной причины. Стыдливость проявляется в смущении по объективной причине. По мнению Веденичевой А.В., указанные особенности поведения с возможным отсутствием некоторых в совокупности характеризуют застенчивого ребенка.    Таким образом, под застенчивостью понимают совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счете, к укоренению отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.

Застенчивость может быть состоянием, присущим многим людям и особенно детям. В отличие от свойств личности, состояния носят временный характер. Застенчивость как черта характера проявляется ярко, постоянно, определяет поведение ребенка. В области межличностных отношений, взаимодействия людей проблема застенчивости занимает одной из ведущих мест.

Проблема застенчивости представляет интерес для таких специалистов как педагоги, психологи, психиатры, социологи, физиологи и многие другие.

Застенчивость – явление социально обусловленное. Она появляется при взаимодействии людей в обществе, как одно из проявлений взаимоотношений. Главный источник застенчивости – тревожность, страх перед людьми. Для детей особое значение играют взрослые. Фундамент застенчивости закладывается в детстве. Ее проявления во многом зависят от воспитания родителей, учебных заведений, социальной среды.

Анализ возрастного аспекта проявления застенчивости показывает, что ее предпосылки прослеживаются уже в раннем возрасте. В дошкольном возрасте эти качества уже во многом определяют поведение ребенка (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А, Шишова Т.Л. и др.).  Выделяют две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости. К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети не отличались молчаливостью, с родными разговаривали охотно, но с раннего детства избегали общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной категории. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.

Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не проявлялось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Проявления застенчивости особенно ярко выделяются на 5-6 году жизни детей. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого, закладываются основы оценки и самооценки. Выраженность застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым.

Внешне застенчивость проявляется в скованности движений.  При общении со взрослым дети принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный. Дети часто краснеют.

Речь застенчивых детей тихая, часто невнятная, неразвернутая. В разговор сами не вступают. Контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная (Алексеева А.В.). Адаптация к дошкольному учреждению у застенчивых детей происходит медленно, с большим трудом. Педагогам трудно найти подход к установлению контакта с ребенком. Застенчивые дети упорно пытаются уйти от общения, сами безынициативно (Касаткин Ю.В., Клюева Н.С.)

Застенчивость отражается не только на ситуациях общения. Во всех видах деятельности можно найти ее проявления. Конкретная самооценка застенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех в деятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче.

     Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Дети почти никогда не смеются громко и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное.

Групповой метод работы с такими детьми — лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

К сожалению, застенчивых детей очень много, что является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей, могут оказать им существенную помощь.

Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому желательно использовать релаксационные упражнения. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе, желательно с закрытыми глазами и, ориентируясь на словесный образ, рисуемый педагогом; представляют себе те или иные картины природы, или состояния.

Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой.

Не менее важными являются музыкально-театрализованные игры. Они способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развивают их смелость, целеустремленность, решительность. Дошкольники научатся радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку.

Библиография:

  1. Акулова О.В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  3. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – МН.: Юнипресс, 2006. – 176с.
  4. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М., 2007. – 144с.
  5. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок/Дошкольное воспитание. – 2000. - №4.
  6. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004. – 56с.
  7. Солнцева О. В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб., 2004. — С. 16—42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление "

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности...

Консультации для родителей Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.УПРЯМСТВО –...