Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"
консультация (младшая группа) по теме

Кубышкина  Вера  Кирилловна

Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Консультация для воспитателей.

                                ( Из опыта работы)

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего    

             возраста».

«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

                                                                  К. Д. Ушинский

  Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы,

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

   В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак,  какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов).

   Передо мной стояла задача:

      Познакомить детей с графическим способом предоставления информации.

   Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

   Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

    Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:

- Кто это? (Мышка).

 

- Где живёт мышка? (В норке).

             

 

- Любимое лакомство мышки? (Сыр).

                       

- Кого боится мышка? (Кошку).

 

      Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.  

     Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

     Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания  и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

   Вот пример записи на мнемодорожку стиха Е. Серовой «Одуванчик»:

 

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

  Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

  При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Я начала переводить картинки частично в графический вид с детьми второй младшей группы во 2-й половине года. Тогда же в моей практике появились мнемотаблицы.

    Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

   Мнемотаблицы могут быть:

      - предметные;

      - предметно- схематические;

      - схематические.

     Предметные мнемотаблицы  используются в работе с детьми младшего  возраста, а предметно- схематические с детьми среднего возраста.

 Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.

         1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

         2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

         3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

Вот пример составленной мной при помощи графического конструктора

Paint мнемотаблицы стихотворения В. Силина «Испугались зайца»:

 

      Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное.

 Мнемотаблицы активизируют речь детей, они с желанием воспроизводят содержание сказок. (Сказка «Лисичка со скалочкой»).

Хочу отдельно остановиться на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые  используются мной  в образовательной деятельности с детьми.

Это таблицы – загадки. Вот одна из них:

 

Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.

Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка): Где живёт? (В лесу).

Ко второй (верхняя средняя клетка): Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).

К третьей (правая верхняя клетка): Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).

К четвёртой (левая нижняя клетка): Чем ест пищу? (зубами).

К шестой (нижняя правая клетка): Сколько лап у этого зверя? (четыре).

       После отгадки картинка открывается.

Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы  на домашних животных, на птиц, рептилий, амфибий и т. д.

     В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того,

Основывается на комплексном подходе, включающем:

   - решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

  - специальную организацию развивающей среды;

  - развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

Литература:

Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005г.

Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников». Изд. Просвещение 1985г.

Т. Б. Полянская « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.2010г.

       

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».

«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...

Приёмы в индивидуальной работе с детьми младших групп.

Поскольку индивидуальная работа — полноценная часть образовательной деятельности, то для её проведения используются те же группы методических приёмов, что и для других видов деятельности....

«Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего возраста».

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....