Методический материал "Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Садковская Галина Васильевна

Применение устного народного творчества в ежедневном употреблении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

«Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство»

     

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

     Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания.

     К. Д. Ушинский отмечал: пословицы и поговорки по форме своей – это животрепещущее проявление родного слова, «вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная, его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

     Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

     Мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств. В основу нашей системы были положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников».

     Подобрали соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместили книги – игрушки, книги – раскладушки, книги – картинки, книжки – малышки. А так же поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактических настольно – печатных игры по мотивам этих же произведений.

     Дети с радостью рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек. Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешками, песенкой.

     Например, обучая мыть руки, показывали как надо заворачивать рукава, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем , побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Оленьке ладошки, а пальчики Кирюшке». Или: «Водичка, водичка, умой мое личико».

     Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем они уже используют народные потешки во время игр в «семью». Укачивая куклу спать, Катя напевала «Баю – баю – баю – бай, ты собаченька не лай».

     Выходя на прогулку и увидев кошку, сидящую на дорожке, Никита вспомнил: «Киска, киска, киска, брысь, на дорожку не садись!»

     При разучивании потешек мы сопровождаем слова определенными действиями. Малыши стараются копировать эти движения, интонацию обращения, ответа. Вариативность их действий связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.

     Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того, или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем «живые картинки». Когда дети самостоятельно проигрывают движения и действия персонажей потешки.

     При чтении потешки «Расти, коса» мы предложили кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникает образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом.

     Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек. Малыши самостоятельно переносят действия, ситуации полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Оля, тебе не больно? Я тебе волосоньки в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

     Чтобы потешка, прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Мы не просто читаем песенку, а продумываем в какой преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Используем шапочки маски, фланелеграф, кукольный театр, плоскостные театры, фигурки вылепленые из теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"

Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...

Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России

Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих  с  детьми  шести – семи   лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможност...

«Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя ...

Методическая разработка. «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

     Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять р...

Методическая разработка "Народное творчество"

laquo;Народное творчество»Вид проекта:   познавательно - игровойПродолжительность:  долгосрочный (феврвль- май 2019)Участники проекта: дети подготовительной  группы.Основные...

- развивать интерес к народному творчеству, традициям своего народа - показать, что по истории простой елочной игрушки можно в некоторой степени увидеть историю целой страны; - повышать любознательность, познавательную активность детей; - приобщать к наро

Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах...