Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.
статья

 Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).

1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей

2. Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми

3. Игры, способствующие активизации невербального воображения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).

Тема: Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность  детей с проблемами в развитии.

        Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое отношение к нему, «живут» в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

        При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускольно - осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность ролучить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая паиять и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

        У детей с ограниченными возможностями внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются переодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности.

Многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.

        У детей с недоразвитием интеллекта ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

        Отставание в развитее мышления – одна из основных черт, отличающих детей с недоразвитием интеллекта от нормально развивающихся сверстников. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с ограниченными возможностями, снижение способности к творческому созданию новых образов.

Одной из основных задач для детей с проблемами в развитии остается психологическая коррекция сенсорно – перцептивных процессов. Процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в воспитании ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.

Известно, что рисовать дети любят с самого раннего детства. Изобразительная деятельность для них – знакомое, «комфортное» действие. Поэтому на его основе можно сформировать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение; сформировать положительную «Я – концепцию».

Важной задачей для педагога становится разделение в детском рисунке тех особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностей рисунка, отражающих личностные характеристики – с другой.

Как отмечалось выше, у детей с ограниченными возможностями развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Поэтому целесообразно в работе с такими детьми использовать нетрадиционные техники рисования, т.к. эти занятия способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

  • Рисование мелом на асфальте;
  • Рисование на воздушных шарах – берут надутые воздушные шары светлых оттенков, гуашь;
  • Рисование ладошкой, пальчиками;
  • Рисование водой на столе – налить на стол небольшую лужу и предложить подумать «что будет, если капельки поссорятся и разбегутся». Дети пальчиком «вытягивают лужицу» и смотрят, что у них получилось;
  • Рисование палочками по сырому песку;
  • Рисование цветной водой по снегу;
  • Рисование по стеклу – можно использовать различные материалы: краски, фломастеры, мелки;
  • Пластилиновая живопись;
  • Кляксография;
  • Рисование по мокрому;
  • Рисование восковыми мелками + акварель;
  • Оттиски: пробкой, картошкой, поролоном, мятой бумагой;
  • Граттаж;
  • Набрызг

Так же используются различные игры, способствующие активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – рисование, конструирование, пластические упражнения.

Цель таких игр: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, мелкой моторики.

  • Необычные кляксы – капнуть на середину листа немного чернил, сложить лист пополам и затем развернуть. Рассмотреть кляксы и сказать, на что похоже;
  • Удивительная ладонь – предложить детям обвести ладонь с раскрытыми пальцами, затем дорисовать детали и превратить обычное изображение ладони в необычной рисунок;
  • Незаконченные рисунки – нарисовать на доске мелом незаконченные предметы (квадрат – это может быть домик, телевизор и т.д.; круг – это солнышко, голова человека, будильник и т.д.). Предложить детям определить и назвать предмет;
  • Силуэты фигур; Заколдованный лес; Поможем художнику – предложить детям закончить, дорисовать рисунок;
  • Мастерская форм – сложить из счетных палочек различные картинки;
  • Сложи картинку из фигур – сложить из имеющихся геометрических фигур различные предметные картинки.

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», С-Пб. -  2001г.
  2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития», М. – 2000г.
  3. Дубровская Н.В. «Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей», С-Пб – 2005г.
  4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Издательство «Школьная пресса», 2005г., №2
  5. Ильина М.В. «Развитие невербального воображения», М. – 2000г.

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Я рисую солнце» развития творческих способностей через изобразительную деятельность средний возраст

НОД «Я рисую солнце»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная деятельность», «Коммуникация», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Художественная литература».Цель: исп...

консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей через Изобразительную деятельность».

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико.Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отноше...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность»

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность»...

Стендовый доклад«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»...

Консультация для воспитателей ««Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность».

Пока приведено недостаточно исследований, раскрывающих специфику познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж и ...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по теме «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность» Дизайн-премьера. «Шедевры руками малышей»

Дошкольникам можно предложить вариант украшения столовых тарелок (одноразовые тарелочки). Которые послужат отличным подарком. Использовать такие тарелочки для приёма пищи нельзя....

"Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность".

Творчество детей - естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей творчества....