СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
консультация (подготовительная группа) по теме

Елена Владимировна Петрова

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx79.23 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы).

Поставила следующие цели и задачи:

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  1. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • память, речь детей;
  • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что один из них отдаЈт предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных, учитель г.Москва), другие - теневому театру (А.В. Мельникова, г.Краснодар), третьи лепке, конструированию, (3.И. Богатеева, г.Ульяновск)...

Я же использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приЈмы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". Что же сюда вошло:

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
  6. Пальчиковый алфавит.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Театр теней.

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

  1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щЈткой и т.д.
  2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
  4. Конструирование из бумаги - оригами.

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

а

  1. ШитьЈ.
  2. Вышивание.
  3. Макраме.
  4. Плетение.
  5. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

IV. Развитие графической моторики.

  1. Рисование по трафаретам.
  2. Рисование по фигурным линейкам.
  3. Штриховка.
  4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  5. Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

  1. выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий:
  2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Появившиеся в последнее время программы для детского сада, по-разному решают вопрос об организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. В одних программах делается акцент на обучающих занятиях, в других предпочтение отдается более свободным формам развития детей. Каждый из указанных блоков (моделей) должен занимать свое место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных), логике отдельного предмета (грамоте) в рамках подготовки к школе, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, макраме...). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Также считаю, что неправильно толковать эти составляющие как внешне следующие друг за другом преемственные ступени обучения и развития (сначала прямое обучение на занятиях, которое затем переходит в "закрепление пройденного", в совместной, затем в самостоятельной деятельности детей с материалом, проходящим сквозь эти формы активности). В педагогическом процессе они сосуществуют, как разные формы, связанные более глубокими отношениями, нежели простое следование друг за другом во времени с опорой на один и тот же материал.

Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.

При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. При свободе творчества и вариативности программ необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, практические работники не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы.

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

Теперь о проведенной работе.

1. На одном из занятий познакомила детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

                         (Пальцы)

-Да, дети, это пальцы.
-А почему вы догадались?
-Почему пальцы "родными братьями" называют?
-У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
-Любите ли вы играть с пальчиками?
-Покажите пальчики правой (левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.

                       О.Дриз.

-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.

2. Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном провожу в блоке совместной деятельности. Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:

Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).Домик

При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать вес пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

Вначале произношу скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца, В процессе работы над скороговоркой меняю темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Скороговорки подобраны по алфавиту. Например, звук "Б": "Идут бобры в сыры боры". Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно, одна - сжимается в кулак, другая распрямляется.

В группе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка, а так же сделали (для разнообразия) пеналы из цветных спичек. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Использую этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев.
  2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
  3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предлагаю сосчитать палочки каждого цвета.
  4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).
  5. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.
  6. Самому придумать и сложить фигуру.

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

Кроватка

Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.

Телевизор

Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.

Жук

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и пратического плана.

Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

Домик1   Домик2

И много других интересных примеров.

В свободное от занятий время отправляемся с детьми к героям "Спичечного королевства". Эта игра знакомит детей с геометрическими фигурами и помогает в развитии творческого мышления. называю геометрическую фигуру, а дети на основе ее выкладывают образы.

Треугольник1

Треугольник2

Треугольник3

Квадрат1

Квадрат2

Квадрат3

Прямоугольник1

Прямоугольник2

Прямоугольник3

Ромб1

Ромб2

Ромб3

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем победителей (звездочкой).

С помощью палочек и спичек выкладываем с детьми смысл стихотворения. Читаю детям небольшое стихотворение несколько раз, а дети выкладывают его смысл одной двумя "пиктограммами". Например, "Ежик" В. Катаева

На комод забрался ежик,
У него не видно ножек, 
У его такого злючки, 
Не причесаны колючки.
И ни как не разберешь -
Щетка это или еж?

Ежик1

Ежик2

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.

В группе имеется подбор интересных стихотворений, к которым легко подобрать нужные и полезные для детей движения. Например: "День рождения".

На свой день рожденья позвал я ребят.
Пять маленьких свечек на торте горят (пальцы руки подняты и разведены палец).
Я дунул, сумел погасить лишь одну (загибаем большой палец).
Осталось четыре, я снова подул, погасла одна (загибаем указательный палец).
А три свечки горят, одну я задул (загибаем средний палец).
Гаснуть две не хотят, но вот мне одну погасить удалось (загибаем безымянный палец).
Осталась одна, постараться пришлось.
На пятую дул я опять и опять.
Погасла! Ура! (загибаем мизинец).
Мне исполнилось пять!

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

  1. Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.
  3. Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

Например: Ак - ак - ак, вырос в поле мак, Ук - ук - ук, вот ползет паук.
Убегаем от паука домой, а там висит "Замок" (упражнение для развития мелкой моторики).

В подготовительной группе учим с детьми буквы. Дети любят контур каждой буквы выложить из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков, т.п.) из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина (алфавитное печенье). Это ли не развитие моторики?

Целостному восприятию буквы, выделению еЈ характерных признаков, а так же появлению положительного отношению к письму, способствует заучивание стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме (например, стихи А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.) На каждую букву загадываем загадку (т.е. отгадка на заданный звук), затем отгадки вписываем в кроссворд. А это развитие логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, наблюдательности. Этой цели способствуют игры " Найди букву", "Составь слово", "Составь имя" и др.

Использование разрезной азбуки дает возможность упростить подготовку детей к письму под диктовку: дети анализируют диктуемое слово, обозначая каждый звук буквой, не заботясь о еЈ написании т.к. используют готовую. А это в свою очередь развивает внимание, восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Сначала исполнителями были мы взрослые, посмотрев, дети непременно захотели попробовать роль актеров. Разучили с ними как можно получить, изображение птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определЈнным образом пальцев. Получалось не у всех детей сразу, но путем кропотливого труда добились результата, т.к. каждому хотелось хоть какую-то фигуру показать. Оборудование простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

II. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути используемые для подготовки руки ребЈнка к письму. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, расскажу о наиболее интересных и направленных на развитие мелкой моторики.

На одном из занятий по рисованию рассказала детям сказку про "Пальчики". "Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.
- "Отдыхайте... Впереди новый день".

Дети с огромным желанием рисовали пальчиками "Кисти рябины", "Виноград", "Смородину", и т.д.

Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время и меня не смущают детские каракули, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, даЈт волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Рисуем на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево.

Стрелки

е

"Мы учимся письму. Для чего? И почему? Из крючков, из крючочков, из кружков из кружочков. Сможем буквы написать. Если будем мы стараться, будут буквы получатся." "Восьмерки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья.

Восьмерки

"Петельки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья. "Клубочки" - упражнение для отработки вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки. Сматывание и разматывание клубочков.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяю не только для рисования, но в аппликации и конструирования. Особенно хочется рассказать о мозаичной аппликации, которую используем для подарка, оформления групповой и раздевальных комнат, спортзала, лестничной площадки. Работу начинаем от простого рисунка, который выкладываем разными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат...). Это лисичка, жираф, белочка, птица, кот (к году кота), до сложного: звери-спорт, дед Мороз, Снегурочка, до сказок: " Два жадных медвежонка", "Лиса и заяц". Аппликация обрыванием из палочек так же способствует развитию мелкой моторики.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами.

Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает всЈ большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, оно и без того на редкость красноречиво, и, подобно водовороту увлекает в свой волшебный мир оживших образов, всякого, кто только может прикоснуться к нему. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Например: бабочка, пчЈлка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь. Игрушки - забавы, например: прыгающий лягушонок и до целой сказки "Четыре брата", "Про отважную собаку"...

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Почему я обратила внимание на данный вид деятельности? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе. Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Мы в основном работали с бумагой, картоном, тесьмой, шпоном. Что же сплели? Закладки для книг, коврики, фонарики, подставки, корзиночки и т.д. Самый простой способ - это тот, где ребЈнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, затем вырезать полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части (по типу полотняного переплетения нитей в ткани). Существуют и другие типы плетения:

а) петельное плетение;
б) Косое плетение
Думаю использовать их в дальнейшей работе.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приЈмы плетения макраме. Этот вид труда рекомендуем для совместных занятий родителей и детей в семье. Некоторые работы дети приносят в группу для украшения и игры.

Точность и ловкость движения пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии "Сделай бусы". Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольные, каждый из них скручивается в виде бусинки, конец еЈ приклеивается. Готовые бусинки нанизываются на нитку. Так же делаем и "рябиновые" бусы, "яблочные", бусы из бисера.

Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма. Дети обмениваются бусами, дарят их малышам, надевают куклам. Все это доставляет радость и удовлетворение.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

  • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Приобрели фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей). Учим детей штриховать:

  • параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
  • по косым линиям, точками;
  • круговыми линиями, полуовалами;
  • волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронутся к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребЈнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребЈнок почувствует успех, то будет стараться ещЈ больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".

Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Работу по подготовке руки к письму начинаем в старшей группе, используя пособия "От линии к букве", "Готовим руку к письму" (Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 1996 г.) Все работы проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводит к переутомлению. Два года назад приходилось вместе с родителями рисовать дорожки, лабиринты и т.п. Теперь работа значительно облегчилась, т.к. в продаже появилось много материала по развитию графических навыков. На каждого ребЈнка приобретаем прописи для дошкольников. Для старших и подготовительных групп "Готовим руку к школе" (Топоркова И.Г. Щербинина С. В., 1996.) Цель работы с пособиями:

  • научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
  • научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
  • проводить линии в различных направлениях,
  • проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
  • воспитать умение сосредотачиваться.

Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. "Дорожки", "Дождик", "Парашютисты", "Клубочки" (размотай и замотай), "Нарисуй фигуры" - вокруг маленькой, постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше фигур получится, тем лучше.

Задания в прописях помогают развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, например:

  • "Найди лишнюю фигурку и заштрихуй",
  • раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным,
  • подумай, на что похожа картина и дорисуй ее,
  • Оля стоит справа от стола и слева от стула, которую девочку зовут Олей?

В подготовительной группе один раз в неделю провожу занятия по развитию графических навыков, для чего завели тетради цель которых:

  • закрепить навыки ориентировки на листе бумаги,
  • развивать глазомер, умение "видеть" строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки,
  • одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определЈнные задачи, правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие).

При выполнении упражнений контролировать процесс их решения и оценивать полученные результаты. (Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитайте, правильно ли выполнили задание? Посмотрите внимательно, хорошо ли написаны палочки? А еще напишите пять таких же палочек совсем хорошо! И т.д.) Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения, самостоятельно оценивать работу.

На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребЈнка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических упражнений дети ещЈ усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

  • как правильно сидеть,
  • как положить руки, кисти рук,
  • как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.

Расскажу об этих правилах.

Правила положения при письме.

  • Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднею пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
  • Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола.
  • Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
  • Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

Выучили следующие стихи:

Парта это не кровать,

и нельзя на ней лежать,

ты сиди за партой стройно

и веди себя достойно.

Тетради правильно кладу,

ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

с чистотою я дружу,

На отлично напишу.

Использую на этих занятиях зрительные диктанты, дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая из цветных палочек геометрические фигуры или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередую со слуховыми. Цель которых, развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываем после одноразового словесного описания. Фигуры для слуховых диктантов подбираем из числа знакомых детям, по зрительным диктантам.

Так простой пример: на одном из занятий детям предложила после рассматривания, выложить фигуру состоящую из Јлочки с четырьмя парами веток и сосенки с тремя парами веток. На одном из последующих занятий для слухового диктанта дала такое задание: "Из палочек, которые лежат на столе (4 коричневых и 12 зелЈных сложите елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек" или "Возьмите 4 коричневых или 8 зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку" и т.п. Дальше задание усложняется.

Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Что бы избежать негативных последствий, использую самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Хочется сказать ещЈ о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребЈнок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребЈнка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, т.е. готовили руки ребенка к письму.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрЈшке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т.д.

В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с дизартрией.

В статье рассказывается о связи мелкой моторики с речью, выделяются направления работы и описываются все группы упражнений....

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...