статья на тему : "Технология проектной деятельности в доу"
статья по теме

Цыганкова Светлана Викторовна

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности ( в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности («активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

                              ДОКЛАД

                            ПО  ТЕМЕ:

 « ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОЕКТНОЙ      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовили: Мансурова А.М.

Цыганкова С.В.

2013 год

    Проектная  деятельность – это  целенаправленная  деятельность   с  определенной  целью, по  определенному  плану  для  решения  поисковых, исследовательских, практических  задач  по  любому  направлению   содержания  образования.

     В  основе  проектной  деятельности  лежит  идея  о  направленности  деятельности ( в ходе  которой  ребенок  открывает  для  себя  много  нового  и  неизведанного ранее)  на  результат, который  достигается  в  процессе  совместной  работы  взрослого  и  детей  над  определенной  практической  проблемой. Этот  результат  можно  увидеть, осмыслить, применить  в  реальной  практической  деятельности.

     Технология  проектирования является  одной  из  форм  поисковой  деятельности («активного  поведения  в  условиях  неопределенности)  детей  дошкольного  возраста  и  способствует  развитию  их  творческих  способностей.  Для  ребенка  характерна  колоссальная  жажда  жизни, что  ярко  проявляется  в  его  потребности  в  активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных  впечатлениях.  Известно, что  уважение  к  личности  ребенка, его  достоинству, принятие  его  целей, запросов, интересов, создание  условий  для  самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей  ребенка  в конструировании  собственного мира  детства  способствуют  развитию его  творчества.

      Проектирование  как  деятельность  строится на  уникальных  отношениях  «ребенок – взрослый», на соучастии   взрослого  и  ребенка. Соучастие  в  деятельности – это общение  на  равных, где  никому  не  принадлежит привилегия  указывать, контролировать, оценивать.  Педагог  ведет ребенка  к  соучастию  постепенно, от  наблюдений  за  его  деятельностью к  эпизодическому  участию  в ней, затем  к  партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

      Поэтапное стимулирование  проектной  деятельности  взрослым  позволяет  формировать у ребенка  умения, которые могут  развиваться  только  в деятельности, - умение  работать  в коллективе, подчинять  свой  темперамент, характер  интересам  общего  дела, умение  решать  творческие  споры, достигать  договоренности, оказывать  помощь  участникам  деятельности, умение обсуждать  результаты деятельности, оценивать  действия  каждого.

       Творческое  проектирование  требует  от  педагога  терпения, любви  к  ребенку,  веры  в  его  возможности  на  пути   вхождения  в мир  взрослых.

 

     

АЛГОРИТМ  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПЕДАГОГА  И  ДЕТЕЙ

Этапы  проектной деятельности

Деятельность   педагога

Деятельность  детей

  1. Постановка  проблемы

Формулирует  для  себя проблему, исходя  из  которой,  подводит  детей к  необходимости  задуматься  над  проблемной  ситуацией

Учатся   видеть   проблему, формулировать  важные   вопросы

  1. Определение цели деятельности

Ставит  цель  с  опорой  на  интересы  и потребности  детей

Обозначают  цель  деятельности (становятся  активными  исследователями  окружающего  мира)

  1. Конкретный  замысел

Продумывает  и  представляет то, что будет  происходить  и к какому  результату это  приведет

Участвуют  в  обсуждении: как  организовать  то  или  иное дело, выслушивают  любые  мнения, вплоть  до  нестандартных  и неожиданных

  1. Планирование

Определяет  основные  этапы  работы  с детьми в зависимости  от  дидактических, социальных, предметно – материальных и  индивидуально – личностных  условий

Перечисляют  любимые  занятия, предлагают  игры, участвуют в определении  последовательности  операций (что  сначала, что  потом)

  1. Реализация  проекта  и постоянная  рефлексия

Организует  и  мотивирует  различные  виды  деятельности  через  интеграцию. Проводит  рефлексию  и своевременную  коррекцию  отдельных  шагов

Участвуют  в  разнообразных  видах  деятельности, выступают  партнерами  и  помощниками  воспитателя

  1. Анализ  результатов  и презентация

Выявляет  положительные  и  отрицательные  моменты  в  совместной  деятельности  с  детьми

Проводят  посильный  анализ  с  подачи  взрослого. Участвуют  в  игровой  презентации  достигнутых  результатов

         Также  технология  проектной  деятельности  может  быть  использована  и  в  рамках   специально  организованного  обучения  детей ( в  рамках  занятия). Такие  занятия   имеют  определенную  структуру и  включают  в  себя:

  • Создание   мотивации   проектной  деятельности;
  • Введение в  проблему;
  • Поэтапное  решение  проблемы   в  процессе   исследовательской   деятельности;
  • Обсуждение   результатов, систематизация  информации;
  • Получение  продукта  деятельности;
  • Презентация результатов  проектной  деятельности;

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ   РАБОТЫ   ПЕДАГОГА   НАД  ПРОЕКТОМ

  1. Педагог  ставит  перед  собой  цель, исходя  из  потребностей  и  интересов  детей;
  2. Вовлекает  дошкольников  в  решение  проблемы;
  3. Намечает  план  движения  к  цели (поддерживает  интерес  детей  и  родителей);
  4. Обсуждает  план  с  семьями;
  5. Обращается  за  рекомендациями  к  специалистам  ДОУ;
  6. Вместе  с детьми  и  родителями  составляет  план – схему  проведения  проекта;
  7. Собирает  информацию,  материал;
  8. Проводит  занятия  игры, наблюдения, поездки (мероприятия  основной  части  проекта);
  9. Дает  домашнее  задания  родителям  и детям;
  10. Поощряет  самостоятельные  творческие  работы  детей  и  родителей (поиск  материала, информации, изготовление  поделок, рисунков, альбомов  и т.п.);
  11. Организует  презентацию  проекта (праздник, открытое  занятие, акция, КВН), составляет  книгу, альбом  совместной  деятельности  с  детьми;
  12. Подводит  итоги (выступает  на  педсовете, обобщает  опыт  работы).

Таким  образом, в  проектной  деятельности  происходит  формирование  субъективной   позиции  у  ребенка, раскрывается  его  индивидуальность, реализуются  интересы  и  потребности, что  в  свою  очередь  способствует  личностному  развитию  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Организация проектной деятельности в младших группах.

В данной статье рассказывается о том, как правильно организовывать проекты в младших группах. Виды проектов и их особенности....

Статья на тему: Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по...

Статья на тему:"Реализация проектной деятельности в дошкольном образовании"

Организация и методическое сопровождение работы с проектами...

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Статья на тему: " Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС"

Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому важно правильно организовать обучение в ДОУ. Правиль...