Семинар
учебно-методический материал по теме

Поминова Юлия Сергеевна

Семинар«Правовое  образование  в  ДОУ» Цель:   обмен  опытом, пропаганда  правового  воспитания  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_rights_child.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Правовое  образование  в  ДОУ»

Цель:   обмен  опытом, пропаганда  правового  воспитания  детей.

Предварительная  работа:

  1. Оформление  наглядно-информационного  стенда  «Ребенок  и его права»
  2. Анкетирование   родителей

Тема  нашего  семинара -  «Правовое  образование  в ДОУ».

        С  древних времен  человечество  понимало, что  жизнь  начинается  с детства. Ребенок  приходит  в мир  беспомощным и беззащитным. Его  жизнь  полностью  зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих   трудах  проблему  защиты  детей.  Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал : «Ты всегда  в ответе  за тех, кого  приручил».

       С наступлением  ХХ1  века во всем мире  эта проблема  стала  особенно острой:  социально-экономическая  ситуация  современного мира отражается  прежде всего на детях. Понимая, что  дети – самое дорогое, что есть  в любом  обществе, педагоги стоят  перед решением  важнейшей  проблемы: как защитить права  ребенка, сохранив тем самым  генофонд  нации. В России на начало  2006 года проживало 33,1 млн. детей, что составляло почти  четверть населения  страны, на сегодняшний  день  можно уверенно сказать, что численность детей  увеличилась. Наше будущее и будущее  России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие  получат  дети, как они подготовлены к жизни  в быстро меняющемся мире. Для нашего  общества должен существовать не  День и не Год  защиты  детей, а Время  работы  над воспитанием  поколения, которое  должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось  равнодушным к бедам детей.  Генеральной  Ассамблеей  ООН была принята  Конвенция  о правах  ребенка. А происходило это так.

 

      Декларация  прав  ребенка, принятая  в 1959  г. , стала  первым  документом  по признанию и соблюдению прав  детей  путем  законодательных  и других мер. Декларация явилась  смысловой  основой  нового  важнейшего  международного  документа – Конвенции  о правах  ребенка.

        Глобальные изменения, происходящие в политической  и социальной  жизни страны, вызвали необходимость поиска  новых подходов к воспитанию  детей. Мы должны воспитывать активного  гражданина. Именно  в дошкольном  возрасте  закладываются   отношения  ребенка  к другим людям, культуре, природе и религии  своего  и других  народов. И здесь проводниками  для него  выступают взрослые.

         Итак,  вы знакомы  с Конвенцией о правах  ребенка. Предлагаем  небольшую  разминку, в ходе  которой  необходимо  ответить на вопросы. К каждому  из них  предложено  4 варианта. Вы должны  выбрать  правильный  ответ и  назвать его.

1.  Сколько  статей  в Конвенции  о правах   ребенка ?

      45, 37, 54, 53

  1. Какие права  ребенка  обязуются уважать и обеспечивать  государства – участники  Конвенции  ООН  о правах  ребенка?

           Право на жизнь, гражданство, образование;

           Право  на жизнь, семейные  связи, образование;

           Право  на жизнь, на свободное  выражение  своих мыслей, отдых  и досуг

           Весь комплекс  гражданских, политических, экономических, социальных  и культурных прав.

  1. Кто несет  ответственность  за обеспечение  условий  жизни, необходимых для развития  ребенка?

           Органы  управления  РФ

            Органы местного  самоуправления

            Образовательное  учреждение

            Родители  и другие  лица, воспитывающие  ребенка

5.Кто несет ответственность  за создание необходимых  условий  для обучения  детей  в образовательном  учреждении?

        Учредитель

         Органы  управления  образовательным учреждением

         Должностные  лица  образовательного  учреждения

       Органы  управления  образовательным  учреждением  и все органы  управления  образованием  в пределах  своей  компетенции.

  1. Кто будет  вызван в суд в качестве  ответчика, если в образовательном  учреждении  нарушены  права  и свободы  детей и дело дойдет  до  судебного разбирательства ?

        Заведующий как представитель  образовательного учреждения

       Заведующий  как должностное  лицо это  учреждения

        Работник образовательного  учреждения, допустивший  нарушение

        Учредитель образовательного  учреждения.

Воспитатель, весь  педагогический  коллектив – основные участники правового  воспитания  детей.   В нашем ДОУ для правового  воспитания  дошкольников  проводятся мероприятия, включающие  работу  с родителями  и детьми:

           А)  Заключение  договоров с родителями

           Б) Проведение  цикла бесед, занятий, праздников для детей  и взрослых

           В) Создание  банка  данных  о семьях   воспитанников ДОУ, социального  паспорта  ДОУ.

             Для формирования  у детей  элементарных  представлений  о правах  и свободах, чувства   уважения  и терпимости к другим людям важно не только  давать знания, но и создавать  условия  для их  практического  применения.  Мы в своей работе  выбираем основные  для дошкольников виды  деятельности: игровую  и художественно-продуктивную.. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные  и дидактические  игры, упражнения  на развитие  эмоциональной  сферы, коммуникативных  умений и навыков.

          В качестве  наглядных примеров, иллюстрирующих то или  иное  право детей, правовое понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако  знакомство детей с правами  человека  на материале  сказок  проводим осторожно – ведь в сказках  существует  совсем иная  оценка  действий  героев. Использование правовой  системы  оценок может привести к искажению детского  восприятия  сказок.

     Предлагаем  вам  викторину:

  1. В какой  сказке  нарушено  право  на личную  неприкосновенность  , жизнь  и свободу? ( Серая  шейка,  Красная  Шапочка, Дюймовочка)

  1. Какие литературные герои  могли бы пожаловаться , что  нарушено их право на неприкосновенность жилища ? ( Три поросенка,  Ледяная избушка )

  1. Героиня   какой сказки  воспользовалась  правом  свободного  передвижения и выбора  местожительства (Лягушка – путешественница)

  1.  В какой сказке  героиня  воспользовалась  правом  искать и находить в других   странах  убежище  и защиту  от преследований? (Дюймовочка)

  1. В каких сказках  подтверждается  право  работающего   на справедливое  вознаграждение? (Мороз  Иванович и т.д.)

Согласитесь, что работа  педагогического  коллектива будет сведена на нет, если она не найдет  отклика  в семье. Если между ребенком и взрослым возникает  отчуждение, дети ощущают себя  нелюбимыми и очень страдают.  Врачи-психиатры считают, что чаще  всего  их пациентами  становятся люди,  пережившие  жестокое  обращение, хронический  недостаток  любви в детстве.

 

                                 Жестокое  обращение  с детьми:  что это такое ?

«Проблемные  родители»  - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое  обращение  с детьми – это не только  побои, нанесение  ран, сексуальные  домогательства, которыми взрослые калечат  ребенка  физически, это  еще и  унижения, издевательства, различные формы  пренебрежения, которые ранят детскую  душу.

     Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой  пищей, одеждой, гигиеническим   уходом, лишают сна. Кроме  того, пренебрежение  проявляется  в недостатке со стороны  родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

     Жестокое  обращение в детстве делает  людей  социально дезадаптированными, не умеющими  создать  семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие  насилия – дальнейшее  воспроизводство  жестокости.  Жестокое  обращение  с детьми  могут  допускать  не только  родители, но и попечители, воспитатели, соседи  и т.д.

  1. основные  формы  жестокого  обращения  с детьми

  1. Физическое  насилие  - преднамеренное  нанесение  физических повреждений.
  2. Сексуальное  насилие  -   вовлечение ребенка с его согласия и без такового  в сексуальные  действия  со взрослым с целью получения  последним  удовлетворения  или выгоды. Согласие  ребенка  на сексуальный контакт не дает  основание считать  его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя  последствия этого.
  3. Психическое (эмоциональное) насилие -  периодическое, длительное или постоянное психическое  воздействие  на ребенка, тормозящее  развитие  его личности и формирующее  патологические  черты  характера.

   К психическим  формам насилия  относятся:

          - открытое  неприятие  и постоянная   критика;

          - угрозы  в адрес  ребенка  в словесной  форме;

          - замечания в оскорбительной форме, унижающие  достоинство ребенка;

           - преднамеренная  физическая или социальная  изоляция;

           - ложь и невыполнение взрослыми  своих  обещаний;

           - однократное  грубое психическое  воздействие, вызывающее  психическую травму

  1. Пренебрежение  нуждами  ребенка -  отсутствие  элементарной  заботы о ребенке, в результате  нарушается  его  эмоциональное  состояние  и появляется угроза здоровью и жизни  или  его развитию.

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение:

        - неполные  или многодетные  семьи, наличие отчимов или мачех;

        - безработица, постоянные финансовые  трудности

        - низкий  уровень культуры, образования.

        - умственные  или  физические  недостатки  ребенка;

        - трудный  ребенок.

                   Задание   «Достойный  ответ»

Цель:  найти выход  из конфликтной  ситуации

Один из присутствующих зачитывает фразу «выпад». Задача  остальных – достойно на него  ответить.

№1  Вы слишком  высокого  мнения  о себе.

№2 Почему Вы на всех смотрите  волком?

№3 У Вас  такой  страшный взгляд !

№4  Вы всегда на всех кричите.

Подведение  итогов

- Легко ли было выполнять  задание?

- Принимаете ли Вы близко к сердцу  нелестное  замечание?

                       Как  общаться  с детьми ?

Мы предлагаем  тренинг, который направлен на формирование модели положительного, личностно ориентированного взаимодействия  с детьми-дошкольниками. Поприветствуйте своего  соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите  несколько  приятных слов.

Улыбнулись? Значит вы готовы  к занятии. Что вы чувствовали, когда улыбались другому  человеку?  Трудно ли улыбаться всем ?

Что вы чувствуете, когда  вам улыбаются?

Упражнение:

Выберите  правильный  ответ

1  Кому  принадлежат  слова о том, что счастье  всего  мира  не стоит  одной слезы невинного  ребенка?

А) Ф.М.  Достоевскому

Б)  А.П.  Чехову

В)  А.М.  Горькому

2. В каком году  Генеральная  Ассамблея  ООН  приняла  Конвенцию о правах  ребенка ?

А) 1968г.

Б) 1982г.

В) 1989г.

2.  Какие  различия  могут  влиять на неодинаковое  использование детьми  своих прав?

А)  Таких  различий  нет.

Б)   национальная  принадлежность

В)   состояние  здоровья

3. Обращение  с детьми, причастными  к нарушениям уголовного  законодательства, должно  способствовать  развитию  у них:

А) Чувство  страха перед наказанием

Б)  осторожности  в  реализации  своих  желаний

В)  чувства  собственного достоинства и значимости.

(Согласно  ст.40 Конвенции, ребенок, нарушивший, как считается  закон,  имеет  право  на такое  обращение, которое способствует  развитию  у него  чувства  собственного  достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его  социальную реинтеграцию).

4. ООН  считает  человека  ребенком от рождения:

А) до 16 лет;

Б) 18 лет

В) 19  лет

Доверчивы  глаза  детей,

И ангелы  хранят  их  души.

Пусть  безмятежный  тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится  слеза

Ни от обид, ни от печали,

И словно солнышко,  всегда

Улыбка на лице  сияет.

Чуткому  детскому  сердцу

Сердце  свое  открой,

И ощущение  чуда

Будет  всегда  с тобой.

Спокойно  матери  уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою  в глаза  взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не  обмани,

С детишками не будь ты строгой,

И сердца  нежного ростки

Рукою жесткою не трогай.

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...