Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения
статья (подготовительная группа) по теме

О роли воображения при подготовке  к  школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воображения при подготовке к школе  детей с нарушением зрения

                                                                  Семечкина Галина Владимировна

      педагог-психолог                                                        

МБДОУ компенсирующего вида № 7

 В современной школьной жизни, как считают В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин,  далеко не у всех учащихся успешно складывается учебная деятельность. Это результат  несформированных  предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте.

             Одним из компонентом готовности к учебной деятельности является воображение.  Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.Е. Сапогова и др.  связывали развитие  воображения  с общим психическим развитием ребенка, считая, что воображение является непременным условием  психологической готовности   ребенка к школе.  Согласно периодизации психического развития, предложенной  Л.С. Выготским, воображение является центральным  психологическим новообразованием дошкольного возраста.  Сензитивный период для развития воображения как раз и является старший дошкольный возраст, поэтому для нашего дошкольного учреждения работа по развитию творческого воображения у дошкольников с нарушением зрения явилась актуальной и своевременной. Эта работа  была необходима для того, чтобы  у детей с нарушением зрения развить кругозор, обогатить их жизненный опыт новыми образами и представлениями, помочь им  быстрее адаптироваться в современном мире, быть увереннее в себе, чувствовать себя свободно,  независимо.

А в современное время  для того, чтобы быть успешным в учебе, в жизни, нужно быть креативным, творческим, уметь решать разные проблемные ситуации, находить выход в трудных вопросах и проблемах. Для этого необходимо иметь богатое воображение,   уметь гибко и продуктивно мыслить, доводить начатое  дело  до конца, хорошо слышать инструкцию учителя, уметь общаться с детьми и со взрослыми.

              Как этого добиться?  

Для реализации данной цели  ведущими были следующие задачи:

  • определить уровень творческого воображения у дошкольников;
  • способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
  • способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.

             Данное направление работы осуществлялось  по трем  направлениям: работа с детьми, с педагогами, с родителями.

              Мы начали эту  работу с методики «Дорисовывание  фигур» (Модификация методики Е.Торренса, разработанная О.М. Дьяченко) направленной  на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения.

             При проведении методики ребенку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура  неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую фигурку так,  чтобы получилась какая-нибудь картинка. Результаты,  полученные после анализа детских работ, как количественные, так и качественные  были  неутешительными.

          Средний  коэффициент  творчества был низким, а  индивидуальный результат каждого ребенка был еще ниже.

              Кроме этой методики была проведена методика «Составь предложение» Т.В. Чередниковой. Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Глядя на картинку, ребенок должен составить как можно больше предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих трех существительных, но не их пропуск.

После подведения итогов по этим методикам стало ясно,  что с воображением у детей  с нарушением зрения  есть проблемы.

На начало года  результаты были следующие:

         На диаграмме видно, что высокого уровня развития по творческому воображению и по творческому рассказыванию  у дошкольников нет. В основном  дети показали  средний и низкий уровень   по предложенным методикам.

В ходе работы над творческим воображением  были изучены теоретические материалы, разработан  план с учетом принципов комплексного, тематического  построения образовательного процесса и интеграции образовательных областей. Во взаимодействии с детьми использовались   схемы, алгоритмы, планы.  Это было сделано для того, чтобы воспитанники полностью «погрузились» в  предложенную тему - проблему со всех сторон.

             Начали мы работу с темы «Здравствуй, детский сад». Ребята    рассказывали о том, что  им нравится в детском саду, что не совсем им интересно.  Это было в форме игры «Интервью» с настоящим микрофон. К детям подходил корреспондент, роль,  которого играл психолог и задавал им разные вопросы. Некоторые дети– 30%  от группы   очень активно рассказывали о себе, о своих мечтах и радостях. А 70% детей от группы с тревогой отнеслись к этому заданию. Но по ходу игры, посмотрев на других детей и послушав их ответы,  успокоились и начали активно общаться со всеми. В конце занятия каждый ребенок высказывал свое мнение по  этому интервью.  Мнения были разные.   Среди вопросов, который был задан детям, был вопрос «Как вы представляете себе детский сад будущего?»  Не все дети смогли ответить на него. Но двое ребят смогли придумать ответы, пофантазировать о детском саде будущего.  У некоторых детей   во время словесных  творческих упражнений    прослеживался «вербализм», что присуще  детям с нарушением зрения.  С этими детьми проводилась коррекционная работа по снятию данного  синдрома, конкретизировался вопрос   и  детей учили конкретно отвечать на заданный вопрос полным ответом, используя творчество, фантазию.

             Занятия в основном были сюжетными, чтобы  увлечь детей, дать им самые глубокие представления о явлениях окружающего мира.  Перед основными заданиями с детьми   регулярно проводилась интеллектуальная разминка с различными головоломками. По теме «Несуществующие животные»  дети  использовали свой  приобретенный опыт для  выполнения задания о диких и домашних животных, рисовали животных, которых нет на свете, придумывали им    названия. С названиями  было непросто, т.к.  у детей было  мало   словесного    творческого опыта, но  данные  упражнения помогали им  в  таких играх, развивали гибкость ума,   оригинальность.

              По теме «Овощи и фрукты» мы предлагали детям  упражнение «Чудо-дерево», «Волшебная корзина». Дошкольники придумывали интересные варианты деревьев, плодов, огородов, объясняли свой выбор, уточняли детали.

             На занятии «Путешествие в сказку » детям нужно было придумать окончание сказки. Дети работали малыми группами. У кого-то получилось красивое окончание, у кого-то  не получился ответ.  Но во время этого задания дети учились фантазировать, работать совместно друг с другом, учитывать мнение своего товарища,  придумывать разные варианты концовки  сказки.  После знакомства с неизвестными сказками, такими как «Космос», «Полет на воздушных шарах», «В зоопарке»  и др.  с детьми проводилась  сказочная викторина, в которой дети показывали свои знания, умения,  смекалку, гибкость ума, творческие способности.  После этого детям предлагалось выбрать  имеющиеся костюмы  и сделать свою инсценировку, которую они могут придумать сами.  Дошкольники активно разыгрывали роли, используя  выразительность  речи, мимику, пантомимику, жесты, все то, что дети  усвоили  на  занятиях,  на психогимнастике,   во время  коммуникативных игр. Предлагались такие проблемные ситуации, как  «Что бы делал Кащей Бессмертный со своим золотом, если бы стал добрым?»  Дети ответили, что он купил бы всем игрушки и книги, купил бы всем компьютеры. Следующая ситуация:  Баба  Яга несла корзину с яблоками. Вопрос к детям: «Чтобы сделала   Баба Яга с яблоками, если бы она вдруг стала доброй?»  Было несколько вариантов ответа: Баба Яга испекла бы пирог с яблоками, угостила бы всех  детей яблоками.  

               Игры с «волшебными кляксами»  очень нравятся детям.  Они учатся работать с чернилами, учатся планировать свои действия, быть инициативными, активными, получать  удовольствие от данной работы. После того, как на листах у всех появляются кляксы, ребята активно и  с интересом придумывают названия им, если не получается, обращаются за помощью к товарищам. И в конце занятия практически все справляются с заданием. На этих  упражнениях дети учатся быть фантазерами, выдумыльщиками,  не бояться ошибиться, учатся принимать разные ответы, правильные и неправильные.

             Развивающие игры:  «Танграм», «Кубики Никитина», «Палочки Кьзенера», «Блоки Дьенеша» постоянно использовались детьми  в свободной деятельности,  развивали их воображение, усидчивость, внимание. Часто дети отгадывали кроссворды, ребусы, головоломки, которые предлагались им во время занятий.  Кроссворды и ребусы были  предложены родителям для совместных интеллектуальных  упражнений с детьми дома, выставлены в родительских уголках.

         Интересным видом деятельности  для детей явились коллажи.  При изготовлении совместных  коллажей по временам года, по зимним сказкам дети  продумывали план действий, подбирали нужных героев, уточняли места их расположения,    советовались друг с другом. Готовые работы вывешивались в группах для  того, чтобы  повысить самооценку детей, утвердиться в своих  умениях  и  возможностях,  дать возможность детям полюбоваться коллажами своих друзей,  пофантазировать и помечтать о будущих работах вместе.  

             Кроме практической деятельности с детьми  по развитию творческого воображения, с родителями и педагогами  проводились     семинары-практикумы, консультации, вечера вопросов и ответов. На  психолого-педагогических гостиных   родители  выполняли задания вместе с детьми такие как «Добрая и  Злая фея», «Зимний лес», «Волшебные кляксы», «Волшебная машина времени».

Работу  с родителями  начали с анкетирования «Как развита фантазия у вашего ребенка?» Почти все родители оценили своих детей на среднем уровне.  Девять процентов  родителей дали низкую оценку воображения своим детям.  С родителями  результаты по анкетированию в конце года изменились.

             Для организации творческой активности детей в группах были созданы  творческие  уголки, в которых были собраны различные материалы    по созданию  работ детьми:  бумага разной фактуры и разнообразных цветов, глина,  пластилин,  соленое тесто, разные  материалы для рисования, природные материалы, которые способствовали творческой свободе детей, побуждали их к деятельности.  Благодаря  этим факторам и целенаправленной  комплексной работе появились интересные  и творческие работы детей.

Все мы знаем, что игра является основной деятельностью дошкольников. Вся работа  по развитию творческого воображения с детьми проводились в игровой форме.  Ведь благодаря игре с различными интересными заданиями, исключая критику, недовольство,  запреты,  дети стали активнее, смелее  в  творческой деятельности, часто  улыбались, выказывали свое удовольствие от проделанной работы, стали  добрыми и внимательными, умелыми. Наши воспитанники  смотрят на мир широко открытыми глазами,  ищут положительные моменты в жизни, совершают    постоянно маленькие открытия.

В конце года  была проведена итоговая  диагностика по творческому воображению, которая  показала следующие результаты:

На диаграмме видно, что низкого уровня  развития творческого воображения   у детей нет. Появились данные по высокому  и среднему уровням   развития творческого воображения.

Отслеживая успехи наших выпускников в школах, подтверждается правильность выбранной нами работы по  развитию воображения, т.к. креативные задания в школе используются часто и почти на всех уроках.   Те  навыки и умения по развитию воображения, полученные  детьми  в детском саду,    помогают им и в учебной деятельности.

             Мы надеемся, что наши дошкольники пойдут и дальше по  пути, который называется путь творчества и фантазии, путь воображения.

Литература:

  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе? – Знание, М., 1994;
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». - Союз, С-П,. 1997;
  3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., «Чего на свете не бывает?- Знание, М., 1994;
  4. Дьяченко О.М., «Развитие воображение дошкольника». – М., Мозаика-Синтез, 2008;
  5. Кравцова Е.Е. «разбуди в ребенке волшебника». – М., Просвещение, 1996;
  6. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в  школе». - М., 1991.
  7. http://doshkolniki.org/
  8. http://do.gendocs.ru/docs/index-255482.html
  9. http://testoteka.narod.ru/got/1/02.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения

О роли развития   воображения у  дошкольников, т.к. без развитого воображения ребенку будет трудно осваивать школьную программу, адаптироваться в социуме....

Методическая разработка «Развитие фантазии и творческого воображения у детей с нарушением зрения на занятиях прикладного творчества с элементами ТРИЗ»

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого по...

«Зрительные нагрузки. Их роль и значение в жизни ребенка с нарушением зрения»

В данном материале говорится о зрительных нагрузках, которые назначаются детям дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Дается описание игр и упражнений по зрительным нагрузкам . Говорится о в...

СТАТЬЯ. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения....