Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития руки ребенка, от которого зависит и почерк.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Ускорить развитие мелкой моторики можно разными способами, например, такими как: игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка.

Вязание крючком - один из примеров действий мелкой моторики. И с помощью этого способа тоже можно ускорить развитие мелкой моторики.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Вязание - один из самых древних и полезных видов рукоделия. Современное вязание крючком – очень увлекательное и интересное занятие. Перейти к просмотру электронной книги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей и юношества»

                   Утверждаю:

                                              Директор МБОУ ДОД

                                                            «ЦДОДиЮ» _______________ Н.Г.Лейкам

                                                        Протокол заседания педагогического совета

                                                                                  № 1 «13» сентября 2013г.

Общеразвивающая программа

«Развитие мелкой моторики и подготовка

к письму детей дошкольного возраста»

Возраст 5-7 лет

Срок реализации 1 год

                                            Составитель:

                                                                   Голдабина Оксана Александровна –

                                                             педагог дополнительного образования

Содержание

1.  Пояснительная записка

4

2.  Цели и задачи

7

  3. Программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к      

      письму дошкольников через вязание крючком».

8

4. Содержание занятий

5. Материально-техническая база

6. Результативность.

10

50

50

Список используемой литературы

51

  1. Пояснительная записка

Актуальность темы

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития руки ребенка, от которого зависит и почерк.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Ускорить развитие мелкой моторики можно разными способами, например, такими как: игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка.

Вязание крючком - один из примеров действий мелкой моторики. И с помощью этого способа тоже можно ускорить развитие мелкой моторики.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Вязание - один из самых древних и полезных видов рукоделия. Современное вязание крючком – очень увлекательное и интересное занятие.

Польза вязания уже давно научно доказана. Движения пальцев стимулируют кору головного мозга, следовательно, у человека хорошо развиваются память, внимание, логическое мышление. Какой же мелкой работой можно заняться, чтобы дело было еще и в удовольствие? Конечно, вязанием! Такое увлечение всегда приносит людям много позитива и большую радость. Процесс вязания снимает напряжение, успокаивает.

Вязание - это отличный способ самовыражения.

При создании программы «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму дошкольников через вязание крючком» был проведен интернет-опрос, в котором участвовало  4320 человек, умеющих вязать крючком.  19 % опрошенных научились вязать крючком  в возрасте 5-7 лет.  Отсюда следует,  дети старшего дошкольного возраста способны приобрести навыки и умения вязания крючком.   Именно процесс вязания крючком по развитию мелкой моторики и координации движений руки станет важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. 

Всестороннее развитие ребенка и подготовка к школе всегда имеет комплексный подход, включая множество векторов развития. Одним из таких векторов может стать развитие мелкой моторики и подготовка к письму через вязание крючком.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму дошкольников через вязание крючком» разработана для дошкольников 5-7 лет с учетом возрастных особенностей. Программа предусматривает знакомство с различными видами вязаных изделий, пряжи, инструментами для вязания.

Центральное место в программе занимают практические навыки и умения вязания крючком, которые осваиваются через комплексные занятия с элементами практических упражнений, познавательных сведений, сказки, игры,  гимнастики для рук. Именно навыки и умения вязания крючком являются движущим ускорителем развития мелкой моторики и подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические принципы,  положенные в основу программы

  • Принцип природосообразности: процесс ускорения развития мелкой моторики и подготовки к письму дошкольников строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка, с учетом имеющегося индивидуального потенциала и на основе закономерности внутреннего развития.
  • Принцип гуманистичности: гуманистический характер отношений педагога и ребёнка, где ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах.
  • Принцип системности и последовательности: темы в программе расположены так, чтобы изучение каждого этапа опиралось на знания, приобретённые в процессе изучения предыдущего материала.
  • Принцип научности и доступности: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учёт уровня индивидуальной подготовки - от простого к сложному.
  1. Цели и задачи. 

Цель:

Развитие мелкой моторики и подготовка к письму через вязание крючком. 

Задачи:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; познакомить с различными видами вязаных изделий, пряжи, инструментами для вязания, привить навыки и умения вязания крючком;

- развивающие: развивать творческие способности детей, склонность к тонкой и точной работе, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения,  фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству,  чувство коллективизма, желание принимать участие в коллективном творчестве, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Ожидаемые результаты

  • формирование устойчивого и сосредоточенного внимания; трудолюбия и усидчивости
  • накопление ребенком двигательного и практического опыта, развитие мелких мышц кисти;
  • развитие механизмов, необходимых  для овладения письмом;
  • приобретение навыков и умений вязания крючком.
  1. Программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму дошкольников через вязание крючком».

Рождение любого занятия начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего педагог хочет добиться; затем установления средства - что поможет педагогу в достижении цели, а уж затем определения способа - как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит педагог? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность ребенка, а результатом - уровень развитости и воспитанности.

Система деятельности дошкольников, вовлеченных в программу 

Познавательная деятельность

В процессе этой деятельности учащиеся овладевают такими приемами деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, определять порядок работы, а затем упражняться в применении названых приемов.

Преобразующая деятельность 

Занятия по программе направлены на приобретение навыков и умений вязания крючком.

Общеразвивающая деятельность

Организационная деятельность – организация  рабочего места; выполнение правил безопасной работы с колющими и режущими инструментами; оценка и самооценка  творческой деятельности.

Используемые технологии, формы и методы организации деятельности

Тип и вид занятия: комплексное - сообщение познавательных сведений, повторение и закрепление имеющихся знаний, применение знаний, умений и навыков на практике, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Группы формируются по 5-10 человек. Занятия проходят по 1 часу (20-25 минут) 2 раза в неделю.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические, занятие-сказка, метод игры. 

Основные подходы воспитательного процесса

  • Нравственное и духовное развитие ребёнка.
  • Развитие индивидуальности.
  • Самореализация каждого ребёнка в практической деятельности.
  • Создание ситуации успеха, комфортного психологического климата на занятиях.

Тематический план

Название темы

Количество часов

1

Введение. Правила безопасной работы

3

2

Основные элементы вязания

3

3

Вязаное полотно из столбиков без накида

3

4

Круговое вязание из столбиков без накида - круг

6

5

Вязаное полотно из столбиков без накида – квадрат, треугольник

12

6

Основные элементы вязания: столбик с накидом, столбик с 2-мя накидами, полустолбик

8

7

Вязание крючком. Прихватка

9

8

Вязание крючком. Узоры

12

9

Вязание крючком. Коллективная работа

16

Итого

72

  1. Содержание занятий

Календарно-тематический план

Название темы

Количество часов

Дата проведения занятия

1

Вязание – это волшебное искусство

1

16 сентября

2

Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами. Виды пряжи

1

18 сентября

3

Цвета. Сочетание цветов

1

23 сентября

4

Вязание. Начальная петля

1

25 сентября

5

Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель

1

30 сентября

6

Вязание крючком. Столбик без накида

1

2 октября

7

Вязание крючком. Вязаное полотно из столбиков без накида

3

7, 9, 14 октября

8

Вязание крючком. Круговое вязание из столбиков без накида - круг

6

16, 21, 23, 28, 30октября,

6 ноября

9

Вязание крючком. Вязаное полотно из столбиков без накида - квадрат

6

11, 13, 18, 20, 25, 27 ноября

10

Вязание крючком. Вязаное полотно из столбиков без накида - треугольник

6

2, 4, 9, 11, 16, 18 декабря

11

Вязание крючком. Столбик с накидом

3

23, 25, 30 декабря

12

Вязание крючком. Столбик с 2-мя накидами

3

13, 15, 20 января

13

Вязание крючком. Соединительный столбик

2

22, 27 января

14

Вязание крючком. Прихватка

9

29 января, 3, 5, 10, 12, 17, 19, 24, 26 февраля

15

Вязание крючком. Простые узоры

6

3, 5, 10, 12, 17, 19 марта

16

Вязание крючком. Ажурные узоры

6

24, 26, 31 марта, 2, 7, 9 апреля

17

Вязание крючком. Коллективная работа

16

14, 16, 21, 23, 28, 30 апреля, 5, 7, 12, 14, 19, 21, 26, 28, 30 мая

Итого

72

План - конспект первого занятия

Тема занятия: «Вязание – это волшебное искусство».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; демонстрация вязаных изделий;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, воображение, память, сообразительность;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические; занятие с использованием фантазии, занятие-сказка, метод игры.

Оборудование: нитки для вязания, необходимый набор инструментов для вязания, вязаные изделия.

План занятия:

1.Организационный момент:

- знакомство;

- подготовка учащихся к работе на занятии

2. Основная часть - сообщение познавательных сведений.

3. Практическая часть - физ.минутка для рук.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- знакомство: Меня зовут …. Мое любимое занятие….

- физ.минутка для глаз.

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

2. Основная часть:

- сообщение познавательных сведений.

     Наше занятие, сегодня, будет не простое – волшебное. Тема нашего занятия: «Вязание – это волшебное искусство».

     А сейчас внимательно послушайте меня, постарайтесь запомнить самое интересное.  

      Мебель, посуда, ткани, одежда - все это не только служит нам, но влияет на наше настроение, на наш вкус. Поэтому все мы хотим украсить свой дом красивыми вещами, носить одежду, играть в любимые игрушки. Все эти вещи можно связать крючком.

     О вязании известно многое. Этот вид рукоделия всегда служил людям, приносил добро в трудную минуту. Например, в годы Великой Отечественной войны в тылу врага женщины вязали теплые вещи для солдат и отправляли посылки на фронт. Этим самым они не только согревали их, но и поднимали боевой дух и стремление к победе.

     Вязание – это не только древнейший вид декоративно-прикладного искусства, который существует более трёх тысяч лет, но и вид рукоделия. Рукоделие - это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде?

- «Труд человека кормит, а лень портит»;

- «Умелые руки не знают скуки»;

- «Землю красит солнце, а человека труд»;

- «Долог день до вечера, если делать нечего»;

- «Наши пряли, а ваши спали»;

- «Без труда не вынуть рыбку из пруда»;

- «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

     А как же появились и распространились художественные промыслы по нашей земле? Про то слушаем сказку.

     «Жила-была на свете сиротка. Звали ее Марьюшкой. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше ее не было. Марьюшка вязала кружевные салфетки, скатерти и шали. Кому рубашку, кому рушник, а кому ажурную скатерть сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.

     Прослышали об искуснице купцы заморские, из далеких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними поехать, горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:

     - Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.

     С тем купцы и уехали. Только славу о рукодельнице по всей земле понесли. И дошел тот слух до Кощея Бессмертного. Огорчился Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кощей добрым молодцем, полетел через моря глубокие, через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал он в дверь, приветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка кружевные салфетки да скатерти – одно другого краше.

     - Бери, добрый молодец, что тебе по душе придется. Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. А я уж постараюсь.

     Увидел Кощей такую красоту – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, что крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кощея Бессмертного нет! Стал он поначалу сиротинку уговаривать:

     - Поедим ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных каменей. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где птицы поют райские, где растут яблоки золотые.

     - Не проси меня, добрый молодец, - отвечает Марьюшка. - Не нужно мне твое богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь и люди живут, которым мое рукоделие радость приносит. А для тебя одного вязать не стану.

     Не стерпел Кощей подобных слов:

     - Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.

     Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьется Жар-птица, А сам Кощей взвился Орлом черным! И упал Орел с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака.  Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят ее от родных мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.

    Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Были те перья не простые, а волшебные. Но не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы…».

     Были эти перья народными промыслами. А одно перышко – это вязание крючком.    

     «Сказка-ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». Получается, что вязание вместе с другими промыслами, по народному преданию, произошло и распространилось по земле по волшебству Жар-птицы, поэтому и может творить чудеса.

      И мы с вами, на наших занятиях,  прокладываем свой путь по дорогам красоты и прекрасного, в мир искусства, который называется «Вязание крючком».  

     В последние годы вязание во всем мире нашло широкое распространение, стало модным. Ручное вязание смело можно причислить к самым старинным видам рукоделия. Оно перестало быть чисто практическим ремеслом: чулки, шапки, кофты, а переросло в настоящее искусство. Учиться вязать это не только полезно, но и интересно.  

     Вязание - это занятие, которое успокаивает и доставляет удовольствие! Также это прекрасная возможность воплотить свои мечты в жизнь.

     Вязание — это творческая работа, к тому же работа приятная и неутомительная. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус. Процесс вязания  способствует хорошему настроению. Ведь результат труда — красиво связанная вещь.

     Кстати, этот вид рукоделия доступен не только взрослым, но детям.

3. Практическая часть - упражнения для рук:

- «Моя семья»

(Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

Второй вариант игры - поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого

- «Замок»

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично.

- «Гости»

В гости к пальчику большому
(руки сжаты в кулаки, оба больших пальца подняты вверх)
Приходили прямо к дому
(две ладони сомкнуты под углом как крыша)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(называемые пальцы соединяются с большим пальцем)
А мизинчик-малышок
Сам забрался на порог.
(руки в кулаке, подняты вверх оба мизинца)
Вместе пальчики- друзья.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
Друг без друга им нельзя.
(руки соединяем в замок)

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     Что нового Вы узнали на сегодняшнем занятии?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект второго занятия

Тема занятия: «Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами. Виды пряжи».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, знакомство с правилами безопасной работы, развитие творческих  и индивидуальных способностей.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений;

продемонстрировать виды пряжи;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, повторение пройденного материала, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические; практическое упражнение, метод игры.

Оборудование: карточки с диагностическим заданием, карточки с правилами безопасности, нитки для вязания, инструмент для вязания – крючок.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии;

- выполнение диагностического задания.

2. Основная часть:

 - повторение пройденного материала, необходимого для работы;

- сообщение познавательных сведений.

3. Практическая часть -  практическая работа: учимся держать крючок и нить в руках, движения руки в пространстве при работе с крючком.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: На прошлой неделе у меня произошло радостное событие…..

- настрой на работу - гимнастика для рук:

- «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять -
(из кулака поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять –
(по очереди сгибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

- «За работу!»

- Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
(пальцы сжаты в кулак)
Большаку – дрова рубить.
(разгибаем большой палец)
Печки все – тебе топить.
(…указательный)
Тебе – воду носить.
(…средний и т.д)
А тебе  – посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(на последних трех строчках – кисти рук с выпрямленными пальцами поворачиваем вправо-влево);

- выполнение диагностического задания: дети заполняют карточки с заданиями (шариковой ручкой).

2. Основная часть:

- повторение пройденного материала, необходимого для работы;

- сообщение познавательных сведений.

      Но прежде чем приступить к изучению процесса вязания крючком, давайте поговорим о правилах работы с колющими и режущими предметами.

Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

              Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

              И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

1. Храните крючок в коробке или  в специальном чехле.

2. Осторожно обращайтесь с крючком.  Хорошо, если у крючка есть колпачок из резины.

3. Запрещается брать крючок в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы.

4. Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

5. Расстояние от глаз до работы должно быть 35-40 см.

6. По окончанию работы в первую очередь убирают острые инструменты, а затем остальные. Закончив работу, уберите крючок в коробку.

              Для ножниц есть закон простой: ты для начала их закрой.

              И лезвиями от себя всегда клади, себя щадя.

           Подруге захочешь ты их передать, колечки вперед не забудь ей подать.

Теперь, когда нам известны правила безопасной работы, давайте поговорим об инструментах и материалах, которые используются при вязании крючком.

Какие инструменты и материал используются при вязании крючком?

- инструменты – крючок, ножницы;

- материал – нитки (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные) – показать виды нитей и рассказать о них.

Что такое вязание?

- Вязание – это трикотажное полотно, находящееся в работе.

3. Практическая часть:

- Игра на выполнение заданий – право, лево

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

- Выполнение занимательного задания -  учимся держать крючок и нить в руках, движения руки в пространстве при работе с крючком.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, как вы думаете, справились вы со своей задачей, научились держать крючок в руке? А что вам больше всего понравилось во время занятия?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект третьего занятия

Тема занятия: «Цвета. Сочетание цветов».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; изучение сочетания цветов;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность, желание работать в группе, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: повторение упражнений прошлого занятия - движения руки в пространстве при работе с крючком, сообщение познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические; занятие с использованием фантазии, метод игры.

Оборудование: ложки, нитки для вязания (пряжа), инструмент для вязания – крючок, набор нитей (пряжи) разных цветов.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии;

- выполнение диагностического задания.

2. Основная часть:

- повторение упражнений прошлого занятия: движения руки в пространстве при работе с крючком;

- сообщение познавательных сведений.

3. Практическая часть – упражнение: учимся сочетать цвета пряжи.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: Сегодня я проснулся с хорошим настроением и …..

- настрой на работу – приветствие пальчиков.

 Гимнастика для рук

- «Пальчики здороваются»
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся-»здороваемся» с каждым пальцем.

- Здравствуй, указательный!
- Привет, средний!
- Здорово, безымянный!
- Как дела, мизинец?

- выполнение диагностического задания в форме игры: Я за обеденным столом (дети демонстрируют, как они держат ложку).

2. Основная часть:

- повторение упражнений прошлого занятия – движение руки при работе с крючком;

- сообщение познавательных сведений.

Какой у вас любимый цвет?

Игра: к названному цвету нужно подобрать предметы.

А вы знаете цвета радуги?

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

3. Практическая часть - выполнение задания.

Каждому ребенку выдается набор нитей разных цветов, нужно сочетать по два цвета (дети рассказывают, почему им понравилось сочетать именно такие цвета).

После выполнения задания нужно рассказать 4 правила сочетания цветов:

- белый цвет сочетается со всеми цветами

- черный цвет тоже сочетается со всеми цветами;

- синий - с красным;

- желтый - с зеленым.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, вам понравилось занятие сегодня? А что не понравилось?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект четвертого занятия

Тема занятия: «Вязание крючком. Начальная петля».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей, приобретение навыков вязания крючком.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; обучение вязанию крючком;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, подготовка к письму в школе, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность, желание работать в группе, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение и демонстрация познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, практические, метод игры.

Оборудование: нитки (пряжа) для вязания, инструмент для вязания - крючок.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Основная часть - демонстрация вязания начальной петли.

3. Практическая часть:

-  практическая работа: учимся вязать начальную петлю;

- гимнастика для рук.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: Я очень хочу …..

- настрой на работу: игра

«Испугаем разными способами» 
Дети должны придумать разные способы того, как можно испугать человека (взрослый их записывает). Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети говорят, что человека можно испугать криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или картинкой.
После этого взрослый выдает одному из детей задание испугать остальных тем или иным способом из составленного ранее списка. За каждое выполненное задание в специальном дневнике ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание каждого ребенка на то, чтобы он строго следовал предложенному заданию, например: «Испугать только лицом, но молча», или «...только криком, но не меняя выражение лица». Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т.п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случае ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.
В конце урока ведущий договаривается с детьми, что все «изученное» в этой необычной школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы дети не начали применять «полученные знания» на практике в классе или в группе детского сада.
Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением детей. Можно предложить им удобно устроиться в креслах, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко называет, чтобы привлечь к ним внимание детей.

2. Основная часть:

- Ребята, вязаные изделия вяжут крючком разными петлями. Сегодня мы познакомимся с начальной петлей. Это та петля, с которой начинается вязание. (Конец нити от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают его большим пальцем. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами левой руки Её натяжение регулируют средним и безымянным пальцами. Крючок держат между большим и указательным пальцами правой руки так же, как карандаш или ручку. Указательный палец несколько вытянут вперед и лежит на крючке. Крючок поворачивают рабочей частью влево и движением от себя вводят его под нитку с левой стороны. Оттянув нитку вверх от указательного пальца левой руки, крючок с ниткой поворачивают вокруг нити на 360 градусов в сторону, противоположную движению часовой стрелки. Большим пальцем левой руки нить прижимают к указательному пальцу в том месте, где она перекрутилась. Снова крючок вводят под нить, идущую от клубка (рабочая нить) с левой стороны, и, поддев её рабочей частью крючка, протягивают через петлю, находящуюся на крючке. Большой палец отнимают, поддерживают кончик нити и затягивают узелок. На крючке - первая петля);

- демонстрация вязания начальной петли двумя способами.

3. Практическая часть:

- выполнение задания: вязание начальной петли;

- гимнастика для рук:

- «Пальчики ложатся спать»

Этот пальчик хочет спать,
(поочередно сгибаем пальцы в кулак, начиная с большого)
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(выпрямляем все пальцы)
Нам гулять идти пора!
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы).

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, что вы научились сегодня делать? А что было трудным для вас?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект пятого занятия

Тема занятия: «Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей, приобретение навыков вязания крючком.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; обучение вязанию крючком;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, подготовка к письму в школе, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность, желание работать в группе, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение и демонстрация познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, практические, метод игры.

Оборудование: нитки (пряжа) для вязания, инструмент для вязания – крючок.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Основная часть - демонстрация вязания цепочки из воздушных петель.

3. Практическая часть:

- повторение: начальная петля;

-  практическая работа: учимся вязать цепочку из воздушных петель;

- гимнастика для рук.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: Мое любимое занятие …..

- настрой на работу: игра

 

- «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится» 

Цель: обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т.д.

2. Основная часть:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с цепочкой из воздушных петель. На прошлом занятии вы научились вязать начальную петлю, а теперь продолжим.

Скажите, какой способ набора начальной петли вам понравился?

Чтобы связать цепочку из воздушных петель нужно конец нити от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают его большим пальцем. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами левой руки Её натяжение регулируют средним и безымянным пальцами. Крючок держат между большим и указательным пальцами правой руки так же, как карандаш или ручку. Указательный палец несколько вытянут вперед и лежит на крючке. Крючок поворачивают рабочей частью влево и движением от себя вводят его под нитку с левой стороны. Оттянув нитку вверх от указательного пальца левой руки, крючок с ниткой поворачивают вокруг нити на 360 градусов в сторону, противоположную движению часовой стрелки. Большим пальцем левой руки нить прижимают к указательному пальцу в том месте, где она перекрутилась. Снова крючок вводят под нить, идущую от клубка (рабочая нить) с левой стороны, и, поддев её рабочей частью крючка, протягивают через петлю, находящуюся на крючке. Большой палец отнимают, поддерживают кончик нити и затягивают узелок. На крючке - первая петля. Поддев нить снизу слева, протягивают её через петлю, находящуюся на крючке. Это вторая петля. Таким образом можно выполнить ряд петель, которые образуют цепочку;

- демонстрация вязания цепочки из воздушных петель.

3. Практическая часть - выполнение задания:

- повторение: начальная петля;

- вязание цепочки из воздушных петель;

- гимнастика для рук:

- «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы : большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук).

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, что вы научились делать сегодня? А что было трудным для вас?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект шестого занятия

Тема занятия: «Вязание крючком. Столбик без накида».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей, приобретение навыков вязания крючком.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; обучение вязанию крючком;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, подготовка к письму в школе, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность, желание работать в группе, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение и демонстрация познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, практические, метод игры.

Оборудование: нитки (пряжа) для вязания, инструмент для вязания - крючок.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Основная часть - демонстрация вязания столбика без накида;

3. Практическая часть:

-  практическая работа: учимся вязать цепочку из воздушных петель;

- гимнастика для рук.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: Я хорошо умею …..

- настрой на работу – игра:

- «Конкурс хвастунов» 

Цель: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.
Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я - красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т.п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

2. Основная часть:

- Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним элементом вязания, а называется он столбик без накида (крючок вводят в 3-ю петлю цепочки, протягивают рабочую нить через петлю цепочки и снова рабочую нить протягивают через обе петли, находящиеся на крючке);

- демонстрация вязания столбика без накида.

3. Практическая часть:

- выполнение задания: вязание столбика без накида;

- гимнастика для рук:

- «Замок»

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично;

- «Макароны»
Описание:
Это короткое и приятное расслабляющее упражнение, которое очень нравится детям.
Инструкция детям:
Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться.
Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком…
А,  когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, что вы научились делать сегодня? А что было трудным для вас?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект 7, 8, 9 занятий

Тема занятия: «Вязание крючком. Вязаное полотно из столбиков без накида».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей, приобретение навыков вязания крючком.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; обучение вязанию крючком;

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, подготовка к письму в школе, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность, желание работать в группе, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение и демонстрация познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, практические, метод игры.

Оборудование: вязаные образцы, нитки (пряжа) для вязания, инструмент для вязания – крючок.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Основная часть - демонстрация вязаных образцов: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

3. Практическая часть:

-  практическая работа: вяжем прямоугольное полотно;

- гимнастика для рук.

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: Я люблю …..

- настрой на работу: игра

- «Волшебное перо» (7 занятие)
Описание:
Эта поэтичная игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы . Ребята охотно разрешают прикасаться к себе необычным способом. Каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.
Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики собственных пальцев.
Инструкция детям:
Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье.
Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.
(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая.
Работая с более старшими детьми, через некоторое время, вы можете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.);

- «Падающее перо» (8 занятие)
Описание:
В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный.
Инструкция детям:
У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю.
Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз… два… три… четыре… пять…
Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас - маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Вы будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при этом считать до пяти. На счете три, вы, вероятно, уже будете почти лежать на полу... Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно.
Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали: раз… два… три… четыре… пять…

- «Мороженое» (9 занятие)
Описание:
Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.
Инструкция детям:
Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?..
Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.
Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!
Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.
Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден…
И, когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам, что вы можете снова встать.

2. Основная часть:

- Ребята, сегодня я познакомлю вас с вязаными образцами….

- Демонстрация вязаных образцов: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

3. Практическая часть:

- выполнение задания: вязание прямоугольного полотна столбиками без накида;

- гимнастика для рук:

- «Моя семья» (7 занятие)

(Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

Второй вариант игры – поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого;

- «Гости» (8 занятие)

В гости к пальчику большому
(руки сжаты в кулаки, оба больших пальца подняты вверх)
Приходили прямо к дому
(две ладони сомкнуты под углом как крыша)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(называемые пальцы соединяются с большим пальцем)
А мизинчик-малышок
Сам забрался на порог.
(руки в кулаке, подняты вверх оба мизинца)
Вместе пальчики- друзья.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
Друг без друга им нельзя.
(руки соединяем в замок);

- Домик (9 занятие)

Раз, два, три, четыре, пять –
(из кулака поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять –
(по очереди сгибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

4. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, что вы научились делать сегодня? А что было трудным для вас?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

План - конспект 10, 11, 12 занятий

Тема занятия: «Вязание крючком. Круговое вязание из столбиков без накида - круг».

Цель занятия:  формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному  рукоделию, развитие творческих  и индивидуальных способностей, приобретение навыков вязания крючком.

Задачи занятия:

- образовательные: сообщение познавательных сведений; обучение вязанию крючком

- развивающие: развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук, подготовка к письму в школе, внимание, умение контролировать свои движения, воображение, память, сообразительность, желание работать в группе, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам;

- воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, экономное и бережное отношение к материалам,   аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение и демонстрация познавательных сведений, занятие - упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, практические, метод игры.

Оборудование: вязаные образцы, нитки (пряжа) для вязания, инструмент для вязания - крючок.

План занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Основная и практическая часть:

-  практическая работа: вяжем круг;

- гимнастика для рук.

3. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

- приветствие: Я сегодня …..

- настрой на работу: игра

- «Колка дров» (10 занятие)
Описание:
Это замечательное расслабляющее упражнение, которое хорошо проводить осенью.
Инструкция детям:
Представьте, что вы — дровосеки, которые работают в лесу. Вы завалили много деревьев, распилили стволы на короткие бревна. Теперь эти бревна нужно поколоть, чтобы зимой положить их в печь или камин и хорошенько обогреть дом.
Станьте здесь, широко расставив ноги. Представьте бревно, которое надо поколоть. Двумя руками вы держите рукоять большого, тяжелого топора. Занесите этот топор над головой. Представьте, какой он тяжелый; глубоко вдохните и на выдохе сильно ударьте топором по дереву… Вам удалось его расколоть?
Давайте попробуем еще раз. Снова поднимите топор над головой. Вдохните, и, выдыхая, сильно ударьте по дереву…
Хотите сделать полено еще меньше? Тогда возьмите топор и расколите бревно еще раз…
А теперь принесите мне все поленья и сложите здесь. Кладите их аккуратно, друг на дружку;

- «Могучий лев» (11 занятие)
Описание:
Это короткая интересная игра, помогающая детям расслабить мышцы лица и шеи. Одновременно она способствует углублению дыхания.

Эта игра нравится детям прежде всего потому, что они могут идентифицировать себя с могучим зверем и показать свой голос.
Инструкция детям:
Встаньте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти… хвост с коричневой кисточкой… могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами… .
Широко откройте свои львиные глаза.
Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык.
Очень устрашающе!.. Но можно сделать еще кое-что… .
Издайте негромкий, но мощный львиный рык; он, вероятно, звучит, как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки.
А сейчас попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком… . Теперь порычите на своих соседей с одной, а потом с другой стороны от вас… .
Закройте глаза и постарайтесь почувствовать свою львиную морду и львиный язык… .
Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня… на ребят с левой стороны… на ребят с правой стороны… . Не закрывайте львиную пасть.
Закройте глаза, еще раз почувствуйте свои львиные глаза, морду и язык….
А теперь закройте свою пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой… и откройте глаза;


- «Пальцы прячутся» (12 занятие)
Описание:
Эта игра тренирует мышцы рук и является замечательной подготовкой к подвижным упражнениям из книги «Привет, ручки!».
Инструкция детям:
Сядьте на пол, протяните руки вперед и пошевелите пальцами, как сороконожка ногами.
Очень быстро поработайте пальцами в воздухе, вверх, вниз, в одну сторону, в другую сторону… .
А теперь хорошенько спрячьте пальцы в кулачках, так чтобы никто не смог их увидеть. Они должны полностью скрыться. Никто не должен их больше видеть! Мы сможем их найти, только если позовем сыщика.
Теперь выпустите свои пальцы наружу. Покажите им весь белый свет, чтобы они сказали: «Мы уже бывали здесь прежде!»
Потяните растопыренные пальцы, превращая каждую кисть в красивую звездочку… .
Теперь поднимите руки высоко вверх и скажите потолку нашей комнаты: «Добрый день, это я».
Помашите другому ребенку обеими руками и скажите: «Привет, это я».
Теперь положите руки на колени и дайте им перевести дух; пусть отдохнут ваши мизинцы; пусть отдохнут безымянные пальцы; средние пальцы пусть отдохнут; пусть отдыхают указательные пальцы; и, наконец, пусть отдохнет ваш красивый гибкий большой палец.

2. Основная и практическая часть:

- Ребята, для вязания круга, нужно набрать цепочку из воздушных петель и замкнуть в круг (демонстрация). Теперь приступаем к выполнению задания;

- выполнение задания: вязание круга из столбиков без накида;

- гимнастика для рук:

- «Пальчики ложатся спать» (10 занятие)

Этот пальчик хочет спать,
(поочередно сгибаем пальцы в кулак, начиная с большого)
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(выпрямляем все пальцы)
Нам гулять идти пора!
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы);

- «Дружные ребята» (11 занятие)

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы : большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук);

- «Замок» (12 занятие)

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично.

3. Заключительная часть - подведение итогов занятия.

     В конце занятия подводятся итоги работы.

     - Итак, ребята, что вы научились делать сегодня? А что было трудным для вас?

Знают дети, знают взрослый и малыш:

         На безногом табурете ни за что не усидишь.

                       Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.

              Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.

     Так и руки – без труда не годятся никуда.

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

      До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!

  1. Материально – техническая база

Помещение.

Занятия организуются в кабинете МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей и юношества» г.Камень-на-Оби, в кабинете МБОУ детский сад №17. Помещение отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.

Оборудование

К необходимому минимуму оборудования относятся: пряжа, инструмент для вязания - крючок

Методические материалы:

  • Презентация для родителей

  1. Результативность

По результатам проделанной работы по программе «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму дошкольников через вязание крючком» проводится выставка вязаных образцов и изделий.

Таким образом, правильно поставленная работа с детьми является залогом успеха и позволяет сделать занятия полезными и нужными для ускорения развития мелкой моторики и подготовки к письму дошкольников в процессе вязания крючком, активизируя индивидуальные творческие возможности ребенка.

Способность воспринимать прекрасное в повседневной жизни является важнейшим условием полноценной жизни человека. Внутренний мир нашего современника формируется постепенно под влиянием социальной обстановки. Необходимо, чтобы условия повседневной жизни, быта, окружения воспитывали у нас и наших детей, у окружающих чувство прекрасного, так как только оно является основой человеческого достоинства. И это чувство формируется постепенно, систематически. Поэтому прекрасное так важно и так нужно для каждого человека.

Список литературы для педагогов

  1. В. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития», 2006 г.
  2. Т. Белова «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики, 2007
  3. Г. Соколов, Е. Афоничева, Н. Павлычева «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте», 2011 г.
  4. Т.Ю.Бардышева «Во саду ли, в огороде. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи», 2011 г.
  5. И.В.Новикова «Вязание крючком в детском саду», 2008 г.
  6. Т.Н. Диброва  «Развитие мелкой моторики руки ребенка», статья, 2011 г.
  7. Интернет-ресурс:  http://nsportal.ru 

Список литературы для родителей

- Т. Белова «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики, 2007

- Т.Ю.Бардышева «Во саду ли, в огороде. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи», 2011 г.

- Т.Н. Диброва  «Развитие мелкой моторики руки ребенка», статья, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

                 У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников....