Статья "Формирование ценностных представлений у дошкольников посредством современных образовательных технологий"
статья (подготовительная группа) по теме

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных представлений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д\с № 68 «Серебряное копытце»

Конспект на тему «Формирование ценностных представлений дошкольника посредством современных образовательных технологий»

В рамках проведения педагогического совета

Подготовила воспитатель:

Денисова Е.П.

г.о. Тольятти ,2014год.


Содержание:

  1. Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста.

  1. Современные образовательные технологии формирующие ценностные представления дошкольника.

  1. Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста.

Анализ содержания дошкольного образования с позиций ценностных составляющих – наиболее востребованный современный подход в науке и практике. Отечественная дошкольная педагогика (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова) видит в нравственном воспитании, одном из традиционных направлений работы с детьми, целенаправленный перманентный процесс формирования активного, действенного отношения к этическим ценностям общества.         

        Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о добре, красоте.

        Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных представлений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. Очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества. Проблема эта важна: необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности ни у кого не вызывает сомнения, но и пока недостаточно изучена.

           Методика социального развития детей дошкольного возраста, разработанная в отечественной педагогике, раскрывает особенности формирования ценностных представлений в следующих направлениях: о семье, мире, труде, человеке и его жизни и др. Основное место в развитии ценностных представлений отводится влиянию на эмоциональную сферу детей. А как известно ценности не познаются, а «личностно» принимаются. (А. Лэнгле) .

        Опираясь на опыт отечественной дошкольной педагогики в области социального, нравственного развития детей можно выявить разные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

• образного постижения ценности;

• ценностные формы поведения, строящиеся на ценностных представлениях;

• эмоционально-ценностные отношения к миру, основой для проявления которых служат также ценностные представления .

Таким образом развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.

  1. Современные образовательные технологии формирующие ценностные представления дошкольника.

         В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др. 

Сегодня мы остановимся на некоторых из них.

  1. Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

  • показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  2.  физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  4.  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  6.  обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
  7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.

Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром, совершенствовать нравственное сознание, выстраивать поведение так, чтобы не быть предрасположенными к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно.

  Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.  

        Каждая       минута пребывания ребёнка в детском саду способствует                             решению этой  задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.  

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма

       7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

8. Обучение детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах и дорогах.

9. Систематическая работа по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

  1. по доминирующему методу: 
  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.
  1. по характеру содержания: 
  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.
  1. по характеру участия ребенка в проекте: 
  • заказчик,
  • эксперт,
  • исполнитель,
  • участник от зарождения идеи до получения результата.
  1. по характеру контактов: 
  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).
  1. по количеству участников: 
  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.
  1. по продолжительности: 
  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  •  долгосрочный.

Формирование ценностных представлений дошкольников через реализацию проектной деятельности является самой востребованной, интересной и объемной, т.к. захватывает всех участников образовательно процесса и все виды деятельности ребенка в саду. И позволяет раскрыть любую тему и необходимые образовательные моменты.

3.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  • наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ достаточно новая ОТ, поэтому наиболее интересна в работе педагога. Благодаря ИКТ любая информация, игра, мультимедия становится доступной, яркой и полезной для восприятия детей.

4. Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Особо важной при формировании ценностных представлений дошкольника является именно СРИ (сюжетно-ролевая игра)

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Благодаря СРИ мы можем «проиграть» многие аспекты ценностных представлений и откорректировать их.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.

Литература

1. Кирьякова А.В. «Теория ориентации личности в мире ценностей» Оренбург 2006.

2. КозловаС.А. «Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста//Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М., 2011.

3. КозловаС.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 2008.

4.Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное

воспитание. 2009г. № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...

Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий посредством современных образовательных технологий

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. ...

«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Речевое развитие дошкольников  посредством современных  педагогических технологий в  условиях реализации ФГОС ДО...