Формирование опыта безопасного поведения в природе у старших дошкольников
статья по теме

Михайличенко Ирина Николаевна

 Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta._mikhaylichenko.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

                                                               

ОПЫТ РАБОТЫ

Воспитателя муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 8

       

           

Михайличенко Ирины Николаевны

Формирование опыта безопасного поведения в природе у старших дошкольников

ст. Ленинградская

Краснодарский край

2013 г.

Содержание

1. Информационная карта передового педагогического опыта …………стр. 3

2. Информация об опыте работы по теме: «Формирование опыта безопасного поведения в природе  у старших дошкольников»..…………………………стр. 5

3. Технология опыта работы …………………………………………………стр. 8

4.Этапы работы ………………………………………………………………стр. 9

5. Библиографический список ………………………………………………стр. 15

6. Список приложения  ………………………………………………………стр. 16

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Ф.И.О. автора: Михайличенко Ирина Николаевна

2. Город (район) Ленинградский

3. Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное   учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

4. Занимаемая должность: воспитатель

5. Педагогический стаж и квалификационная категория: первая квалификационная категория, 18 лет педагогический стаж

6. Тема педагогического опыта:  «Формирование опыта безопасного поведения в природе у старших дошкольников».

7. Уровень опыта по степени новизны просматривается  

-в комбинации элементов известных методик; в рационализации и  усовершенствовании отдельных сторон деятельности;

- в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применение, постановка и решение новых педагогических и  методических  задач;

-в углублении социально-воспитательных функций. 

8. Цель педагогического опыта: создание необходимых условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего  дошкольного возраста в детском саду и в природных условиях.

9. Краткое описание опыта: Работа по реализации поставленных целей и задач осуществлялась следующим образом:

  1.  Первичный мониторинг детей, родителей по вопросам основ безопасного поведения в природе.
  2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни.
  3. Составление перспективного плана работы по безопасности в природе с детьми старшего дошкольного  возраста.
  4. Подготовка предметно-развивающей среды в группе: подбор дидактических игр, картинок  и составление перечня художественной литературы («Книги, которые учат», коллекцию «Опасные растения вокруг нас», «Осторожные сказки»).
  5. Разработка конспектов НОД, бесед, создание презентаций к НОД,
  6. Составление  проблемно - игровых  ситуаций.
  7. Разработка и апробирование плана педагогического просвещения родителей.
  8. Разработка критериев диагностики.

Данный опыт работы дает возможность тесного сотрудничества педагогов, детей и родителей, принятие каждого ребенка и развитие индивидуальных способностей каждого его

10. Эффективность опыта:

         Критериями эффективности работы является умение детей адекватно реагировать в различных ситуациях, соблюдение мер предосторожности в природе. Стремление соблюдать в повседневной жизни правила безопасного поведения самому и помогать сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения.

11.  Экспертное заключение Представлена педагогическая технология с использованием бесед, игр-инсценировок, НОД, проблемно-игровых  ситуаций, презентаций, развивающих игр, которые формируют у старших дошкольников опыт безопасного поведения в природе. Разработан перспективный план, включающий темы для обогащения знаний детей о правилах безопасности в природе и применения этих знаний в практике через использование   проектной,  игровой, художественной, коммуникативной деятельностей, В соответствии с перспективным планом подобран дидактический материал, который соответствуют возрасту и  индивидуальным особенностям дошкольников. Разработаны материалы по теме для воспитателей, план работы с родителями.    Опыт работы рекомендуется к использованию в практической деятельности воспитателей, родителей с детьми старшего дошкольного возраста.

Иващенко Е. Г., старший воспитатель МБДОУ № 8

12.  Последователи___________________________________________________

13.  Кто и когда изучал: выступление на педагогическом совете ДОУ 28.03.2013г., День науки в пед.колледже 15.02.13г.

14. Выводы и рекомендации   Опыт работы рекомендуется к использованию в практической деятельности воспитателей, родителей и студентов педагогических колледжей с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Информация об опыте работы

Условие возникновения, становления опыта работы. 

 Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.   

Актуальность опыта работы: 

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Значимость выбранного мною направления доказывает и федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий, изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность,  и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Таким образом, задача  взрослых научить ребенка, осознанно действовать в той или иной обстановке.  Воспитать у ребят  самостоятельность  и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, чтобы столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы   с наименьшим ущербом для здоровья. Следовательно, нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.   

Эта проблема  не оставила  меня  равнодушной, потому   выбор темы моего опыта работы был неслучайным.  

 Анализ сложившейся ситуации по данному вопросу,   позволил выявить противоречие между признанием необходимости формирования  безопасного   поведения в природе и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов процесса формирования данных представлений и путей их реализации в педагогической практике воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование

Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Cовременные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовать деятельность и наполнить её смыслом. Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

        Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети  недостаточно самостоятельные, зачастую безынициативные, то есть не могут самостоятельно принимать решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не  действовать в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Технология опыта работы

Цель  работы: сформировать у  детей старшего дошкольного возраста  правила и нормы безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Задачи исследования:

  1. изучить состояние работы по формированию правил безопасного поведения в природе;
  2. создать условия для формирования у дошкольников  навыков безопасного поведения в природе;
  3. разработать и апробировать перспективный план работы с детьми 5-7 лет с целью формирования ответственного и сознательного отношения детей к природе; разработать конспекты НОД;
  4. разработать  цикл развивающих дидактических игр «Азбука безопасности в природе»;
  5. составить   проблемно-игровые ситуации;
  6. разработать критерии диагностики;
  7. разработать и апробировать перспективный план просвещения родителей, направленный на формирование безопасного поведения у детей 5-7 лет и наглядный материал.   

    Новизна: в комбинации элементов известных методик; в рационализации и  усовершенствовании отдельных сторон деятельности; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применение, постановка и решение новых педагогических и  методических  задач; в углублении социально-воспитательных функций.

 Практическая значимость:

- комплекс мероприятий, разработанный в рамках реализации темы исследования «Формирование опыта безопасного поведения в природе у старших дошкольников»   и методические материалы к нему могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: формирование у  детей старшего дошкольного возраста  правил и норм безопасного поведения в природе. 

Основная мысль: 

    - ребенок  должен быть здоровым;

    - уметь применять полученные знания и умения в социальной среде;

  - уметь  находить  выход  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.

   

Этапы работы

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1-й этап - подготовительный

На первом этапе была проведена беседа с детьми «Опасности,  которые нас окружают»  (приложение № 1)

 Цель: выявить представления детей  о правилах и нормах  поведения  в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями.

 Содержание  беседы:

-Любишь ли ты животных и растения, окружающую природу?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

-Как ты думаешь, зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений?

-Расскажи, как нужно относиться к животным и растениям. Почему?

-Как ты, думаешь, можно гулять в парке, сквере одному?

- Вспомни, какие ты знаешь, видел ядовитые грибы и ядовитые растения.

- Объясни, почему нельзя есть ядовитые грибы и растения.

-Как ты думаешь, что может произойти, если взрослый или ребенок дразнит кошку или собаку?

-Объясни, почему нельзя купаться и нырять в незнакомом месте.

-Расскажи, как нужно вести себя, когда купаешься в реке.

-Расскажи как нужно вести себя в парке, лесу, чтобы не потеряться, не заблудиться.

-Как ты думаешь, можно ли детям зимой ходить  по льду на реке и почему?

- Как ты думаешь, можно ли пить воду из ручья, канавы, реки?

-Представь, что одного мальчика укусила собака. Подскажи, что ему нужно сделать?

Анализ беседы показал, что у детей недостаточно сформированы навыки безопасного поведения в природе. Многие дошкольники этой группы затруднялись ответить на поставленный вопрос. (35        % детей нуждались в наводящих вопросах, 25% - необходим был наглядный материал, который наталкивал ребят на ответ, 15% - вообще пожимали плечами, не давая конкретных ответов и только 25%  отвечали  четко, достоверно на все вопросы). Но! Они с удовольствием рассматривали иллюстрации о правилах поведения в природе, отгадывали загадки о грибах, ягодах. Вместе заучивали стихи о правилах безопасного поведения в парке, сквере и играли в игру «Съедобный грибок положи в кузовок». С   заданием в игре  без помощи  воспитателя справилось 40%,  прибегали к помощи взрослого 25%,  остальные – 35% не справились с данным заданием. (Приложение № 1)

Для выявления отношения родителей   к данной направленности было проведено анкетирование. (Приложение №1).

Анкета для родителей состояла из нескольких  вопросов, раскрывающих роль взрослого в воспитании безопасного поведения дошкольников в природе.  Анализ ответов показал следующие результаты:

На вопрос «Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе?»  Все родители ответили «Да» (100%)

На вопрос: «Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными растениями?»  «Да» - 15 человек (75%), «Нет» - 5 человек (25%)

На вопрос: «Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми животными?» «Да» - 7 человек (35%), «Иногда» - 11 человек (55%), «Нет» - 2 человека (10%)

На вопрос: «Как вы воспитываете бережное отношение к природе?»   – Ни как - 15 человек (75%),   на собственном примере– 3 человека (15%) и  «читаю рассказы» – 2 человека (10%)

На вопрос: «Знает ли ваш ребенок некоторые правила поведения на воде?» «Да» - 7 человек (35%), «Нет» -13  человека (65%)

На вопрос: «Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете» :- «путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя» - 7 человек (35%), «пытаетесь подробно объяснить ситуацию» - 11 человек (55%), «поступают  иначе» - 2 человека (10%)

На вопрос: «Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения?» «Да» - 18 человек (90%), «Нет» - 2 человек (10%)

И наконец, на вопрос: «Целесообразно ли проводить специально организованные занятия по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду?» Все родители ответили «Да» (100%)

        Проанализировав результаты анкетирования, пришла к выводу, что у родителей не хватает времени заниматься с детьми дома, но при этом они активно интересуются, чем их дети занимаются в детском саду.

С целью  изучения  методического обеспечения педагогов для работы с дошкольниками по данной теме был проведен анализ программы «Детство»  (авторы преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И.   Герцена В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), методический комплект к программе «Детство», включающий следующие издания: «Образовательная область «Безопасность» ((Т. Г. Гусаровой, В. А. Деркунской), «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (В. К. Полыновой),      В процессе  проведенной работы были выявлены  следующие недостатки:

нет четкой системы   работы педагогов с дошкольниками по данному направлению;

недостаточно методических разработок для детей старшего дошкольного возраста по разделу «Безопасность в природе»;

наглядный и раздаточный материал по формированию  безопасного поведения в природе представлен однообразно;

не используются  современные формы работы с дошкольниками.

Результаты анализа позволили не только выявить проблемы при организации данной работы, но и определить перспективу действий.

2-й этап – основной

Для реализации поставленных задач необходимо было   создать  предметно-развивающую среду, поэтому  первым шагом моей работы стало  создание условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе. Особое внимание   уделяла организации предметно-развивающей среде в группе. Совместно с родителями в групповой комнате был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения  Кубани», «Ядовитые растения Краснодарского края», «Грибы: съедобные и несъедобные», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия»;   дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественную и познавательную литературу; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций; минутки безопасности; проектную  деятельность; игры-инсценировки (Приложение № 2).

Работу по формированию ОБЖ  проводила через следующие формы организации детей:

  1. специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

2. совместную деятельность воспитателя и детей – беседы,   чтение    художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, развивающие дидактические и компьютерные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Для систематизации материала был составлен перспективный план, в который вошли следующие разделы:  непосредственно-образовательная деятельность, игровая,   художественно-эстетическая, коммуникативная деятельность (Приложение № 3).

Говорить сегодня о безопасности в природе и не  касаться при этом вопроса формирования понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов нельзя. А ведь именно это взаимодействие  происходит   через знакомство дошкольников со значением природы  в жизни людей. Данную работу, считаю целесообразно осуществлять путем формирования у детей целостного представления о картине мира,  о человеке, как части природы. Поэтому разработала и в своей практике использую беседы с  дошкольниками, темы которых различны:   «Стихийные явления и их последствия», «Опасности в природе»,   «Человек и природа», «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы», «Берегись насекомых», «Обходи скользкие места», «Кошка и собака — наши соседи», «Не прыгай в воду в незнакомых местах», «Осторожно, гроза!», «Познакомимся с нашими соседями», «Умеешь ли ты обращаться с животными?», «Съедобные и несъедобные грибы».

       При этом не следует забывать, что многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека.  Следовательно, необходимо знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

    В беседах «Почему это случилось», «Откуда может прийти беда»  заметила, что у детей появился познавательный интерес к проблемам загрязнения окружающей среды (Приложение № 4).                

     Формирование  у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе     осуществляла через  ознакомление с опасными растениями, развивала у ребят умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы (Приложение № 4).

     Рассказывала детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировала представления о правилах  поведения при встрече с ними. Такие беседы, как «Умеешь ли ты обращаться с животными», «Познакомимся с нашими соседями»,  «Берегись насекомых», «Укусила собака» (Приложение № 4)  помогли воспитанникам научиться  понимать состояние и поведение животных, получить знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

    Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что данная форма    является эффективной.  Сочетание традиционных методов и приемов с современными компьютерными технологиями   позволили дошкольникам активно включаться в процесс обучения.  У детей   появляется желание заниматься разными видами деятельности.   В результате дошкольники не только  выучили  основные правила безопасности, но и  самостоятельно     применяют их  в экстремальных ситуациях.

Как показывает практическая работа с дошкольниками, развитие представлений  воспитанников об основах безопасности  целесообразно проводить в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным и инициативным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбука безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается  на знания и опыт детей.

Особый интерес у дошкольников вызывают и игры-беседы. Например:  «Съедобные и несъедобные грибы», «Будь внимателен и осторожен», а также рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения», «Грибы»  научили ребят различать ядовитые и съедобные грибы и ягоды.

        В ходе свободной игровой деятельности ребята придумывали для малышей плакаты «Будь Осторожен!», «Береги природу!». Рисовали новые знаки правил в парке, сквере, у водоема (Приложение № 5).

         В группе организовали выставку детских работ: «Природа глазами детей», «Красная книга – крик о помощи».

        В литературных  произведениях соответствующей тематики («Прогулка в лес, или Мамины уроки», «Советы лесной мышки»),  дети знакомились  и  участвовали  в обсуждении, высказывали свое мнение, предлагали  советы по безопасному поведению в тех или иных жизненных ситуациях.

Читая экологические рассказы и сказки  Н. А. Рыжовой  «Жила - была Река», «Природа – наше богатство» и другие, стихи  у детей расширялись   представления о том, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе (Приложение № 6).

Таким образом,  процессе работы над темой мною  были разработаны конспекты НОД для старших дошкольников,  презентации к ним,  подобраны и самостоятельно созданы компьютерные игры «Азбука безопасности в природе»   (приложение № 7); составлена серия игровых проблемных ситуаций (приложение № 8).

 Известно, что для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка,  невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Для этого разработала перспективный план взаимодействия с семьей (Приложение № 9).

В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников в природе. Для этого я  на видном месте оформила стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для родителей:

-памятку «Осторожно, клещ!»;

- картотеку загадок для родителей «Знакомим детей с насекомыми»;

-альбом «Грибы»;

-д/и «Собери грибы в корзину», «Съедобные и несъедобные грибы»;

-картотеку стихов, загадок;

-макет «Грибы в лесу» (Приложение № 10).

Изготовлены памятки для родителей: «Внимание! Ядовитые грибы!», «Осторожно, я кусаюсь»,  «Предвидеть+ научить = уберечь», «Правила не нарушай и природу защищай!», буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Чтобы не было беды», «Правила друзей природы», «Отдыхаем у реки»; «Осторожно, ядовито», консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Собственный пример или нотация», «Безопасный отдых на природе», «Нужно ли учить любить природу», «Ответственность родителей за поведение детей в природе», «Азбука безопасности» и т.д.  

Проведены открытые занятия для педагогов детского сада и родителей "В гостях у бабушки-всезнайки",  «Советы лесной мышки»,   «Путешествие в страну грибов и ягод»,  «История, которую рассказала Мурочка», конкурс «Здравствуй, лето!»

Совместные мероприятия с родителями «Осень в гости к нам пришла, грибов, ягод принесла», «Сохрани свое здоровье (КВН)», «Мы – друзья природы» (приложение № 11).  

Консультации для родителей  (Приложение № 12)

3-й этап – заключительный

Диагностическое обследование старших дошкольников по выявлению уровня формирования основ безопасного поведения в природе  проводилось на основании разработанных критериев (Приложение № 13).         

В процессе проведенной работы   у  воспитанников появилось  осознанное отношение объектам и явлениям природы несущим опасность. У многих  дошкольников сформировалась устойчивая потребность в познании окружающего мира, в соблюдении правил безопасного поведения в природе,  которая обеспечивала высокий уровень положительной мотивации к занятиям  «Социальный мир» (Безопасное поведение):  старшая группа -  82%;  подготовительная группа– 91 %.

Проведя  мониторинг с  воспитанниками по усвоению знаний по данному направлению,  было выявлено, что большинство детей (61,4%) имеет высокий уровень развития, (38,6 %) - средний уровень развития, что на 31,4 % выше по сравнению с начальным периодом.  

Сведения, полученные  в результате педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного  воспитанника  на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ребенка.

         Интерес у дошкольников к  обсуждаемой теме успешно вырабатывался нестандартными и дифференцированными  игровыми заданиями, сориентированными на выполнение каждым  воспитанником посильной и интересной работы, что повысило качество знаний и формирует практический опыт безопасного поведения в природе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в результате проведенной работы дети научились ориентироваться в правилах поведения в природе, признают многообразное значение природы для человека, проявляют активную позицию, требовательны к себе и другим, вступают в активную защиту живого. А значит, знания и правила, полученные в детском саду, непременно станут прочным руководством в их дальнейшей взрослой жизни.

Данный опыт работы был представлен на Дне науки в Ленинградском социально-педагогическом колледже (свидетельство).

Библиографический список

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное  пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева. – СПб. Детство-Пресс, 2007.
  2. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка.- М.,1993.
  3. Андреев Ю. А. Три кита здоровья.- СПб:Респекс, 1996.
  4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М. : Просвещение, 2001.
  5. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» С-П, Детсво-Пресс
  6. Латохина Л. Творим здоровье души и тела. СПб., Комплект, 1997.
  7. Макеева, А. Г. Долго ли до беды  А.Г. Макеева. – М.: Детство, 2000. – 155 с.
  8. Новицкая В.А., Римашевская Л.С.,.Хромцева Т.Г «Правила поведения в  природе  для дошкольников» Москва 2011
  9. Основы безопасного поведения дошкольников Автор – составитель Чермашенцева О.В. Издательство «Учитель» Волгоград 2008г.
  10. Спиринев В. Б. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами // Наука и технология / Под общ. ред. В. Б. Спиричева. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
  11. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие  для педагогов. Р-на Дону. «Феникс». 2007.
  12. Форостьенко, Ю. Защити себя сам! [Текст]/Ю. Форостьенко. –Спб., 1999. – 120 с.
  13. Хавкина И. // Практическое руководство по детским болезням / Под ред.
  14. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки»  Безопасность  для  малышей М.Прометей Книголюб 2002
  15. Шорыгина, Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение № 1Анкеты для детей и родителей
  2. Приложение № 2 Островок безопасности
  3. Приложение № 3 Перспективный план работы со старшими дошкольниками по безопасности в природе на 2011-2012 и 2012-2013 учебные года
  4. Приложение № 4 Методическая копилка
  5. Приложение № 5 Природа и дети
  6. Приложение № 6 Читаем детям
  7. Приложение № 7 Игры-презентации
  8. Приложение № 8 Проблемные ситуации
  9. Приложение № 9 Перспективный план работы по взаимодействию с родителя по безопасности в природе на 2011-2012 и 2012-2013 учебные года
  10. Приложение № 10 Памятки, буклеты
  11. Приложение № 11 Конспекты совместных мероприятий с детьми и родителями
  12. Приложение № 12 Консультации для родителей
  13. Приложение № 13 Критерии диагностики

Михайличенко Ирина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).

Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не  зная и не думая о возможных опасностях....

Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций

Презентация к докладу "Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций"...

«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)

XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

Презентация к докладу на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника» (опыт работы -старший возраст)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23513092","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситу...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача...