Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
статья на тему

Тумайкина Валентина Николаевна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

 Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является  не только ознакомление дошкольника с новыми фактами ,но и накопление фонда исследовательских умений ,что делает незаменимым  детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

 Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является  не только ознакомление дошкольника с новыми фактами ,но и накопление фонда исследовательских умений ,что делает незаменимым  детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

     Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят  в нем  познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Но проблема заключается в том, что   часто ребенку преподносятся  готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И  вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.
      Такое обучение можно назвать,  пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении  объекта не участвует. Способом пассивного обучения у  ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
 Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок  экспериментирования.

Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем  дошкольном возрасте- это манипулятивный  центр, в котором используются материалы- природные ,бросовые(пробки, трубочки для коктейля), неструктированные (песок, вода, опилки);сенсорные игры и пособия; оборудование (савочки, сито, мельница  и др),ёмкости для игр с водой, песком, снегом.  Манипулирование предметами  это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.  В старшем дошкольном возрасте- это центр науки и  природы, в котором используются приборы и оборудование- весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы- природный ,бросовый, технический (болты, гайки); литература-  энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры. Старший дошкольный возраст-это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление ,выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной,  целенаправленной работы педагога. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными. Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид- наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений(например: опыты «Притяжение магнитом предметов»,»Намагничивание предметов» и др.),второй вид-наблюдение за изменением и преобразованием объектов(например: опыты «Температура воды»,»Вода и пар»и др.)Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводится планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.*  Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование  разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например :игры»Ветер и зайка», «Искатели сокровищ», « На что похожи осадочные породы»Одним из словесных методов является рассказ педагога . Основная задача этого метода- создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства воображение  детей, побуждает их к обмену впечатлениями. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даёт педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они сосредоточить своё внимание на ходе повествования(например»Пустыня»,»Воздух вокруг нас»и др.).Широко применяются в данном опыте беседы: предварительные  и обобщающие.Первые проводятся тогда ,когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Обобщающая беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания(например: беседа»Можно ли вырастить камень?»,»Что такое солнце?»Что такое воздух?»).В ходе работы  необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание:»Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»,»Кто больше задаст вопросов?»,»Вопросы по кругу»,»Кто задаст самый интересный вопрос?».Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры-задания:»Рассмотри предмет»,»Разложи образцы»,»Найди больше отличий»,»Кто заметит сходство».Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения. Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.      творческую среду для развития познавательной активности дошкольников

Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

  • экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  •  демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • долгосрочные наблюдения-эксперименты.


     Экспериментальную деятельность можно  организовать в трёх основных формах:
совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей и  занятие (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное. В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева:»Люди научившиеся наблюдениям и опытам ,приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем ,кто такой школы не прошёл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что  детское экспериментирование – это активная деятельность пра...

Мастер-класс "Детское экспериментирование, как средство познавательной активности"

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов....

Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольника»

Задача данной деятельности - самостоятельно добывать новые знания и сведения о том и или ином предмете, окружающем мире. Дети 4-х лет еще не могут самостоятельно находить ответы на все интересующие...

Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"

В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Развивать у детей познавательную активность, любознательность, изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность. Это  дает детям реальные представления о различных сторонах из...

«Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста»

Вашему вниманию представляется обобщенный опыт работы по созданию педагогических условий для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – иссле...

Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовате...