Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Волкова Екатерина Владимировна

Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\логотип 65 сад.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 65 «Озорница»

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

 в рамках реализации образовательной области «Познание»

 

«Свойства воды и воздуха»

 

в группе общеразвивающей направленности  для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Маршенникова Екатерина Владимировна,

 воспитатель

 

Цель: Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования. 

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить представление о воздухе, как газообразном веществе, о значении чистого воздуха
  • Познакомить со свойствами воды, со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • Расширять и активизировать словарь детей;

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, навыки проведения опытов, способность сравнивать, анализировать, сопоставлять и делать выводы;

 Воспитательные: 

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. 

Оборудование : 

глобус; мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет; камень; брусок деревянный; кисточка; краски; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы,
  • загадывание  и разгадывание загадок о воде и воздухе,
  • театрализованная деятельность,
  • просмотр познавательных видеофильмов,
  • проектная деятельность,
  • экспериментальная деятельность,
  • пальчиковая, артикуляционная гимнастика,
  • игры малой подвижности,
  • наблюдения.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Организационный.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями в нашей лаборатории.

 А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды).

2. Основной.

- Ребята! К нам на занятие пришли гости – Воздушный Шар и Капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают, чем мы занимаемся и что изучаем. Может мы расскажем и научим их?

- Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

- Что изображает глобус? (планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

- Солнце - это планета? (звезда)

- Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)

- В какое время суток оно нам светит? (днем)

- Расскажите Капельке и Воздушному Шару, что происходит с солнцем? (Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли).

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

 А сейчас в нашей лаборатории мы проведем эксперименты с воздухом.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот.(Мы себя чувствуем плохо)

Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)

Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

- А теперь покажем пузырю и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто как играл? (пускал мыльные пузыри, кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше)

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко».

Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнем.

Физминутка: Дождь.

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва,

(Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

(Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.

(Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

 Следующий эксперимент: каменный.

- Если взять в руки камень, сжать его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? ( нет)

Какой вывод можно сделать? (Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело).

Рассмотрим стакан с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да, вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.

- Итак, что мы с вами выяснили? (Что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют.) 

- Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

- Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Если мы возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что произойдет с пакетом? (пакет надувается).

- Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

- Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем Капельке и Шару воздух.

- Подуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

И какой же мы с вами делаем вывод? (при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются).

- А мы можем не дышать вообще?

Мы сейчас покажем Капельке и Воздушному Шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (нет) Сейчас мы это проверим.

- Что это? (Стакан. А это салфетка).

- Потрогайте ее, она сухая? Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Какой мы сделаем вывод? (Значит и здесь есть воздух).

- Воздушный шар принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

(Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

- А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Садитесь.

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

- Ребятки, вода это что? (жидкость)

- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится, (дети размешивают краску в воде)

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)

- На какой сок похож? (лимонный)

- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)

- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)

- А если соль? (соленая)

- Лимон? (кислая).

3. Заключительный.

- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. На этом наши исследования сегодня закончены.

- Ребятки, о чем мы говорили сегодня? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Каково его главное назначение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект совместной непосредственно- образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Тема: «Город друзей»

Конспект совместной непосредственно- образовательной  деятельности по  реализации образовательной области «Познание» (для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познание" Конструирование по образцу из мелкого строительного материала «Мебель для кукол» - (Стул, стол, диван)

Учить детей по образцу строить мебель из строительного материала, ставить кубики плотно друг к другу, на определённом расстоянии. Побуждать детей к созданию разных вариантов конструкций, добавляя друг...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе «Рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира»  на тему: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» разработан д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) на тему: "Игры - соревнования Математический КВН"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП)на тему: "Математический КВН" в подготовительной к школе группеИгры - соревнования «Математ...