Релаксация – как форма профилактических и психогигиенических мероприятий физкультурно – оздоровительной работы ДОУ.
статья по теме

Краснопеева Елена Александровна

наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять негативные эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psikhologa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксация – как форма профилактических и психогигиенических мероприятий физкультурно – оздоровительной работы ДОУ.

Автор: педагог – психолог МДОУ ЦРР д/с № 14 г. Балтийска

 Краснопеева Елена Александровна

     Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещение детского сада, различных кружков и секций требуют от ребёнка активной умственной и физической деятельности, которой сопутствуют эмоциональные переживания. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей, так как, создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц в теле.

     Научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия. Для формирования такой стабильности ребёнка, важно научить его управлять своим телом. Ведь умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. При этом надо помнить, что наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять негативные эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

   

С этой целью в своей работе я использую:

- как часть занятия

-как самостоятельная тренинговая система

        

В использовании приёмов релаксации очень важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления:

  1. Настрой
  2. Основная часть
  3. Выход из «состояния»

При НАСТРОЕ очень важно, чтобы ребёнок принял удобную для него позу. Обычно предлагается определенная поза - в “половинной позе черепахи”, в “позе “крокодила”, на спине, на боку, но если кто-то из детей предпочтёт другую, не стоит заострять на этом внимание.

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов. Каждому даётся образное название («Спящий котёнок», «Шалтай – Болтай», «Снежная баба», «Птички»). Это увлекает детей, т.к. в них есть элемент игры. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входят в заданный образ. Можно также использовать стихи и “релаксационные” сказки (“Кошкины”, или “Как уснула кукла”). Опыт показал, что используемые мною расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны.

Для маленьких детей благоприятна тренировка релаксации в парах. При этом один изображает, например, тряпичную куклу, а другой слегка поднимает и опускает его руки и ноги, двигает головой. Другой вариант — “игра в тележку”: один лежит на спине, а другой возит его за ноги по залу.

При релаксации ни в коем случае не принуждаю детей долго оставаться в статических позах или с закрытыми глазами. Звук голоса как бы привязывает сознание ребенка, не давая ему погрузиться в состояние расслабления слишком глубоко. Между фразами обязательны смысловые паузы, для «входа» в образ.

В релаксации удобно задавать детям этические установки, развивать эмоцию любви, утончать восприятие природы, проводить нравственное воспитание. Обычные беседы с детьми не дают такого эффекта.

В большинстве случаев релаксацию сопровождает спокойная, плавная спец. музыка.

Очень важен момент ВЫХОДА. Ребёнка обязательно нужно «вернуть» в реальную действительность, снять с него образ, активизировать его на дальнейшую деятельность.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Некоторым, особенно возбуждённым, отвлекаемым детям не удаётся сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый раз. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научатся расслабляться и даже будут сами просить поиграть с ними в «волшебный сон».

Наши наблюдения показали, что расслабляясь, возбуждённые, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и  мыслей. Таким образом, научившись расслаблению, каждый ребёнок получает то, в чём ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Однако, только системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  • Упражнение на расслабление мышц лица.

«Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю

(рычать)

чтобы злоба улетела и расслабилось всё тело,

надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)

  • Упражнение на расслабление мышц туловища.

«Холодно – жарко»

Медвежата в берлоге. Мама – медведица ушла. Подул холодный, северный ветер и пробрался сквозь щёлки в берлогу. Медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки, греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер…

Повторить 2-3 раза.

  • Упражнения на расслабление всего организма.

«Снежная баба». Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У неё есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растёкшуюся по земле.

«Бубенчик». Дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под звуки колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

План профилактической и физкультурно-оздоровительной работы

План профилактической и физкультурно-оздоровительной работы...

Таблица "Формы проведения утренней гимнастики" и "Физкультурно - оздоровительной работы в ДОО"

Сюжетная форма утренней гимнастики Образная – игровая гимнастика Утренняя гимнастика в форме подвижных игр Танцевально-ритмическая разминка  Упражнений на основе ритмиче...

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне  для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....