НОД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Открытое мероприятие для подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_zimushki-_zimy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с художественной литературой

    В   гостях  у  

  Зимушки - Зимы

       Подготовительная группа  

     Воспитатель : Тищенко Марина                                         Анатольевна

Програмные  задачи:

-  закреплять представления детей о жанрах литературного творчества;

-  продолжать совершенствовать диалогическую речь;

-  продолжать учить детей инсценировать художественные произведения;

-  развивать память и эмоциональную среду детей;

-  воспитывать интерес к художественной литературе;

-  воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.  

Материалы и оборудование:  

 Таблички с надписями жанров литературных произведений; костюм зимы; домик для сказки.  

Предварительная работа:  

Чтение русских народных сказок, рассказов писателей; заучивание стихотворений, загадок, ролей из сказки.  

                                          Ход занятия.  

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

( Дети и воспитатель становятся на ковре в круг).

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей ( дети здороваются). А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает:

    ( Приветствие):  

                             Здравствуй,  небо! ( руки вверх)

Здравствуй,  земля! ( приседают, ладоши на пол)

                              Здравствуйте, мои друзья! ( руками обводят всех)

                              1, 2, 3, 4, 5 ( пальцы загибают)

                               Вместе мы в кругу опять ( берутся за руки)

                               Будем вместе мы играть,

                               И к зиме хотим попасть.  

  1.  Основная часть занятия.  

      - Подождите, ребята! Как к зиме? Ведь она уже заканчивается. Пусть уходит поскорей.

1.реб. -  Конечно, но не хорошо её отпускать не попрощавшись. Ведь она нам столько     интересного принесла.

2.реб. – В декабре снегом всё засыпала, праздник « Новый год»  отметили.  

3.реб. – А в январе морозы были, новогодние каникулы, узоры на окнах, можно было на санках кататься.  

4.реб. – Февраль был с вьюгами, с метелями, ночи звёздные, день прибавился.

        - Да, ребята, и правда, не хорошо получается. Нужно попрощаться с зимой. А давайте к ней в гости сходим.

( Дети проходят по группе, подходят к « домику», стучат, к ним выходит Зима).  

Зима:  - Это кто ко мне пришел? Ребята, здравствуйте, проходите.

Воспитатель. -  А что это ты , Зимушка, делаешь?  

Зима: - Порядок навожу, смотрю, всё- ли я правильно сделала, все- ли произведения правильно расставила на полочки. Да что- то устала, может вы мне, ребята, поможете, не знаю как таблички правильно расставить.  

Дети:  - С удовольствием.  

Зима: - Ну идёмте. Послушайте, что у меня здесь:  

 -   Хоть сама и снег, и лёд, а уходит- слёзы льёт…( Зима).

 -   Ей не нужна горячая печурка. Мороз и холод- всё ей нипочём.

      Привет всем шлёт весёлая…( Сосулька).  

  -  Дождь и слякоть, грязь и ветер, осень, ты за всё в ответе!  

      Мёрзнет, мёрзнет  человек, выпал первый, белый…( Снег).

  -  Что за звёздочки сквозные, на пальто и на платке?

       Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке? ( Снежинки).

   -  В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападёт,  

      Этот бархат опадёт. ( Иней).  

   -  Кручу, урчу, знать ни кого не хочу. ( Метель).  

   -   Их треплют, катают, а зиму таскают. ( Валенки).  

   -   Невидимкой, осторожно, он является ко мне,  

        И рисует, как художник, он узоры на окне. ( Мороз).  

Дети:- Это загадки.  

Зима: - Ну, идёмте дальше. Посмотрите, кто же у меня живёт здесь?

  ( Дети встают по одному и зачитывают свои отрывки )

             Зинаида Александрова « Зима».

     Снежок порхает, кружится, на улицах темно,

     И превратились лужицы в прозрачное стекло….

                Иван Суриков « Детство».

      Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках  по горе крутой.

      Вот свернули санки, и я на бок- хлоп, кубарем качуся под гору в сугроб.  

                        Николай Некрасов « Саша».

           В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. По утру в салазки

           Саша садилась, летела стрелой, полная счастья с горы ледяной.

                          Александр Сергеевич Пушкин « Зимний вечер».

             Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

             То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.  

Дети: - А это , Зимушка- Зима, стихотворении.

Зима: - Как же вы узнали?

Дети: - В них есть рифма: созвучные слова с одинаковыми окончаниями.  

Зима: - Давайте посмотрим, кто у меня здесь живёт?  

( Выбегают бабки -  ёжки).

             -  Растяни меха гармошка , эй давай наяривай.

                Пой частушки бабка-ёжка, пой, не разговаривай.( вместе).  

           1.Что случилось за окном? Снег позёмкой вьётся.

               Это Зимушка- Зима весело смеётся.  

           2.Полетели с высоты белые пушинки,

               Стали землю укрывать белые снежинки.

           3.Пришла в белом сарафане из серебряной парчи,

               И горят на ней алмазы, словно яркие лучи.  

           4.Ты пушиста и бела, ребятишкам всем мила,

               Сделай горку нам скорей, на реке каток залей.  

           5.Наша русская молодка, раскрасавица душа,

               Белоснежная лебёдка, здравствуй Матушка- Зима! ( вместе).  

  Зима: - Что же это было, ребята? Как вы догадались?

Дети: - Это частушки- маленькие стихотворения, которые можно петь.  

Зима: Оо-х и молодцы бабки-ёжки, и вы дети молодцы, но что- то я устала.

            Давайте немного отдохнём ( физ- минутка).  

                               У медведя дом большой! А у зайки маленький.

                               Наш медведь домой пошёл, а за ним и заинька.

                               Мы зверяток провожаем, путешествие продолжаем.

Зима: - Хорошо отдохнули, а теперь и за работу пора. Давайте смотреть кто у меня здесь                              

            Живёт.

    ( Дети встают и по одному зачитывают свои отрывки).

                                      Николай Носов « На горке».

       Целый день ребята трудились- строили горку во дворе.  Сгребали лопатами снег  и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и пошли домой обедать…

                             Соколов- Микитов « Узоры на снегу».  

         Чистой белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся лес. На скатерти снежной охотники видят красивые узоры. Это следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.  

Дети: - Это рассказы, Зимушка - Зима.

Зима: -  Почему?

Дети: - В рассказах описываются события, которые могут произойти в жизни, по  настоящему, не выдуманные герои.

Зима: - Тоже правильно, ставьте табличку. Идем дальше. Кто же здесь живёт?  

(  Драмматизация сказки « Дети Деда Мороза»).

  Действующие лица: Дед Мороз, 3 сына( Ветер, Лёд, Иней), дочка Снежинка, автор.

Зима: - Что же это за произведение?

Дети: - Это сказка. В ней есть придуманные герои, которые разговаривают, и есть волшебство.  

Зима: -  А какие ещё зимние сказки вы знаете?

Дети: -  « Девочка Снегурочка», « Двенадцать месяцев», « По щучьему веленью»,  

              « Морозко», « Лисичка- Сестричка и серый волк», « Снежная королева»…

Зима: -  Молодцы, ребята. Спасибо вам за помощь. Одной бы мне долго пришлось разбирать всё, до самой весны. А так я спокойно отправлюсь отдыхать, ждать следующего года. До свидания, а за вашу помощь держите сладкие зимние призы.

( Зима вручает детям подарки и уходит).

      3.Подведение итогов.

Восп. -  Вот и ушла зима. А мы будем с нетерпением ждать прихода весны. Пора возвращаться в группу.

  Дети становятся в круг и произносят слова:

                        1, 2, 3, 4, 5,  (дети загибают пальчики)

                         Вместе мы в кругу опять ( берутся за руки)

                        С зимушкой прощаемся, в группу возвращаемся!

Восп. : - На этом наше путешествие закончено. Молодцы, ребята. Вы помогли Зиме вспомнить и её зимние месяцы, и правильно назвать все виды литературных произведений.