Формирование у детей дошкольного возраста осознания нравственных норм посредством игровых сеансов с куклами
статья по теме

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Чувства, которые рождаются в играх с куклами, становятся ведущими во взаимоотношениях с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  у детей  дошкольного возраста осознания нравственных  норм   посредством   игровых сеансов с куклами

Лепская Н.В.,

воспитатель МДОУ ЦРР-детского сада №10

г. Алексеевки  Белгородской области

Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является социально-личностное развитие дошкольников. По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребёнок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность. Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок - индивидуальность со своими чувствами, переживаниями и поэтому общепринятые нормы и правила, воспринимаются и усваиваются детьми по-разному. С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей является сложным и многогранным процессом. Оно предполагает понимание людей друг друга, своих собственных чувств и поступков. Но дети дошкольного возраста эгоцентричны, недостаточное взаимопонимание между детьми является причиной конфликтов, ссор, споров и даже драк.  

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств дошкольника, как: добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития. У него не возникает проблем в общении с окружающими и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.

В современном мире дошкольного воспитания отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам. Рассматривая процесс  формирования  осознания нравственных  норм у детей дошкольного возраста, очевидно, что  этот процесс требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного формирования у ребенка  нравственных представлений.

Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Чувства, которые рождаются в играх с куклами, становятся ведущими во взаимоотношениях с людьми.

Существует дефицит педагогических средств, которые формировали бы опыт реальных поступков, обучают приемам осознания поведения в условиях, когда сами предлагают нравственные цели, или побуждают оценивать поступки по моральным критериям, такое обучение неэффективно для освоения общественного опыта нравственного осознания поступков, так как происходит формирование представлений в отрыве от реального поведения. Индивидуальное обучение носит эпизодический характер, им охватываются не все дети. Отсутствует последовательность реализуемых задач. Чтобы изменить ситуацию, необходимо пересмотреть подходы к построению педагогического процесса, изменить формы организации обучающей деятельности, систематизировать методы и приемы в работе педагогов по нравственному воспитанию.

Изучение массовой практики свидетельствует, что потенциальные возможности разных кукол, игры с ними, как позитивные, так и негативные, недооцениваются, недостаточно представлена работа по ознакомлению с куклами (функциями, возможностями ролевого поведения с их использованием), «очеловечиванию» игрушек этого вида.  

В процессе работы с детьми  разработана модель включения куклы в педагогический процесс, затрагивающая четыре направления работы дошкольного учреждения:

  • формирование знаний и интереса к кукле (представления об истории и разнообразии кукол),
  • изготовление и взаимодействие с куклой (игры с куклами, кукла - участник  деятельности и режимных процессов),
  • деятельность «ради куклы» (создание куклы, оборудование места для кукол,   обучение и воспитание образов, которые воплощают куклы),
  • взаимоотношения с людьми (перенос способов проявления нравственных чувств на окружающих людей).

 Первое направление связано с работой по формированию знаний и интереса к куклам. В этом ключе дошкольников необходимо познакомить, с историей куклы, различными видами кукол. Для реализации этой цели   использовали занятия, беседы, экскурсии.

Второе направление связано с непосредственным взаимодействием ребенка с куклой. Дети сами изготавливают кукол из различных материалов, после чего включаются в процесс драматизации. Ребёнку даётся возможность почувствовать себя творцом, испытать от этого радость и удовлетворение. Здесь ведущее место отводится, играм с куклами, а также кукла является участником  деятельности и режимных процессов.

Третье направление связано с деятельностью, выполняемой ради куклы. Сюда входит оборудование места для кукол, создание костюмов, обучение и воспитание кукол. Дети придумывают им имена, определяют характер, дают нравственную характеристику.

Четвертое направление затрагивает взаимоотношения с людьми, в которые переносятся усвоенные способы проявления нравственных качеств. Кукла, наделённая определёнными чертами того или иного героя, передаёт настроение ребёнка, помогает осознать свои поступки, анализировать ошибки, то есть с помощью куклы ребёнок строит различные модели поведения. Данное направление включает в себя педагогические ситуации с нравственным выбором, педагогическую оценку, методы стимулирования, пример взрослых и сверстников.

Мы определили условия, необходимые для  формирования у дошкольников  осознания нравственных норм. Нравственное развитие личности ребёнка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным норам и внутренней позицией самого ребёнка. На протяжении дошкольного возраста дети через общение с окружающими их людьми усваивают социальные нормы поведения. Усвоение норм, во-первых, предполагает, что ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение. Усвоение норм, во-вторых, предполагает далее, что у ребёнка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Когда он действует, нарушая привычное поведение, это вызывает чувство дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребёнок проникает определённым эмоциональным отношением к этим нормам.   

Нами был  выделен ряд педагогических условий, способствующих оптимизации педагогического процесса, направленного на использование игр с куклами как средства  формирования нравственных качеств. К этим условиям, следует отнести:

  • создание в группе атмосферы, стимулирующей проявления нравственных качеств: отмечать добрые поступки ребят, демонстрировать доброе отношение ко всем детям;
  • организация различных видов деятельности интересных для детей с использованием куклы: сюжетно-ролевые и режиссерские игры, кукла — участник  деятельности детей, кукла — носитель особого отношения к детям, кукла - друг детей, кукла - гость;
  • обеспечение преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей с целью использования единых воспитательных подходов.

Работа с детьми имела два направления:

1) Художественно - эстетическое направление:

- организация выставок («Куклы своими руками», «К нам в гости пришла кукла», «Кукольный мир»);

- проведение театрализованных кукольных представлений, спектаклей (с использованием пальчиковых или перчаточных кукол): («Колобок», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Огниво», «Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик» и др.);

- создание собственного музея кукол.

Основная идея - изготовление и манипулирование куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и, как бы, не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые   куклы, одна или несколько, по желанию ребенка.

2)Культурно-просветительское направление: 

- организация выездных экскурсий в музей на выставку кукол;

- организация походов в кукольные театры.

В ходе игровых сеансов проводится анализ конкретных случаев, возникающих в детском саду и в семье. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми. В конце каждого занятия подводится итог, даётся правильная оценка ситуации.

Каждое занятие включало в себя ряд этапов:

  1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
  2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность, этюды.
  3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования – изготовление кукол.

Внедрение созданной игровой технологии в образовательный процесс поспособствовало развитию у наших воспитанников таких качеств, как умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

В результате проведенной работы было установлено, что у детей повысилась показатели сформированности таких интегративных качеств личности, как «любознательность, активность», «способность управлять своим поведением и планировать действия», «способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «эмоциональная отзывчивость», а так же повысились произвольность психических процессов и творческая активность.

Список литературы:

 1. Зайцева О. Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О. Ю. Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.

2. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С. 29-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»

В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....

Развитие личности у детей дошкольного возраста. Усвоение нравственных норм. Эмоционально- мотивационная регуляция поведения.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укр...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой".

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают...

Воспитание нравственных качеств посредством игровой ситуации у детей среднего возраста.

Задачи:-Образовательная:Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 4-5 лет.- Развивающие:Развивать умение слушать и понимать других,...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»

Консультация для педагогов на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»...

Картотека игр и заданий по формированию морально-нравственных норм посредством ознакомления со сказками

В материале представлены интересные игры и задания для формирования у детей морально-нравственных норм и ценностей посредством ознакомления со сказками....