Тряпичная кукла или лоскуток для здоровья
проект (подготовительная группа) на тему

 

Выбранная мною тема интересна и актуальна в настоящее время потому, что русская народная кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Много раз задумывалась о её происхождении, где, когда она появилась на свет и что таит в себе русская народная  кукла, а самое главное овладела двумя способоми изготовления обереговой куклы и научила других детей. В группе открылся мини-музей куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_doshkolnika_s_oberegovoy_kukloy.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Гнёздышко»

Номинация - окружающий мир

Исследовательская  работа

       Тряпичная кукла или лоскуток для здоровья                                                                        

Автор: Филатова Ульяна Алексеевна

Руководитель: Филатова Светлана Александровна

Педагог-психолог

г. Черногорск, 2014 г.

Содержание

1. Введение:

1.1 Цель

1.2 Гипотеза

1.3 Методы исследования

1.4Актуальность;

2. Основная часть

2.1.Характеристика основных понятий

2.2. Из истории русской народной куклы

2.3. Типы и назначение куклы

2.4. Создание  русской народной куклы и её виды

3. Практическая часть

4. Вывод

5. Список литературы

1.Введение

Чем  дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

   За последние время резко возросла  заболеваемость дошкольников, часто находясь в домашних условиях ребёнок играет игрушками, но из 10 продаваемых у нас игрушек 1 - сделана в России, 2 - в странах Европы;7-китайского производства. Из 10 игрушек, сделанных в Китае, 4 - содержат вредные вещества, которые могут вызвать аллергические реакции, кожные заболевания, проблемы с печенью и желудочно-кишечным трактом. Самая главная игрушка для детей дошкольного возраста, особенно девочек - это кукла. Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

В первые семь лет жизни дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Куклы-хулиганы с серыми лицами и монстры влияют на внешний вид и душевное здоровье дошкольника. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Считаю,  что дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Моя работа  посвящена русской народной кукле, которая была так долго забытой, но вновь ожившей. Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы. Впервые я увидела русскую народную куклу, в детском саду которую изготовила Светлана Александровна.

Меня  это очень заинтересовало, я тут же попыталась изготовить  самостоятельно одну из кукол  со странным названием «Крупеничка» которую я увидела.  Мне захотелось узнать о происхождении народной куклы, о том, как её создавали. Ведь у каждой куклы есть свой автор, и она индивидуальна в своём роде. У нее своя история и свой неповторимый образ.

Выбранная мною тема интересна и актуальна в настоящее время потому, что русская народная кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Много раз задумывалась о её происхождении, где, когда она появилась на свет и что таит в себе русская народная кукла?

 Цель исследования – выяснить, что же таит в себе русская народная кукла и в чём же секрет успеха, а также познакомить сверстников с истоками создания русской народной  куклы и выделить  её достоинства, научиться делать русские народные куклы.  В моей работе, моих поисках помогала моя бабушка, старшая сестра Ангелина

Задачи  исследования:

  1. найти в справочной литературе  информацию  о  русской  народной  кукле;
  2. выяснить  историю  происхождения  русской народной   куклы;
  3. раскрыть  роль народной куклы в жизни детей;
  4. выделить её достоинства;  
  5. научиться изготавливать русскую народную  куклу;

Гипотеза: Я предполагаю, что существуют разные способы изготовления кукол. Возможно, что разные способы изготовления связаны с существованием разных типов кукол и их влияние на эмоциональный настрой при изготовлении куклы своими руками.

Объект исследования: русская народная кукла.

Предмет  исследования: технология ее изготовления  русской народной куклы.

Методы исследования:

  1. Теоретический – изучение первоисточников
  2. Аналитический – анализ полученных результатов.
  3. Синтез – обобщение материалов теории и полученных результатов. Создание модели.

2.Основная часть

2.1 Характеристика основных понятий

Начиная работу, в первую очередь я задала себе вопрос: что такое «русская  народная кукла»?

Определение слова «кукла» я стала искать в словарях.

Интересно, что в словаре  русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.

В Энциклопедии Японии «От А до Я» указано, что японцы очень верят в кукол. В их способность приносить людям добро, отвращать злые силы, болезни и стихийные бедствия, оберегать мир и покой в доме. Своими корнями искусство изготовления декоративных кукол, их почитание уходит в глубокую древность.

В Толковом словаре русского языка Д.Н.Ушинского говорится, что кукла-это подобие человека, животного, сделанное из какого - то материала для забавы детей.

Сравнив эти определения, я сделала вывод, что они, в общем, дают одинаковое толкование этого слова. И определила объект моего исследования.

2.2. Из истории  русской народной куклы

Сколько лет русской народной кукле. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад  -  это подтверждают раскопки под Новгородом.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.

Для начала  мы  решили заглянуть в глубь истории и выяснить, когда появилась первая кукла на Руси?

На территории  России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская  народная кукла имеет свою славную и богатые традиции.. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты.

Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей.

Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.

2.3. Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит «Куватка», то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились  сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень простоИсследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено». Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и в Сибири. Наши предки верили, что одежда является хранительницей жизненного ритма и здоровья человека, что она таит в себе «обережные» силы Природы. Человек всегда старался жить в мире с окружающей природой. Он считал, что именно она наделяет всё и всех жизненной силой, которая была способна помогать или препятствовать, чинить зло или доставлять радость. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Большинство обрядов имело ярко выраженную магическую функцию, направленную на активное провоцирование блага и увеличение достатка, а так же на защиту от злых. Обрядовым игрушкам и куклам всегда отводилась особая роль в обряде. Они были символами, олицетворяли определенный жизненный цикл или время года.

2.4. Созданием  русской  народной куклы и её виды.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали – так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей древней славянской культуры. Самые первые куклы делались их золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба»  передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причём в день свадьбы. Она была оберегом. Я думаю – оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой,  видимо  для  того, чтобы  на  новом  месте был  снова  очаг, уют, дом

Самая   распространенная  детская  игровая  кукла – «Стригушка». Делалась  она  из стриженной  травы . Когда женщина  уходила в поле, она брала ребёнка и,  чтобы он мог играть с чём . Когда ребёнок  болел, то в такую куклу  вплетали  лечебных целях травы. А когда ребёнок  играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие  на него.

ВЕПССКАЯ КУКЛА

РОССИЯ - огромная многонациональная страна. Около ста пятидесяти народов живут на ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили на огромной территории в единую общность огромное население, которое зачастую называют одним собирательным именем - русские. С давних времен за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. И, наверное, по праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее народа. Сегодня вепсы - небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с севернорусскими.

Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдергивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

ПЕЛЕНАШКА

В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленок-то хорош!»

КРУПЕНИЧКА

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Гречиха - одна из самых капризных культур, произрастающая в южных областях России. Но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.

Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли.

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном, углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. Также женщина делала эту куклу для того, чтобы у нее были дети. В основе куклы - маленькая холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.

К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены или искажены. Для его наполнения использовали пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные" культуры.

Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. Активизация речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев в процессе игры лежит в основе современной куклы Крупенички.

КУКЛА - ЗАКРУТКА

Распространена по всей территории России, самая древняя закрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая - чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка. После 15-18 см закрутка переходит в столбушку.

СТОЛБУШКА

Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком.

В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. По свидетельству этнографов начала ХХ века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек. Именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сценок.

ТОЛСТУШКА-КОСТРОМУШКАКукла - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играй".

Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.

2.5. Практическая работа

Схема обдумывания:

        

1.Идеи вариантов.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Я представила перед глазами разные куклы, мне захотелось их смастерить своими руками, Решив, что первая моя кукла, сделанная своими руками будет «Крупеничка». Она принесет достаток в наш дом. Я научусь делать эти куклы и смогу дарить их своим друзьям и близким, приносить радость и удачу.

2.Анализ идей и свои варианты.

Я узнала, что издавна сев сопровождался обрядами, символизирующими трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти семян для нового посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. После уборочной страды куклу – мешочек вновь наполняли отборными зернами нового урожая. Её наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что тогда будущий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничка.

Я решила, что моя кукла, будет яркой, необычной, красивой. Я постараюсь передать всю технологию изготовления этой куклы, но моя кукла будет иметь «частичку моей души».

Есть 4 способа изготовления куклы «Крупеничка». Я хочу освоить 2 способа. Эти способы отличаются друг от друга. Моя идея заключается в том, чтобы провести эксперимент и сделать вывод, какой из способов экономичнее.

3. Организация рабочего места

Работа с текстильными материалами требует особого подхода к организации рабочего места для того, чтобы не уставать быстро и не испортить зрение.

Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочной люстры. Нужно следить за тем, чтобы свет падал следующим образом: тень от рук и головы не должна ложиться на рабочую поверхность стола. Если освещения недостаточно, то можно воспользоваться настольной лампой.

4.Инструменты, материалы.

  • потребуется небольшой прямоугольный кусок отбеленного льняного или хлопкового полотна размером 12 -20 см, цветная ткань.
  • подбор ниток: белые, черные, красные, желтые, зеленые;
  • инструменты: ножницы, игла, мыло, мел, наперсток, циркуль;
  • крупа гречневая;
  • мебель: стол, стул;

5.Техника безопасности.

  1. Храни ножницы в футляре.
  2. Ножницы должны быть отрегулированы и хорошо отточены.
  3. Храни иглу в игольнице.
  4. Сломанную иглу не бросай, а клади в коробку.

6.Последовательность изготовления.

1способ

1.Мне потребуется небольшой прямоугольный кусок отбеленного льняного или хлопкового полотна размером 12 -20 см, цветная ткань. ножницы, циркуль, иголка,  нитки, крупа гречневая.

2. Отмеряю на ткани прямоугольник.

3.Вырезаю его.

4.На той же ткани провожу круг, диаметром примерно 6 см

5.Вырезаю круг.

6.Не выворачивая на лицевую сторону, с одного конца края деталей заготовки сшиваю по кругу сметочным швом.

7.Сшитые детали выворачиваю на лицевую сторону. Получается небольшой мешочек с донышком. Край горловины мешочка отгибаю на 1 см и прошиваю по кругу швом «вперед иголку».        
8.Мешочек заполняю доверху зерном.

9.В подгиб вставляю тонкий шнурок.        
10.Горловину плотно затягивают шнурком. Свободные концы шнурка накладываю вплотную ровными витками навстречу друг другу. Оставшиеся небольшие кончики завязываю узлом и маскирую под витками шнура. Основу обвязываю суровой нитью или тонким шнуром, отступив от горловины на одну треть высоты. Свободные концы нити буду использовать в дальнейшем.        
11.Чтобы изготовить Крупеничке руки беру отрез льняного или хлопкового полотна, размером 12 на 20 см, который скатываю в плотную скатку. На скатку накручиваю лоскут размером 10 на 10 см цветной тонкой ткани так, чтобы по краям выступало по 1 см отбеленного полотна. Отступив от края наложенной ткани 0,5 см, накладываю по 2 – 3 плотных витка тонкой нити и креплю узлом.Края ситца отгибаю оборками.        
12.Получившиеся руки накладываю и креплю к основе по линии деления оставшимися концами нити. Для этого концы нити навстречу друг другу, крест – накрест, накладываю на скатку и вывожу на тыльную сторону куклы  под скаткой. Нить с усилием оттягиваю за концы и вывожу под скаткой на лицевой стороне. В зависимости от длины нити, операцию можно повторить несколько раз.         
13.Чтобы изготовить нарядный сарафан, потребуется лоскут яркой ткани размером 7 на 30 см, в который оборачиваю нижнюю часть основы, после чего, спереди накладываю фартук (цветной лоскуток 6 на 10 см).         
14.Для закрепления наряда на основе использую тонкую цветную ленту или кружевную тесьму. По желанию можно обшить края фартука и нижний край сарафана кружевом. На верхнюю часть заготовки, где стянута горловина мешочка,        
15..Моя Крупеничка готова. Посмотрите, какая она красивая!        

2способ:

Я освоила и второй способ изготовления этой куклы. Он проще, куклу можно сделать быстрее.  В основе куклы – маленькая киса с гречей. В старину кисой называли мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов. Возьмите в руки мешочек, выверните его. Перед вами блюдо с гречкой.

Первым этапом работы будет наполнение мешочка гречкой и завязывание его горловины тесемкой на узел.

Второй этап: зрительно разделим мешочек на три части, и верхнюю треть обожмем указательным и большим пальцами левой руки (обозначим голову будущей куклы). И далее обовьём это место оставшимися концами веревочки.

Третий этап: возьмём отрез ткани сложенный вчетверо (заготовка рук куклы), отступив от краёв приблизительно по одному сантиметру, наложим на заготовку по три витка верёвочек, и закрепим их узелками. Свободные концы веревочек уберем в складки заготовки.

Четвертый этап: присоединение рук. Приложим заготовку рук к основе (мешочку) со стороны узелка. Свободными концами веревочек, оставшихся после отделения головы, привязываем её на один узелок. Далее концы веревочек разводим влево и вправо и обвиваем по одному разу вокруг заготовки рук, оставшиеся концы веревочек обвиваем

крест-накрест вокруг основы (мешочка) и скрепляем их между собой при помощи двух узлов.

Пятый этап: возьмём цветные лоскутики и нарядим куклу в передник, повяжем платок. Крупеничка готова.

Крупеничка, красная девица.

Кормилка ты наша, радость-сердце.

Цвети, выцветай, молодейся,

Мудрее, курчавей завивайся,

Будь всем добрым людям в угоду!

Вывод: 2способ изготовления куклы экономичнее.

  • Во-первых, меньше потратила времени (не надо было шить).
  • Во-вторых, использовала старую вещь.
  • В-третьих, меньше операций изготовления куклы ( не надо было чертить, вырезать)

7.Экономическое обоснование.

  • Сэкономила деньги родителей, т. к. шила из старых тряпок и лоскутов.
  • Свободное время провела с пользой, доставила себе радость и близким.
  • Изготовила экологически чистую игрушку.

8. Практическая работа.

 Я принесла свои игрушки в детский сад, показала ребятам, им тоже захотелось научиться делать такие игрушки. Я вместе со Светланой Александровной  научила ребят своей группы делать такие куклы.

 «Уроди вам, боже, гречи без счёту. Без хлеба и каши ни во что труды наши!»

На дорожку сидят – есть в народе примета,

Чтоб в пути повезло, говорят, правда, это!

Ну, а я, вместо той, всем знакомой приметы

Прошу каши отведать, вам понравится это!

9.Рекламма. Самооценка.

В качестве рекламы я всегда показываю свои куклы. А еще рассказываю сказку: 

У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон  в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Я вижу, что равнодушных нет. Я научилась делать разные виды кукол. Мне очень нравится делать куклы. Я очень многое узнала о них. Каждая кукла это  произведения  искусства. Как  ими не любоваться, не  восторгаться!  Кроме того, это  же  ручная,  авторская и  индивидуальная работа - «эксклюзив». Но мне еще нужно многому научиться

3.Заключительная часть

Кукла – первая среди игрушек. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Интереснее всего мне было самой создавать мои куклы.

Самое трудное в моей работе – практическая часть. В этом мне помогли бабушка и руководители.

Возможные пути дальнейшего изучения проблемы - я узнала, что куклу Крупеничку можно изготовить четырьмя разными способами, я освоила всего 2, но планирую освоить и другие способы изготовления такой куклы.

Вывод.

  Моя гипотеза подтвердилась частично.

1.Действительно, существует 4 способа изготовления куклы «Крупеничка».

2.Не подтвердилось, что технология изготовления зависит от типа кукол.

      Проводя своё исследование, мне удалось выяснить,  что народная кукла может принести пользу детям и взрослым, а так же я узнала, за что  эту  древнюю куклу  почитают и в настоящее время, русская  народная  кукла пленила не  только  русский  народ,  но и завоевала весь мир. Действительно,  в  русской народной игрушке есть что – то особенное, необыкновенное. Русская народная  игрушка сегодня вновь ожила и стала популярным произведением декоративно – прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому стала вновь великой путешественницей, а я научилась делать куклы сама. Теперь в нашей группе есть мини-музей «Русская народная кукла». Я дарю эти куклы своим родным и близким, друзьям и подругам и мне нравиться приносить людям радость! Если очень захотеть, то каждый может сделать  свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Истоки способностей и

дарования детей -  на кончиках их

пальцев...

                                                       В.А.Сухомлинский

                                 

4.Литература

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь./ Е.В. Аничков. СПб., 1914. С.275-277.
  2. Анов Н. О художественных ремеслах/Н. Анов//Народное творчество. - № 5. – 2007.
  3. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ - начала ХХ веков./ Т.А. Бернштам. Л., 1988
  4. Горичев В.С. «Куклы», Ярославль «Академия развития», «Академия, Ко», 1999
  5. Дайн Г.Л., Дайн М.Б.  «Русская тряпичная кукла».
  6. Зиминой З.И. «Текстильные обрядовые куклы» Минск 2006  
  7. Котова И.Н. и Котова А.С. «Русские  обряды и традиции. Народная кукла»
  8. Криничная Н.А. Нить жизни./ Н.А. Криничная. Петрозаводск, 1995. С.7-8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её...

Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план  кружкарусской народной куклы«Забавный лоскуток»для детей старшего дошкольного возраста  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь ве...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Познавательно-творческий проект «Лоскуток, да ниток катушка, в умелых руках оживает игрушка». («Русская народная тряпичная кукла»)

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.Сегодня особенно важно обратиться к традиц...