План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

Махлай Ирина Владимировна

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по социальному – эмоциональному развитию детей                                                                  старшего дошкольного возраста

                                                              группа № 6

                                                                                      Воспитатель: Махлай И.В.

                                                                                                                   

                                                                                   

2013-2014 г.

План работы по социальному - эмоциональному развитию детей                                                                  старшего дошкольного возраста

  1. Занятие 1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики.
  2. Обследование паралингвистических средств общения                                                                                                                          
  3. Обследование эмоциональной лексики                                                                                                                                                        
  4. Пальчиковая гимнастика «Бабушкины покупки» Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»
  5. Дид./ игра «Настроение» Шипицына «Азбука общения» с.183

Название мероприятия

Сентябрь     1 неделя

Изучить восприятия детьми графические изображения эмоциональных состояний. 

 Изучить уровень понимаемых и переживаемых эмоций ребенка 

 Учить соотносить координацию движения с речью.

Дать детям представление об их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Программное содержание.

Показ,

беседа, обсуждение 

Показ, анализ

Рассказ, чтение стих., показ, поощрение.

Методические приемы.

Карточки с граф. изображением эмоций

Карточки с изображением настроения

Оборудование.

Купила бабушка себе курочку...

Бывают чувства у зверей…

Худ. слово.

 Карточки с графическим изображением эмоций

Карточки с изображением настроения

Развивающая среда

Предложить поиграть с ребенком

Предложить проанализировать настроение ребенка дома

Участие родителей

  1. Дид / игра «Комплименты». Кряжева «Мир детских эмоций»                                                      
  2. Дидактическое пособие «Эмоции и настроение»
  3. Беседа по теме «Радость» Работа с пословицами и поговорками.
  4. Лексико – грамматические игры и упражнения. «Образование словосочетаний».  Ирга «Эстафета восторга»

     

 

 

Название мероприятия

Сентябрь  2 неделя

 Научить детей говорить комплименты себе и другим людям.

 Закрепить с детьми основные виды эмоций и настроения.

Учить подбирать глаголы ( любоваться, наслаждаться, обожать)

Продолжать учить детей выражать свои чувства на листе бумаги, используя различные цвета.

Развивать у детей внимание, сосредоточенность.

Программное содержание.

Обсуждение, анализ

 Показ, одобрение, наблюдение.

 Обсуждение, рассматривание иллюстраций.

Беседа, наблюдение, анализ

 Показ, поощрение

Методические приемы.

Бланк для ответов ребенка

 Карточка

 Пособие

 Карандаши краски, лист бумаги

 Обруч

Оборудование.

 Пословицы и поговорки о «Радости»                                             Чтение рассказа «Лошадка» К.Д.Ушинского  

Худ. слово.

Карточки с заданиями

Семейные фотографии

Развивающая среда

Консультация для родителей

«Игры для всей семьей»

Выставка рисунков

Участие родителей

  1. Экскурсия в парк (на территории д/с): «Учимся радоваться природе» Шипицына с.267
  2. Беседа на тему «Добродушие» 
  3. Малоподвижная игра «Цветик – семицветик» Клюева «Учим детей общению» с.156
  4. Составление рассказа – Обращения. Используя слова – обращения «дорогая», «милая», «добрая»

   

 

Название мероприятия

Сентябрь  3 неделя

 Научить детей эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Способствовать развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Заинтересовать детей в сборе урожая овощей, вызвать желание помочь взрослым.

 Развивать внимание у детей, упражнять в бережном отношении к природе.

Программное

 содержание.

Наблюдения, беседа, рассказ, загадки

Обсуждение 

Чтение стихотворения, беседа, поощрение, загадки

 Показ, поощрение

Методические приемы.

Цветик – семицветик 

Картинки с изображением героев сказок

Три обруча

Оборудование.

Чтение сказки «Кот Леопольд»

Пословицы и поговорки о доброте

Худ. слово.

Карточки с заданиями

Развивающая среда

Консультация для родителей «Как дела эмоции?»

Подбор мультфильмов «Кот Леопольд», «Доктор Айболит», «Крокодил Гена»

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Отзывчивость», «Сочувствие»
  2. Упражнение «Кому вы больше сочувствуете?»
  3. Игры для развития эмоционально – речевой сферы.                    «Я начну, а ты продолжи», «Собери лицо»
  4. Этюд «Маме улыбнемся»

Название мероприятия

Сентябрь  4 неделя

Объяснить на примере сказочных героев отзывчивые поступки (Дюймовочка, Аленький цветочек)

Формирование эмоциональной лексики у детей

 Воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к близкому человеку – маме.

Научить детей умению узнавать друг друга, правильно  общаться в игровой ситуации.

 Воспитывать желания помогать маме в ее работе по дому, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками.

Вызвать положительные эмоции у детей.

Программное содержание.

Беседа, обсуждение, чтение стих.

 Показ, совместное обыгрывание. 

 

Методические приемы.

Карандаши краски, лист бумаги

Мягкая игрушка Мишка, платок 

Игровой материал в группе

Оборудование.

 Сценка для детского театра «Дети и белочка»

 И. Мазнин  «Простое слово»

Худ. слово.

Фотографии белочки

 Мягкая игрушка лисы, колобка

Развивающая среда

Рассказать детям о  профессии мам, принести фото

 Поиграть вместе с ребенком

Участие родителей

  1. Конкурс речей по картине «Осенний пейзаж»
  2. Упражнение «Шарик эмоций» Котова
  3. Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Козлова с.61
  1. Дидактическая игра «Обезьянка», «Какое настроение у ежика»
  2. Подвижная игра «Карусели» Шипицына с.218
  3. Создание книги  «Календарь эмоций в сказках».

Название мероприятия

Октябрь  1 неделя

  Составить рассказ, используя слова восторга (восхищаюсь, любуюсь)

  Обучить детей самоконтролю эмоциональных проявлений

  Изучить индивидуальные особенности детей в семье и в детском саду.

Способствует снятию нервного напряжения у детей.

 Создать положительное эмоциональное настроение у детей.

Программное содержание.

Беседа, составление рассказов, историй о своей семье

Показ 

Анкетирование 

Показ, поощрение, наблюдение

Методические приемы.

Рисунки детей

Ручка, анкета

Таз с водой шарики из бумаги, кораблики

Оборудование.

Еле – еле… завертелись карусели…

Худ. слово.

Бумажный кораблик

Развивающая среда

Создание книги «Календарь эмоций в сказках».

Индивидуальная беседа

Заполнить анкету

Предложить использовать дома Упражнение «Шарик эмоций»

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Страх» Упражнение «Полезен ли страх?»
  2. Этюд «Потерялся»
  3. Формирование эмоциональной лексики.                                   «Образование слов – синонимов»   Игра «Слова – враги», «Наоборот»
  1. Рисование, «Какого цвета мой страх» Шипицына с. 306 (воспитатель  ИЗО)
  2. Занятие 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи.

Название мероприятия

Октябрь  2 неделя

Познакомить родителей с вариантами, как преодолеть страхи ребёнка.

Воспитывать в ребенке нравственные качества личности.

Программное содержание.

Наблюдение, анализ действий,

 Консультация 

Объяснение пословиц, чтение стих, обсуждение, анализ действий

Методические приемы.

Кукла Клоун

Атрибуты для героев сказки

Стенд в приемной «Страхи у детей»

Оборудование.

Рассказ «Трус»

Стих «Не хочу быть трусом»

Худ. слово.

Кукла Клоун

Атрибуты для героев сказки

Развивающая среда

Консультация для родителей на тему: «Страхи у детей»

Играть с ребенком дома.                                                                      Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения».

Участие родителей

  1. Занятие «Добрый – злой» Пасечник «Коррекция тревожности…» с.42
  2. Упражнение «Воздушный шарик» Пасечник с.64
  3. Дидактическая игра «Не поделили игрушку» Шипицына с.295
  4. Составление словосочетаний со словами противоположного значения  Игра «Скажи наоборот»

Название мероприятия

Октябрь  3 неделя

Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствует.

 Снять напряжение лицевых мышц, успокоить детей.

Научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Помочь детям преодолеть свой страх.

Научить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Программное содержание.

Слушанье музыки, обсуждение поведения сказочных героев, беседа, рисование.

 Показ, релаксация

 Наблюдение, проблемная ситуация, обсуждение 

Чтение стихов, обсуждение, поощрение

Методические приемы.

Различные игрушки. 

Краски, кисточки, листы бумаги

Оборудование.

Я с улыбкой не дружу…

А.Кузнецова «Поссорились»

Худ. слово.

Изображение доброго и злого волшебника

Игрушка Карлсон

Развивающая среда

Беседа по результатам занятия 

Чтение сказок о доброте и зле                  

Участие  родителей

  1. Беседа на тему «Грусть»  Упражнение «Как помочь мальчику»
  2. Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?»
  3. Образование степеней сравнения прилагательных при помощи приема цветонасыщения  (Пьеро печальный, Дюймовочка еще печальнее)

Название мероприятия

Октябрь  4 неделя

Учить детей строить отношения со сверстниками.

Продолжать формировать положительные взаимоотношения между родителями и ребёнком.

Учить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям между людьми.

Программное содержание.

Рассматривание иллюстраций, беседа, обсуждение

Совместная деятельность

Беседа, обсуждение, рассказ.

Наблюдение, рассматривание фото, обсуждение

Обсуждение, выступление педагога школы, консультация

Методические приемы.

Пособие

Листы бумаги, ручки, «Родительская почта»

Оборудование.

Стих «Осень»

В. Руссу «Моя мама»

Худ. слово.

Картинки сказочных героев

«Родительская почта»

Развивающая

среда

Совместно с ребенком сделать «Кубик эмоций»

Участие родителей 

  1. Занятие «Ссора» Пасечник с.45
  2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» Буйко
  3. «Школа вежливости» - вежливость. Семеренко с.8 
  4. Дидактическая игра «Настроение» Котова  с.63  

Название мероприятия

Ноябрь  1 неделя

Учить анализировать поступки, находить причину конфликта.

 Продолжать учить соотносить координацию движения с текстом.

Учить детей быть вежливым к друг другу, к окружающим.

 Учить определять положительное и отрицательное настроение.

Познакомить родителей с возрастными особенностями мальчиков и девочек; влияние родителей на их воспитание  

Программное содержание.

Чтение стих, обсуждение, беседа, тренинг, проблемная ситуация

Показ, поощрение

Обсуждение, рассматривание иллюстраций, обсуждение.

Подбор картинок, поощрение

Консультация

Методические приемы.

Мяч, краски, карандаши, бумага

Карточка

Пособие 

Карточки с изображением настроения

Стенд в приемной

Оборудование.

Стих «Поссорились»

Пословицы о вежливости

Худ. слово.

Тренинг эмоций

Задания Шарика

Карточки с изображением настроения

Развивающая среда

Индивидуальная беседа

«Учиться быть вежливым»

Консультация для родителей «Почему дети ссорятся»

Участие родителей

  1. Упражнение «Ветер умеренный…» Кузнецова с.172
  2. Сюжетно – ролевая игра «» Шипицына с.369
  3. Беседа  на тему «Обида»  Ситуация «Кот обиделся»
  1. Подвижная игра «Цапля», «Зайчик»
  2. Психогимнастические упражнение «Сердитый дедушка», «Баба – Яга»

Название мероприятия

Ноябрь  2 неделя

Вызвать положительные эмоции у детей, снять нервное напряжение.

Сформировать у детей находить характерные отличия между мальчиками и девочками.

Сформировать способность выходу отрицательных эмоций, снятию напряжения.

Сформировать сплоченность группы.

Программное содержание.

Показ, тренинг

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, игра

Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа, обсуждение 

Консультация, обсуждение

Методические приемы.

Кукла 

Маска: Зайчика, цапли

Краски, карандаши, бумага, музыка моря

Оборудование.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение рассказа  «Про львенка Пашу»

Худ. слово.

Кукла Наташа

Маска: цапли, зайца

Музыка моря

Развивающая среда

Нарисовать вместе с ребенком обидчивых сказочных героев

Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке».

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Вежливость»  Шипицына с.222
  2. Придумывание сказки о вежливости. Используя слова (извинялся, спрашивал, кланялся, здоровался)
  3. Занятие «Сердце группы» Котова с.35
  4. Творческая игра «Страна вежливости» Шипицына стр 337
  5. Сюжетно – ролевая игра «В гостях» Шипицына с.263
  6. «Школа вежливости» - имя. Семеренко  с.20

Название мероприятия

Ноябрь  3 неделя

Сформировать положительные отношения в группе, быть внимательными и вежливыми к друг другу.

Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми.

Научить детей эмоционально выражать чувство радости и веселого настроения от общения с окружающими людьми.

Способствовать снятию страхов у детей и повышение уверенности в себе. 

Программное содержание.

Беседа, обсуждение, высказывание своего мнения 

Обсуждение, поощрение 

Показ, наблюдение.

Методические приемы.

Карточки с именами детей

Игровой материал

Спокойная музыка

Лист бумаги

Оборудование.

Стихотворение «Вежливый слон»

 Работа с пословицами и поговорками

Худ. слово.

Выбор «Сердце группы»

Развивающая среда

Использовать дома пословицы и поговорки о вежливости

Участие родителей

  1. Дидактическая игра «Яблочное настроение» журнал «Дошкольная педагогика»№6,20007 
  2. Занятие «Сердце мамы» Лопатина «Беседы и сказки о семье» с.13
  3. Пальчиковая гимнастика «Дружба» Черенкова  с.107
  4. Подвижная игра «Танцоры и музыканты» Шипицына с.296
  5.  Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

 Игры «Угадай, кто веселее», «Разложи и покажи»  

  1. Конкурс «Подарок маме» посвященный Дню Матери

Название мероприятия

Ноябрь  4 неделя

Закреплять умения детей в распознавании эмоциональных различных состояний по мимике.

Воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самому близкому человеку – маме.

Научить детей правильно обращаться к людям по имени.

Сформировать положительные отношения в группе.

Заинтересовать родителей проблемой детской эмоциональ6ности, с использованием сказки.

Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу.

Программное содержание.

Объяснение, обсуждение, рассматривание

 Чтение сказки, обсуждение, игра 

 Обсуждение, наблюдение

 Показ

 Консультация

 Показ, поощрение

Методические приемы.

Кубик настроения

 Пособие

 Карточка

 Стенд -  поздравление ко Дню Матери

Оборудование.

Сказка  «Сердце матери»

Дружат в нашей группе…

Худ. слово.

Кубик настроения

Сказка  «Сердце матери»

Задания Шарика

Куклы

Развивающая среда

Конкурс поделок «Подарок маме» посвященный Дню Матери»

Обсуждение результатов

Положительный пример родителей

Участие родителей

  1. Дидактическое упражнение «Дотронься до…» Кряжева с.68

  1. Дидактическая игра «Мой портрет» Шипицына с.188
  2. Рисование «Новоселье» Котова с.74
  3. Беседа о том, что хорошо, а что плохо. Горькова с.85
  4. Подвижная игра «Прорви круг» Шипицына «Азбука общения»
  5. Рассказывание из личного опыта «Хороший поступок моего друга»  Используя слова – настоящий, надежный, верный

Название мероприятия

Декабрь  1 неделя

Коррекция межличностных отношений по средствам тактильных ощущений. Учить быть добродушными, отзывчивыми.

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Продолжать формировать положительные отношения в семье.

Коррекция межличностных отношений, лидерства в группе. 

Формировать нравственность, добродушие  у детей.

 Способствовать развитию межличностных отношений в группе.

Программное содержание.

Показ, наблюдение

Чтение стих, рассматривание картинок

Поощрение, объяснение, рассказ

Наблюдение, поощрение

Методические приемы.

Карточки  героев сказок

Картинки детей, карандаши фломастер

Лист бумаги

Домик «Эмоций» с окошками

Оборудование.

«Кот Леопольд»

Э.Шим «хорошо, плохо и все равно»

Худ. слово.

Картинки детей

Домик «Эмоций» с окошками

Развивающая среда

Нарисовать автопортрет ребенка

Придумать сказку о «добродушие»

Участие родителей

  1. Занятие «Чувства одинокого человека» Пасечник  с.47
  2. Беседа «Что такое семья» Котова с.21
  3. Дидактическая игра «Новый клубочек» журнал «Дош.пед»№6 2007
  4. «Школа вежливости» - говорить Семеренко с. 10

Название мероприятия

Декабрь  2 неделя

Учить анализировать свое эмоциональное состояние; радость, грусть, закреплять знание правил доброжелательного поведения.

Зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

Осознание ребенком своих достижений и проживание позитив -ного эмоционального опыта.

Развивать уверенность, гордость за свои успехи; формировать чувство близости с другими, способность принятию детьми друг друга. 

Познакомить детей с правилами общения с окружающими людьми.

Программное содержание.

Анализ настроения детей, обсуждение, беседа, тренинг эмоций

Беседа, обсуждение, рассматривание рисунков

Обсуждение, наблюдение, анализ

Показ, объяснение, тактильные ощущения 

Методические приемы.

Уголок настроения музыка из мульт. «Летучий корабль»

Детские рисунки «Моя семья»

Клубок ниток

Пособие «Весёлая школа вежливых наук»

Оборудование.

Песня «А мне летать охота!»

Чтение стихотворений «Радость», «Грусть»

Худ. слово.

Уголок настроения

Детские рисунки «Моя семья»

Тренинг эмоций

Клубок ниток

Задания Шарика об эмоциях (радость, грусть)

Развивающая среда

Индивидуальная беседа с родителями об эмоциональном состоянии ребенка

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Удивление»                                                     Упражнение «Закончи предложение»,
  2. Рассказы -  описания «Я слышу звуки», «Я испытываю чувства…»
  3. Кукольный театр «В зимнем лесу» сборник занятий                   «Социально – эмоциональное  развитие детей 5 – 6 лет»
  4. Организация снежных построек на участке. 
  5. Сюжетно – ролевая игра «К нам придут гости»  Шипицына стр 263 

Название мероприятия

Декабрь  3 неделя

Расширять представления детей об эмоции удивления, учить использовать различные выразительные средства.

Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом  сверстников.

Сформировать положительные взаимоотношения между родителями и ребенком.

Упражнять в доброжелательном, вежливом общении, добром поступке. 

 Вызвать у детей положительные эмоции.

Программное содержание.

Театрализация показ, поощрение 

 Беседа, труд, поощрение

Наблюдение, игра, чтение стих, рассказов, рассказывание 

Показ, объяснение

Методические приемы.

Куклы: старичок – лесовичок, лесные звери

Ведра, лопаты

 Игрушки

Оборудование.

Сценарии игры – драматизации «Твой друг приготовил тебе сюрприз», «Ты нашел (ла) большой гриб»

 Ф. Рзаева «Посчитай-ка», рассказы В.Флинта

Худ. слово.

Куклы: старичок – лесовичок, лесные звери

 Снежные постройки, горка

 Рассказы В.Флинта

Развивающая среда

Приглашение к совместному просмотру зимних построек на участке

Участие родителей

  1. Беседа о «Храбрости»  Горькова  с.92
  2. Пальчиковая гимнастика «Маша – хозяйка» Черенкова с.171
  3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как мальчик поймал нарушителя» Используя прилагательные: храбрый, мужественный, бесстрашный….
  4. Дидактическая игра «На что похоже настроение» Кряжева с. 69
  5. Украшение для елки
  6. Новогодний праздник (Сценарий муз. руководить)

Название мероприятия

Декабрь  4 неделя

Познакомить с понятием храбрости в поступке.

Продолжать учить соотносить координацию движения с текстом.

Научить детей говорить вежливые и добрые слова.

 Развивать умение определять свое эмоциональное состояние.

Продолжать улучшать взаимоотношения родителей и детей

Развивать умение читать стих выразительно, с интонацией, вызвать у детей хорошее настроение, положительные эмоции.

Программное содержание.

Беседа, обсуждение, анализ поступков 

Показ, поощрение

 Обсуждение, показ

 Беседа, чтение стих, поощрение

Наблюдение, поощрение, рассказ

Методические приемы.

Куклы

Карточки эмоций

Карандаши бумага

Цветная бумага, ножницы

Костюмы

Оборудование.

Б.Заходер «Кит и кот»

 Загадки об игрушках

Стихи о Новом годе, песни

Худ. слово.

Задания Шарика

Ёлочные игрушки

Костюмы детей, героев

Развивающая среда

Повторить слова песен и стихов с ребенком

Выставка рисунков

Совместная деятельность с ребенком «Изготовление подарков»

Участие в празднике

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Интерес» Этюды «Что там на улице», «Кузнечики»
  2. Сюжетно – ролевая игра «Прогулка по городу»
  3. Беседа о взаимопомощи, находчивости в разных ситуациях, доброте и отзывчивости. Горькова с.106
  4. Подвижная игра «Эстафета» Горькова

Название мероприятия

Январь  3 неделя

Продолжать учить соотносить координацию движения с текстом.

Закрепить правила поведения на улице города, вызвать положительные эмоции.

Коррекция межличностных отношений в группе.

 Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве

Познакомить родителей со способами воспитания детей в семье, какие использовать запреты и наказания  

Программное содержание.

Показ, объяснение

 Наблюдение, поощрение, обсуждение, анализ 

 Беседа, обсуждение, поощрение

Методические приемы.

Игровая зона, дорожные знаки, зебра

Спортивный инвентарь

 Стенд в приемной

Оборудование.

Загадки о транспорте, правилах ДД

Худ. слово.

Макет улицы города

Спортивный инвентарь

Развивающая среда

 Консультация для родителей   «Интересы у  детей»

Заинтересовать родителей данной темой.

Участие родителей

  1. Разучивание стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине»
  2. Игра – драматизация рассказа «Три товарища» Шипицына с.253 
  3. Чтение стихотворения К. Квитко «Два друга» Шипицына с.259 
  4. Подвижная игра «Смелые мышки» Шипицына с.291 
  5. Этюд «Хорошее настроение» Шипицына с.322 
  6. Развлечение «Без друзей не прожить» Сборник зан «Соц  - эмоц.развитие детей 5 -6 лет» с.40                                                                                                                                    

Название мероприятия

Январь  4 неделя

Воспитание у детей заботливого отношения к родному человеку.

Закрепить положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба».

Развивать дружеские  отношения в группе.

 Учить детей управлять своим поведением.

Вызвать хорошее настроение у детей.

Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать в коллективе сверстников; вызвать положите -льные  эмоции.

Программное содержание.

Чтение стих, обсуждение, анализ

  Показ, музыкотерапия

 Театрализация , показ, наблюдение

Методические приемы.

Маска кота

Музыка «Хорошее настроение

Маска барсука, белки, ежа,филина

Оборудование.

Стихотворение «Посидим в тишине»

Рассказ «Три товарища»

Стих «Два друга»

Худ. слово.

Стих «Два друга»

Маска кота

Музыка «Хорошее настроение

Маска барсука, белки, ежа, филина

Развивающая среда

Чтение стихотворений дома

Индивидуальная беседа

Участие родителей

  1. Занятие «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации» Пасечник с.50
  2. Рисование на тему «Дерево радости» (спец. ИЗО) 
  3. Подвижная игра «Волшебный стул» Пасечник с.70
  4. Сюжетно – ролевая игра «Я – репортер» Горькова с.114
  5. «Школа вежливости» - слушать, собеседник. Семеренко с.36
  6. Конкур поделок «Эмоции»

Название мероприятия

Февраль  1 неделя

Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивно разрешать конфликты. 

Вызвать у детей положительные эмоции, чувство радости.

Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшать взаимоотношения детей.

Продолжать знакомить с профессий – репортер; развивать умение отстаивать своё мнение. 

Научить детей правилам разговора с собеседником, вежливого общения.

Познакомить детей с литературой прошлых лет.  

Программное содержание.

Обсуждение, беседа, чтение рассказов.

 Беседа, наблюдение, поощрение. 

Показ, наблюдение, самоанализ

 Игра, рассказ, рассматривание иллюстраций

Методические приемы.

Кукла 

 Карандаши, краски, бумага

Корона, «Волшебный стул»

Микрофон, пластилин, бумага, картон, ткань

Пособие

Оборудование.

В.Осеева «Отомстила»

Худ. слово.

Поведенческий тренинг

Дерево радости

Корона, «Волшебный стул»

Задания Шарика

Развивающая среда

Рассказать «историю» имени своего ребенка

Закрепить знания детей о конфликтных ситуациях

Участие родителей

   1.Занятие 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций».

    2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»).

    3.Занятие «Подарок для папы и дедушки» 

     4.Беседа с детьми о том, кто из взрослых членов семьи служил в армии.

Название мероприятия

Февраль  2 неделя

Воспитывать в ребенке потребность радовать своих близких добрыми делами.

Коррекция детских взаимоотношений в группе.

 Воспитывать в детях чувство патриотизма, готовность защищать нашу Родину. 

Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.

Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных.

Познакомить воспитателей с проблемой общения и взаимоотношения ребенка с взрослыми и детьми.

Программное содержание.

Беседа, рассуждение. 

 Рассказ, поощрение

 чтение сказки, обсуждение 

Беседа, обсуждение, рассказ

 Консультация

Методические приемы.

Краски, карандаши, бумага

 Карточка эмоции «гнев»

 Цвет бумага, картон, клей 

Карандаши, бумага

 Картинки на военную тему

Оборудование.

Л.Квитко «Бабушкины ладони» 

«Жили – были…»

«Сказка о бочке»

Худ. слово.

Подарок для папы, дедушки

Рассказы детей

Развивающая среда

 Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу, как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия».

Индивидуальная беседа.

Рассказать о службе в армии

Участие родителей

  1. «Школа вежливости» - обращение Семеренко с.30

  1. Беседа «Можно ли общаться без слов?» Курцева (пособие) с.32

  1. Подвижная игра «Прорыв цепи» Семенака с.57

  1. Дидактическая игра «Яблочное настроение»

  1. Малышам о Родине « Я и моя семья» Татаринкова

  1. Дидактическая игра «Кнопки настроения» Корепанова с.36
  2. Упражнение «Заряд бодрости» Корепанова с.139

Название мероприятия

Февраль  3 неделя

Учить детей правилам вежливого общения с окружающими.

 Научить детей разным способам общения.

 Способствовать выходу отрицательных эмоций, снятию напряжения.

Закрепить умения детей в распознавании различных эмоций.

Возрождение нравственно – этических норм и традиций семейного уклада.

 Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Программное содержание.

Беседа, анализ, поощрение 

 Беседа, рассказ, анализ поведения.

 Наблюдение, игра

 Выполнение заданий, обсуждение

Методические приемы.

Пособие  «Яблоки настроения»

 Пособие  «Кнопки настроения»

Оборудование.

Худ. слово.

Задания Шарика

 Маски настроения

 Яблоки настроения

 Кнопки настроения

Развивающая среда

  1. Этюд «Любящие родители» Клюева

  1. Беседа на тему «Знакомство с понятие храбрость»
  2. Игра – имитация «Дождь» Шипицына с.138

  1. Игра – соревнование «Самый сильный и ловкий» Шипицына с.371 
  2. Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые (специалист ФИЗО)  - посвященный 23 февралю
  3. Сюжетно – ролевая игра «Мы танкисты»

Название мероприятия

Февраль  4 неделя

Коррекция детско-родительских взаимоотношений.

Закреплять умение соотносить движения пальцев с текстом.  

Воспитывать у детей такие качества личности, как смелость,  храбростьловкость, активность.

Продолжать знакомить детей с профессиями их родителей; воспитывать чувство гордости.

Программное содержание.

Наблюдение, обсуждение  

  Показ

  Соревнование

Методические приемы.

Карточка военных профессий

 Атрибуты для игры в «Танкисты»

Оборудование.

Стихотворение «Застава»

Загадки о военной технике

Худ. слово.

Медали победителям

Развивающая

среда

Совместный праздник, посвященный 23 февраля                                    Беседа о результатах соревнования

Участие родителей

  1. Занятие по ИЗО коллективная работа «Вальс цветов»   (спец. ИЗО)
  2. Разучивание стихотворений о маме, бабушке… 
  3. Занятие «Подари маме» (аппликация)
  4. Дидактическая игра «Маленькие помощники» Шипицына с.216
  5. Праздник «Мамин день» (сценарий муз. руководителя)

Название мероприятия

Март  1 неделя

Учить детей изображать цветочную поляну, используя различ -ные техники рисования; учить детей договариваться, выполняя коллективную работу.

Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить видеть привлекательность композиций из цветов.

Продолжать учить детей оказывать посильную помощь,                              воспитывать у детей желание помогать близким людям.

Вызвать у детей и их родителей положительные эмоции, хорошее  настроение.

Программное содержание.

Беседа, обсуждение, рассказ, слушание музыки 

 Чтение стих, поощрение

 Рассматривание картин, слушание музыки, чтение. стихов,

 Обсуждение, наблюдение, поощрение, награждение

Методические приемы.

Краски, бумага, музыка Чайковского «Вальс цветов»

Оборудование.

Чтение стихи о мамеи бабушке

Худ. слово.

музыка Чайковского «Вальс цветов»

Подарок для мам и детей

Развивающая

среда

Подарок к празднику

 Чтение дома стихотворений

 Дать возможность ребенку помогать взрослым

 Участие родителей в празднике

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Мой любимый сказочный герой» И.А.Пазухина стр. 110
  2. Занятие по ИЗО «Мой любимый сказочный герой»
  3. Подвижная игра «Смелые мышки» Шипицына стр 291
  4. Творческая игра «Страна вежливости» Шипицына с.337
  5. Конкурс «Любимые сказочные герои» в эмоциях

Название мероприятия

Март  2 неделя

Способствовать самовыражению ребенка, учить средствам мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Закрепить правила общения со сверстниками взрослыми людьми.

Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.

  Повышение ребенком уверенности в себе

 Повышение пед.культуру поведения  родителей, вызвать интерес к конкурсам .

Программное содержание.

Обсуждение, анализ

 Беседа, чтение стих, сказки

 Показ, наблюдение

Чтение стих, показ, обсуждение, поощрение

Методические приемы.

Пособие 

Маски мышек

Оборудование.

Чтение русских народных сказок

Худ. слово.

 Чтение русских народных сказок

 Конкурс «Любимые сказочные герои» в эмоциях

Участие родителей

  1. Беседа на тему «Язык жестов и движений»  И.А.Пазухина  «Давайте познакомимся» стр. 120
  2. Упражнение  «Расскажи стихи руками»  И.А.Пазухина  «Давайте познакомимся» стр. 122
  3. Подвижная игра «Сорви шапку» Семенака с.58
  1. Подвижная игра «Менялки» Пасечник с 98

Название мероприятия

Март  3 неделя

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, дать дополнительные сведения о значении жестов.

Продолжать учить детей быть внимательными  к друг другу , говорить комплименты.

Вызвать у детей положительные эмоции.

 Учить расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.

 Развивать коммуникативные навыки, активность детей

Программное содержание.

Показ, поощрение

  Объяснение, игра

 Чтение стих, обсуждение, анализ ситуаций

Методические приемы.

Шапка

Маски  героев сказки  «Колобок»  старика, старухи, колобка….

Стулья 

Оборудование.

Стих «Две мартышки»

Михалков «Дядя степа»

Худ. слово.

Костюмы старика, старухи

Игра на дудочке

Атрибуты милиционера

Развивающая

среда

Чаще говорить комплименты

Поиграть эпизод встречи с ребенком

Участие родителей

  1. Составление рассказов на тему: «При солнышке светло, а при матушке – добро» 

    2.  Сюжетно – ролевая игра «Праздник именинников» Шипицына       с.264

    3.   Дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц» Шипицына с.269

     4.  Беседа «Как тебя называют» Шипицына с.344

Название мероприятия

Март  4 неделя

Вызвать у детей и родителей положительные эмоции, чувство гордости друг за друга.

Воспитание чуткого и заботливого отношения  к матери.

  Научить детей веселиться и радоваться вместе с другими.

  Учить детей замечать небылицы, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; вызвать хорошее настроение.

Учить детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.

Программное содержание.

Соревнование игры, подвижные инсценировки

Рассматривание рисунков детей, беседа, обсуждение

Инсценировка танец, игра

  Чтение небылиц, беседа

   Беседа, обсуждение, разыгрывание ситуаций

Методические приемы.

Спортивный инвентарь

Шары, угощения, маски медведя, кошки, зайца

Оборудование.

 Стих о маме, сказка «Семь дочерей

Стихи - поздравление

  Чуковский «Путаница» и др

Худ. слово.

Медали победителям

  Мамин портрет 

  Угощение

  Разыгрывание ситуаций

Развивающая

среда

  1. Конкурс стенгазет для родителей «Мир эмоций» 

   2.   Дидактическая игра «Скажи по – другому» Горькова с.130

   3. Игра – драматизация «Письмо о радуге» Шипицына с.361

   4. Беседа на тему «Зависть»  Работа с пословицами и поговорками  «Хороша рыба на чужом блюде»,  «В чужой лодке всегда больше рыбы», «Завистливому свой хлеб не сладок»

Название мероприятия

Апрель 1 неделя

Познакомить детей с чувством «Зависть», объяснить, почему нельзя быть завистливым человеком. Завистливый человек всегда недовольный, у него плохое настроение….

Формировать представления у детей о возможности передачи различных чувств в письме.

Формировать у детей представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками; воспитывать желание у мальчиков защищать девочек, помогать им.

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к происходящему в окружающем мире.

Учить детей придумывать определения к словам.

Программное содержание.

Беседа, игра - инсценировка

  Чтение пословиц и поговорок, показ, обсуждение.

Методические приемы.

Сюжетные картинки

Кукла 

Оборудование.

Стихи о мальчиках и девочках

Николаевская «Пять чувств

Худ. слово.

Беседа с детьми

Консультация для родителей «Главные условия  для воспитания в семье»  

Конкурс стенгазет для родителей «Мир эмоций» 

Участие родителей

  1. Дидактическое упражнение «Тренируем эмоции»

     2.  Подвижная игра «Измени настроение»

    3.  Музыкальное занятие «Настроение музыки» (специалист МУЗО)

       4.   Занятие «Девочки и мальчики» И. А. Пазухина стр. 128

Название мероприятия

Апрель  2 неделя

 Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Вызвать у детей и их родителей положительные эмоции.

  Помочь детям увидеть разное настроение. 

  Воспитывать в детях эстетический вкус; учить определять настроение музыки.

Расширять представление детей о школе; развивать ловкость; помочь понять содержание басни, заучить ее наизусть.

Программное содержание.

Мимика, пантомимика, музыкотерапия 

Игры – аттракционы.

   Показ, объяснение, наблюдение, анализ

   Беседа, слушанье музыки

 

Методические приемы.

Кассета с записью, карточка

 

Музыка.

Музыкальные инструменты

Оборудование.

Загадки о растениях 

 Стихи 

Крылов «Зеркало и обезьяна»

Худ. слово.

Зеркало 

 Слушанье музыки

 Задание Вини - Пуха

Развивающая

среда

Предложить угадать эмоции у ребенка

Подготовка к физ. досугу

Посадить рассаду вместе с ребенком

 Дать возможность помогать ребенку дома

Участие родителей

  1. Беседа о хороших качествах человека. Горькова с.166
  2. .Упражнения  - релаксация «Волшебный сон» Корепанова с.146

3. Подвижная игра «Поварята» Корепанова с.39

4. Сюжетно – ролевая игра «Мы уже большие»

  1. «Школа вежливости  - улыбка. Семеренко с. 40

  1. Беседа «Человек без друзей что дерево без корней» Курцева с.58

Название мероприятия

Апрель   3 неделя

Совершенствовать умение детей достойно вести себя, оказывать внимание, помощь окружающим. 

Развивать умение расслаблять мышцы шеи.

  Вызвать у детей позитивное восприятие друг друга.

Закрепить с детьми виды профессий; знания о работе своих родителей.

Научить детей правилам хорошего поведения.

  Дать детям представление о том, как важно иметь друзей, общаться с ними.

Программное содержание.

Беседа, обсуждение, анализ

 Тренинг, показ

  Наблюдение, показ, обсуждение

Методические приемы.

Материал для счета, часы, бумага, карандаши

 Атрибуты для игры

Оборудование.

Часы

Задания Шарика

  Пословицы о дружбе

Развивающая

среда

  1. Итоговое родительское собрание.   «Увлекательный мир эмоций»
  2. Театрализованная деятельность «Муха – цокотуха»

   3.   Дидактическая игра «Секрет» Кряжева с.65

   4.    Дидактическое упражнение «Театр масок» Пасечник с.71

Название мероприятия

Апрель  4 неделя

Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.

  Помочь детям преодолеть трудности в общении.

Способствовать снятию нервного напряжения у детей

Способствовать семейной сплоченности, улучшение взаимоотношений.

  Познакомить родителей с возможностью использовать метод проекта в детской деятельности в семейных условиях.

Программное содержание.

Беседа, чтение сказки, обсуждение, поощрение

  Показ, игра, наблюдение

 Обсуждение 

Выступление педагогов, детей, специалистов, обсуждение, беседа

Методические приемы.

Карточки с рисунками, бумага, карандаши

  Сундучок с «секретами

  Природный материал

 Диагностический материал

Оборудование.

Сказка «У солнца»

Худ. слово.

Карточки с рисунками

Сундучок с «секретами»

Выставка 

Развивающая

среда

Итоговое родительское собрание.   «Увлекательный мир эмоций»

       Заинтересовать родителей, участие в беседе.

Участие родителей

  1. «Школа вежливости  - Ты и Вы, тема. Семеренко с.38

    2.    Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

     3.    Подвижная игра «Мы веселые ребята»

    4.     Беседа о труде взрослых весной

Горькова с.157

    5.    Игры – соревнования

    6.    Разучивание стихотворений о весне.

Название мероприятия

Май  1 неделя

Закрепить знания детей при общении с взрослыми, детьми.

Расширить знания детей о мире книг, правилах поведения в библиотеке.

Продолжать учить детей играть дружно, быть внимательными друг другу.

Воспитывать любовь к труду на земле; упражнять в пересадке рассады.

Развивать ловкость, чувство ответственности за свою команду.

Закреплять и углублять знания детей о явлениях природы; учить понимать произведения искусства.

Программное содержание.

Обсуждение, поощрение, наблюдение, заучивание пословиц

Наблюдение, анализ, беседа

  Обсуждение, посадка рассады.

   Заучивание стихов

Методические приемы.

Пособие 

Атрибуты к игре, книги

Оборудование.

Стих «Разговор ни о чём»

Загадки о весне

Стихи Тютчева Фета, Орлова

Худ. слово.

Задания Шарика

 Детские книги

Рассада в ящике с землей

Развивающая

среда

Положительный пример

Посетить вместе с ребенком библиотеку.

Приобщать ребенка к труду

Участие родителей

  1. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по маршруту «Вежливости и добрых дел» Горькова с.169
  2. Беседа о празднике «Дне Победы» Горькова с.171

  1. Посадка овощей в огороде (на территории детского сада)

  1. Беседа о родственниках, которые воевали. 

    5.       Изготовление открыток к празднику «День Победы»

Название мероприятия

Май  2 неделя

Воспитывать у ребенка чувство сострадания, милосердия; вызвать интерес к искусству.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности за Родину.

 Упражнять в посадке овощных культур.

  Воспитывать у детей чувство гордости за своих родных.

Развивать ловкость, быстроту, гибкость; вызвать хорошее настроение.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, желание поздравить родственников с праздником

Программное содержание.

Беседа, чтение стих, обсуждение

Методические приемы.

Кассета с записью, краски, бумага, кисти

Картины художников

  Фото 

  Спортивный инвентарь, маски, костюмы героев

Цветная бумага, картон, ножницы

Оборудование.

Заходер,  Пушкин стих

 Стихи Ходырева, Михалкова

Пинясов «Грядки»

 Поздравления детей

Худ. слово.

Картины художников по эмоциям

Фото

Маски, костюмы героев

Открытки к празднику

Развивающая

среда

Развивать кругозор ребенка

  Посетить памятник погибшим воинам

Дети самостоятельно дарят открытку

Участие родителей

  1. Диагностика «Социально – эмоциональное развитие дошкольников»
  1. Рисунок «Семейный портрет» (специалист ИЗО)
  1. Диагностика анкета для родителей (психолог)
  1. Упражнение «Найди друга» Кряжева

Название мероприятия

Май  3 неделя

Изучить уровень социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Закрепить положительное отношение к своей семье.

Выявить уровень семейного воспитания.

Вызвать у детей положительные эмоции по отношению  друг другу.

Вызвать у детей положительные эмоции.

Закрепить полученные знания детей о семье.

Программное содержание.

Беседа, рассказ, чтение стих, обсуждение

   Обсуждение, анализ, наблюдение 

   Анкета 

  Диалог, игра, поощрение

  Театрализация, показ, наблюдение, диалог

Игра, обсуждение, награждение

Методические приемы.

Семейные фото, рисунки детей, картинки

   Краски, кисти, бумага

  Ручка

  Платок 

  Атрибуты для героев сказки

  Картинки, карточки, награда

Оборудование.

Рисунок

Цветик – семицветик

Медали победителям

Развивающая

среда

     1.  Чтение рассказа Лебедева «Обещание»

     2.     Дидактическое упражнение «Тренируем эмоции»

Название мероприятия

Май  4 неделя

Изучить уровень социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Подготовить ребенка к будущей роли школьника.

Показать детям важность,  значения слова «обещаю».

Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Познакомить родителей с психическими и социальными изменениями у ребенка.

Вызвать положительные эмоции у детей и родителей.

Программное содержание.

Беседа, рассказ, чтение стих, обсуждение

  Чтение рассказа, обсуждение

Мимика, пантомимика, музыкотерапия

Методические приемы.

Картинки 

Книги

Оборудование.

Загадки 

Рассказ «Обещание

Стихи, песни

Худ. слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально - эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

          Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становлени...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».

Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности.  Негативн...

Игры для развития социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

В методической разработке представлены игры-имитации, этюды по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста....

Методическая разработка в рамках парциальной программы "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Сценарий занятия "Колыбелька для Снежинки"(для детей старшего дошкольного возраста)Блок; "Палитра Эмоций""Разнообразие эмоций в цвете"....

Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

В последние годы появляется все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития. Эмоционально-нравственное развитие дошкольников - педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с ...