"Играй свирель"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Агафонова Елена Юрьевна

Данная музыкальная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет сроком обучения 1 год. занятия 1 раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igray_svirel_34_ch_detskiy_sad.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДЕНА

 ___________________                                          На педагогическом Совете

                                                                                    ГБДОУ д/с№3

____________________                                       ________________________

Дополнительная Образовательная программа

«Играй, свирель!»

Возраст детей- 6- 7 лет

Срок реализации программы- 1 год

Автор:  музыкальный руководитель      Агафонова Е. Ю.

Санкт- Петербург

2014 г.


Пояснительная записка

   Программа по обучению детей игре на свирели рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

    Игра на свирели помимо развития общемузыкальных способностей способствует развитию музыкального и фонематического слуха. Методика обучения игре на свирели включает в себя элементы Орф-педагогики, а также систему ритмического воспитания преподавателя СПб консерватории Н. Бергер.

    Главной целью обучения игре на свирели является приобщение детей к музыкальному творчеству, активному музицированию. Древняя китайская мудрость говорит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

    Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам:

    1. Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает очень

красивым тембром, близким к человеческому голосу.

    2. Свирель  может освоить почти каждый ребенок.

    3. Свирель- это мостик к блокфлейте и деревянным духовым инструментам из-за близости аппликатуры.

    4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений.

    5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки, писали свои творения  и для свирели.

    В мире существуют три знаковые системы - буква, цифра, нота, две из которых осваиваются всеми. Что касается третьей, то она остается привилегией, доступной только тем детям, чьи родители, осознавая необходимость всестороннего развития ребенка, даже не претендуя на дальнейшую профессиональную направленность, отдают его учиться в музыкальную школу. А ведь есть профессии, в том числе связанные с современными технологиями, которые предполагают хотя бы начальное знание музыкальной грамоты. Без этих знаний невозможно программирование звука (с этой проблемой сталкиваются школьники, изучающие информатику), а программист – одна из перспективных специальностей. Эти же знания необходимы для профессии звукорежиссера.

    Являясь духовым инструментом, свирель одновременно может решить вопрос дыхательных упражнений, став оздоровительным моментом, так как правильным типом дыхания при игре на духовых инструментах является диафрагмальное дыхание, которое решает оздоровительные задачи.

    Взяв в руки свирель, каждый ребенок с первых занятий учится музыке через собственное музицирование. При этом ребенок становится проводником всех идей композитора,

пропуская через себя мысли и чувства, передаваемые звуками. Кроме того, так как инструмент есть у каждого, работают все учащиеся, на занятиях нет пассивных слушателей.


Цель программы:

  1. Сформировать у детей желание и потребность активно общаться с музыкой – музицировать.

Обогатить музыкально-слуховой опыт детей в процессе общения с музыкой.

Дополнить и расширить знания, умения и навыки, которые дети получают на основных музыкальных занятиях.

Пробудить интерес к звуковому разнообразию мира.

Содействовать развитию всех компонентов здоровья ребенка: психофизического и духовно-нравственного.

Выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее развития.

Образовательные задачи:

  1. Расширить представления детей в рамках образовательного курса «Музыка».
  2. Научить играть на свирели.
  3. Овладеть навыками импровизации.
  4. Научить понимать и пользоваться музыкальной терминологией.
  5. Овладеть навыками нотной грамоты.
  6. Уметь донести до слушателей муз. образ исполняемого произведения.
  7. Заложить основы музыкальной культуры.

Развивающие задачи:

  1. Развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
  2. Развивать фантазию, творческое воображение.
  3. Развивать индивидуальные интересы и способности.
  4. Развить стойкий интерес к музыкальному творчеству и музыкальному искусству в целом

Воспитательные задачи:

  1. Сформировать познавательный интерес к музыкальной культуре.
  2. Сформировать эстетическую потребность  в посещении концертных залов,  муз.театров,

      создании  домашней фонотеки с шедеврами музыкального искусства.

3.   Уметь работать самостоятельно и в коллективе.

Педагогические принципы, положенные в основу программы.

  1. Принцип индивидуального и группового подхода.
  2. Принцип сочетания коллективной и индивидуальной работы.
  3. Принцип культуросообразности.
  4. Принцип использования здоровьесберегающих технологий.
  5. Принцип взаимопонимания и взаимоуважения.

Условия реализации образовательной программы:

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста

от 6 до 7 лет. Срок реализации программы – 1 года.

Для осуществления этой программы необходимо:

- наличие инструментов (свирелей) у каждого ребенка

- наличие хорошей материально-технической базы

- методическое оснащение

Формы и режимы занятий:

Формы занятий: коллективные,  групповые, индивидуальные

Методы, используемые на занятиях:

  • показ руководителя
  • беседа
  • объяснение
  • прослушивание записей

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

При необходимости, проводятся дополнительные индивидуальные консультации для детей.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны

  • слушать и слышать друг друга
  • понимать и пользоваться музыкальной терминологией
  • различать музыкальные стили и направления
  • овладеть навыками нотной грамоты
  • осознанно пользоваться средствами музыкальной выразительности при исполнении музыкальных произведений
  • освоить  навыки игры на свирели.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Результатом работы становятся выступления солистов и ансамбля свирелей на праздниках, участие в районных и городских конкурсах и фестивалях.


Первый год обучения

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Исполнительская установка

2

1

1

2

Основы постановки рук и пальцев

3

1

2

3

Освоение основных приемов исполнения

9

2

7

4

Музыкальная грамота

8

2

6

5

Дыхание

3

1

2

6

Артикуляция

3

1

2

7

Звукообразование

3

1

2

8

Импровизация

3

1

2

                                                                Итого:

34

10

24

Содержание   программы первого года обучения

  1. Исполнительская установка. Знакомство с инструментом. Положение корпуса  и головы. Правила игры сидя, стоя. Сохранение правильной исполнительской установки.
  2. Основы постановки рук и пальцев. Положение рук при игре. Свободное движение рук в локтях. Постановка пальцев на свирели. Двигательные упражнения. Движения рук и пальцев.
  3. Освоение основных приемов исполнения. Нон легато. Легато. Аппликатура.

     Основной диапазон.

  1. Музыкальная грамота. Освоение нотной записи. Простейшие ритмические рисунки. Ритмический аккомпанемент.  Игры с ритмом.
  2. Дыхание. Исполнительское дыхание. Отличие физиологического дыхания от исполнительского. Опора. Игры на дыхание.
  3. Артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Навыки правильной артикуляции.

     Активизация артикуляционного аппарата.

  1. Звукообразование. Атака. Остановка выдоха. Движение языка.
  2. Импровизация. Импровизации на одном – трех звуках. Метрические и аметрические импровизации.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения учащийся должен:

  • освоить основные приемы игры
  • освоить навыки исполнительского дыхания, уметь исполнять произведения содержащие небольшие по объему фразы
  • освоить навыки правильной артикуляции
  • уметь читать запись простых муз. произведений и ритмических рисунков
  • импровизировать в диапазоне терции, с использованием простейших ритмов

Примерный репертуар.

Первый год обучения

Народные наигрыши. Исполнение одноголосных попевок.

Звуки «си – ля», позиция 1-2.

Народные попевки.

Импровизированная игра –

ритмизация.

«Баркаролла» Ж..Оффенбах.

«Колыбельная» р.н.п.

Сочинение мелодии.

«Уж как зоренька-заря» р.н.п.

«Аллилуйя» В. Моцарт

«Баркаролла», «Колыбельная»,

 «Здравствуй, утенок»  в.н.п.

«Во поле береза стояла» р.н.п.

«Петушок» б.н.п.

«Колыбельная» Е. Крылатов

«Пастушья песня» фр.н.п.

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

«Сонная песенка» Р. Паулс

«Колыбельная» И. Дунаевский

«Белка» А. Березняк

«Дождик» н.п.

«Пой, пой» Л. Прима.

«Камышинка-дудочка» Е. Поплянинова

«Rocking goose» амер.н.п.

«Танец» В. Моцарт

«По дороге домой» Э.Градески


Литература

Специальная литература для учителя.

 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1965                                                 Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К. Орфа.Л.Музыка,1970

Вейс В.Ступеньки в музыку.

Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.,1975

Петрушин Музыкальная психология М.,1997

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975

Эльконин. Психология игры. Москва. Просвещение.1978 г.

Яворский  Б.Л. Строение музыкальной речи М., 190 8 г.

                                             

Методическая литература для учителя.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.,2000

Апраксина О. Методика музыкального воспитания. Москва. Просвещение.1983.

Белобородова  В.Развитие музыкального слуха Москва, АПН, 1956 г.

Бырченко П.С. С песенкой по лесенке Москва, Музыка, 1982 г.

Добровольская Н., Орлова Н . Что надо знать учителю о детском голосе.

Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренаж Санкт-Петербург 1996 г.

Играем на концерте. /  Сост. Евтух Е. , СПб.,1999.

Жилин В. «Блокфлейта в 1 классе» Челябинская обл. 1997 г.

    В.  Жилин В. «Дразнилки» (упражнения для блок флейт) Челябинская обл. 1997 г.  

         Жилин В.«Чемодан с сюрпризом» (упражнения для блокфлейты) Чел. обл., 1998г.

Космовская М. Научно-методическое руководство игры на свирели. Курск,1993

Космовская М. Девять уроков игры на свирели.1995 .

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб-метод пособие, М. 2001        Начальные уроки игры на блокфлейте /  Сост. Покровский А., М., Музыка,1982.

Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах, М.1982.

Рокитянская Т. Обучение игре на блокфлейте в группе // Искусство в школе.1998, №1.

Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993

Островский А.  О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании

современной музыки. Сб. «Вопросы методики воспитания слуха» Ленинград, 1967 г

Струве Г. Музыка для всех Москва Молодая гвардия, 1978 г.

Струве Г. Хоровое сольфеджио Москва, Музыка, 1986 г.

Смелова Э. «Свирель поет» Москва 1991 г.

Стулова Г.П. Что необходимо знать учителю-хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми. М., 2003

Школяр Л., Красильникова М., Критская Е., Усачева В., Медушевский В., Школяр В.  Теория и методика музыкального образования детей М., 1999.

Пособия для учащихся

   

Аудио и видео материалы с записями выступлений лучших  образцов хоровых коллективов, солистов.

Энциклопедический словарь юного музыканта М.,1985

Музыкальные энциклопедии и словари для детей.

      Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М., Музыка, 1991.

      Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. СПб,1998 г.

 

   

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...

Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....

Играем на свирели

Статья из опыта работы музыкального руководителя детского сада...

Авторская программа по дополнительному образованию (обучение детей игре на свирели) "Свирелька"

Есть слово – и оно едино,                                 Россия. Этот звук – свирель.        ...

статья "Участие в конкурсе "Играй, свирель"

статья "Участие в конкурсе "Играй, свирель"...

"Играй, свирель!"

26 апреля 2019 года на базе МАОУ СОШ №9 состоялсяX городской, V региональный, IV всероссийский очно-заочный конкурс юных исполнителей «Играй, свирель!», посвященный Году культуры в Российс...

статья "Играй свирель"

26 апреля 2019 года на базе МАОУ СОШ №9 состоялсяX городской, V региональный, IV всероссийский очно-заочный конкурс юных исполнителей «Играй, свирель!», посвященный Году культуры в Российс...