«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
статья по окружающему миру по теме

Москалева Мария Ивановна

Данный материал раскрывает опыт работы Кривошеевой Светланы Вячеславовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.rar952.79 КБ
Файл proekt.rar37.87 КБ
Файл nod_1.rar34.38 КБ
Файл moy_gorod_.rar1.92 МБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

(Из опыта работы Кривошеевой Светланы Вячеславовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

«Те высокие, нравственные, этические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого

 человека и которые способны вдохновить

его на большие дела и на благородные поступки,

 не даны ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства, под влиянием социальных условий

жизни и воспитания»

 А.В. Запорожец.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, неполноценности или отчаяния и др.). И в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.). К коллективу (чувство коллективизма, солидарности); к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как например, справедливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.

К концу дошкольного детства, внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредствами чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка, своеобразно установленным эстетическим, этическим требованиям общества. 

Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.

Актуальность

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину» (Д.С. Лихачев)

Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось. Что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые  не имеют четких очертаний.

Обращение к проблемам нравственно-патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной  плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.

Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом,  пусть маленьком деле.

Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет, привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний и у него наступит психологическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле».

 Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.

Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.C:\Users\1\Desktop\кривошеева\100_4801.JPG

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».

Понимая актуальность темы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, я, набрав новую группу малышей, определила для себя тему, цель и задачи «Нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Цель:

Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им. 

Задачи:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами);
  • вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны;
  • воспитывать любовь и уважение к людям труда;
  •  развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям;
  •  формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Методологическая основа – программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В.Котовой; программа приобщения ребёнка к социальному миру «Я — человек» С.А.Котовой; «Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду» Н.А.Ветлугиной; «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А.Алябьевой; «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста» О.В.Солодянкиной; «Игротерапия общения» М.А.Панфиловой.

Теоретическая основа – « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Маханева М. Д.; «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» Кокуевой Л.В.; «С чего начинается Родина?» Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений города; «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Новицкой М.Ю.; «Воспитание детей на традициях народной культуры» Ватмана В.П.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алёшиной Н.В.; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александровой Е.Ю., Гордеевой Е.П., Постниковой М.П.

Работа над данной проблемой началась с сентября 2012 года. Планируемая дата окончания – май 2014 года.

При отборе материала по нравственно-патриотическому воспитанию мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Начиная работу по нравственно-патриотическому воспитанию, определила, прежде всего, для себя:  педагог сам должен хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик. Высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, рабочие.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей. В другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлопкоробов и т.д. замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, палеховские мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.  C:\Users\1\Desktop\кривошеева\100_4699.JPG

Значит и я, как педагог, в первую очередь должна хорошо знать историю своего города, его обычаи, устои, его людей – известных и не очень – обычных простых жителей моего города Свободного. Поэтому, в первую очередь я занялась изучением литературы по истории города. Посетила наш краеведческий музей. Собрала фотографии, отражающие прошлое и настоящее моего города. Изучила методическую литературу по нравственному и патриотическому воспитанию.

Разработала проект, направленный на привлечение дошкольников к изучению родного города Свободного. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей (Приложение 1).

Организуя работу по вопросам нравственно-патриотического воспитания, опираюсь на такие виды деятельности как: проектная, игровая и художественно-продуктивная.

Отобрала наиболее приемлемые формы и методы работы с детьми.

Методы. Формирование у детей 5-6 лет нравственных качеств происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым. Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат. Таким образом,  активные методы обучения - это обучение в деятельности.  

Мною широко используются следующие группы методов:

  • методы формирования нравственно-правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, рассказы; обсуждение произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.
  • методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; использование творческой игры; соревнование;
  • методы поощрения и стимулирования нравственного поведения.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми нравственных норм и правил, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям, любви к родному краю, своей малой родине.

В старшей группе уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако, было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны, в которой они живут. И задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

  • люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, магазинах… они всегда готовы помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
  • в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов;C:\Users\1\Desktop\кривошеева\занятие Кривошеевой\100_1335.JPG
  • здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
  • в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
  • здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
  • каждый человек, любящий родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие – то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений, лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Для формирования у детей элементарных нравственных представлений важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Провожу ролевые театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии коммуникативных умений и навыков. С детьми организую  проблемно-поисковую деятельность, создаю условия для продуктивной деятельности (сбор материала для мини-музея «Русская изба», фотографий города Свободного…).

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное нравственное чувство, понятие, использую сказки, стихи, пословицы, поговорки. Знакомство детей на материале сказок провожу осторожно - ведь в сказках существует иногда совсем иная оценка действий героев.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Ответить на эти вопросы сегодня – значит установить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.C:\Users\1\Desktop\кривошеева\занятие Кривошеевой\100_0826.JPG

Устное народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает, его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств у ребенка, приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, слепо следует усвоенным правилам поведения.

В детском саду, нередко, на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.

Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают:

  • как дружба помогает победить зло;
  •  как добрые и миролюбивые побеждают;
  • что зло наказуемо.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный. C:\Users\1\Desktop\кривошеева\занятие Кривошеевой\100_0827.JPG

Устное народное творчество я использую во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например,

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
  2. Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.
  3. Театрализованные занятия, с  использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.
  4. Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
  5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.
  6. Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Проживая с детьми,  любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, как «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово» и др.

Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду  начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей. Очень ими любимы и  создают настоящее праздничное настроение.C:\Users\1\Desktop\кривошеева\занятие Кривошеевой\100_0824.JPG

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.

Для самостоятельной детской деятельности в группе были созданы условия для организации сюжетно-ролевых игр: «Магазин» (весы, счеты, муляжи продуктов), «Библиотека» (читательские билеты, формуляры, книги-малютки, закладки), «Театр» (костюмы, маски, разные виды кукольных театров…) Организован уголок – центр книги,

Центральным звеном в ознакомлении детей с родным краем стал центр краеведения, где мои дети могут, в условиях ежедневного свободного доступа, закреплять знания о родном городе, крае, стране.

В соответствие с этим, подобран материал о городе Свободном, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике города и его замечательных людях. В центре краеведения мы разместили альбомы «Моя семья», «Моя улица», «Мой город Свободный», макет микрорайона детского сада, а также мини-музей «Русская изба». Самостоятельная игровая деятельность в этих центрах помогает детям использовать полученные знания на практике.

Сравнительные результаты мониторинга сформированности знаний о родном городе моих воспитанников – наглядное доказательство того, что мною была правильно выбрана стратегия и тактика по данному направлению работы.

Диаграмма 4.

Мониторинг диагностики по выявлению уровня знаний детей о своем родном городе (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить положительную динамику в ответах детей.

Задача моя, как педагога, воспитателя, состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы нравственно-патриотического воспитания, активно привлекая к этому процессу родителей.  Не останавливаться  на достигнутом, продолжать искать новые пути. Цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать.  

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Опыт работы показал, что  позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Моя родина — Свободный»

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Автор проекта – воспитатель старшей группы МДОБУ д/с № 20      г. Свободного – Кривошеева Светлана Вячеславовна.

Участники проекта — воспитатель старшей группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, дети старшей группы, их родители.

Раздел программы / область:

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/99/4746/images/image001.png

Тип проекта — информационно-творческий, продолжительный (ежемесячная работа в течение учебного года).

Возрастная группа — старшая.

Наличие межпредметных связей — разные виды деятельности:

  • Познавательно-исследовательское;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Художественно-продуктивная;
  • Музыкальная.

Актуальность:

  • систематизация накопленного педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;
  • создание единого образовательного пространства, включающего группу и семью;
  • недостаточная информированность родителей по данной теме;
  • реализация творческого потенциала коллектива группы.

Цели работы над проектом:

  • воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;
  • приобщение к истории и культуре родного города;
  • расширение кругозора.

Задачи:

  • расширить и углубить знания детей о городе Свободном, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
  • формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  • развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение нравственного уровня воспитанников;
  • расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;
  • развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
  • преобразование предметно-игровой среды группы;
  • организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
  • укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
  • появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;
  • ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа:

I этап — запуск проекта, сентябрь 2012 года

II этап — планирование и реализация проекта, 2012-2014 год

II этап — подведение итогов, май 2014     

На первом этапе наша цель — выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.

На этом этапе работы были запланированы такие мероприятия, как:

  • экскурсии по улицам города;
  • выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;
  • с целью выявления знаний детей о городе провели дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;
  • вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «Моя родина – Свободный».

На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, педагоги. Для осуществления проект были проведены следующие мероприятия:

  • рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин Свободненских художников (экскурсия в Дом-музей имени Петра Комарова), просмотр видеоролика «Памятники г. Свободного»;
  • чтение книг о родном городе, стихов, рассказов Свободненских поэтов и  писателей (А. Падалко, Ю. Тарасова, Г. Соснина, Г. Шумейко);
  • целевая прогулка — «Стройка высотного дома» (строящийся дом на ул. Новый Быт-Серова, профессии, техника);
  • экскурсия в детскую библиотеку («Стихи и песни о городе Свободном» автор Г. Шумейко);
  • экскурсия на почту. Составление письма Деду Морозу в Великий Устюг;
  • экскурсия по памятным местам города;
  • прослушивание музыкальных произведений: песни о городе Свободном;
  • цикл занятий по ознакомлению с родным городом:
  • «История возникновения родного города»;
  • «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.);
  • «Свободный – город спортивный» (экскурсия на стадион «Торпедо», Спартакиада «Амурчата – спортивные ребята»,  «Веселые старты»);
  • «Правила безопасности в городе. История создания светофора»;
  • Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна»;
  •  «Мы – горожане» (правила этикета);
  • «Знакомство с символикой города Свободного (герб, флаг);
  • «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).
  • Учитывая, что детская игра — одно из самых важных направлений организации жизни детей в дошкольном учреждении и познавательные процессы легче развивать в игре, в рамках проекта спланирована игровая деятельность:
  • дидактические игры: «Какой наш город», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Свободненские рифмы», «Подбери словечко», «Ошибки художника» и т. п.;
  • сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».
  • детская художественно-продуктивная деятельность:
  • конкурс рисунков «Праздники нашего города»;
  • занятие по изодеятельности «Течет река Зея»;
  • рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица видна»;
  • коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы — пешеходы», «Мы — юные спортсмены» и т. д.;
  • конструирование «Наша игровая площадка».

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. С этой целью мы провели игру «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?». Далее были использованы такие формы работы, как:

  • проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…";
  • издание книги «Город будущего» (совместная деятельность детей и родителей);
  • изготовление совместно с детьми макетов «Мост через реку Зея».
  • составление картотеки стихов и песен о городе. Свободном;
  • изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада»;
  • Выпуск газеты «Наш любимый город Свободны» (периодичность раз в квартал)
  • 1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;
  • 2-ой выпуск — «Новогодний Свободный»;
  • 3-ий выпуск — «С днем рождения, любимый город».
  • Совместное итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город»

Оснащение педагогического процесса:

  • создание в группе мини-центра «Мой город»;
  • выставка книг Свободненских писателей и поэтов;
  • создание альбомов о городе Свободном;
  • оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);
  • оформление фотоальбомов «Времена года в Свободном», «Где мы были» (по материалам экскурсий);
  • подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • обновление и изготовление дидактических игр по теме;
  • создание игровых ситуаций: «Строим город Свободный», «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета».

В завершение работы над проектом праздничная программа «С днем рождения, любимый город!» с участием родителей, презентация книги «Город будущего»



Предварительный просмотр:

Конспект модели НОД

Кривошеева Светлана Вячеславовна,

воспитатель МДОАУ д/с № 20 г. Свободного

Организованная образовательная деятельность в  подготовительной группе (совместно с родителями)

Тема: «Мой любимый город»

Слайд 1

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом.

Слайд 2

Образовательные задачи:

  • Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях.
  • Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о  гербе  и флаге г. Свободного.
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, работать над развитием связной речи.
  • Закреплять знания детей о цифрах и порядковом счете от 1 до 10.
  • Закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихи.

Слайд 3

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, подбирать рифмы к четверостишиям.
  • Развивать чувство ритма, двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Развивать мыслительные операции: память, мышление, умение анализировать и обобщать.

 Слайд 4

Воспитательные задачи:

  • Вызывать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город.
  • Продолжать учить детей работать согласованно, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

 Слайд 5

Методы и приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации
  • упражнения на логическое мышление и творческого характера,
  • вопросы к детям
  • использование дидактических пособий,  наглядного материала
  • физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Слайд 6

Игровой материал:  

  • Фотографии с видами города Свободного на липучках.
  • Разрезное изображение герба и флага г. Свободного (из 6-8 частей)  
  • Медали с символикой города по количеству детей
  • Игра «Веселый лабиринт»
  • Игра «Свободненские силуэты»
  • Ватман, картинки с видами Свободного, клей, листы желтой бумаги для коллективной работы по аппликации.
  • Мультимедийная установка, презентация «Мой любимый город»

Слайд 7

Задействованы следующие образовательные области:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Художественное творчество
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Музыка

Слайд 8

Звучит музыка. На экране  фотография города Свободного. Входят дети.

С экрана звучит голос Лунтика:

«Дорогие ребята, здравствуйте!

Очень хотел побывать у вас в гостях и надеялся совершить с вами экскурсию по удивительно красивому городу Свободный. Даже приобрел план-схему вашего города. Но поднялся сильный ветер и унес куда-то мою схему. Мне  нужна ваша помощь. Надеюсь, вы поможете найти этот лист, и мы сможем с Вами пройтись по любимым местам вашего города».

Слайд 9

Педагог.

Ребята, а чтобы попасть в наш город, нужно открыть ворота. Давайте поиграем в эко - произнесем  волшебные слова. Повторяйте за мной слова и действия.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?  (Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули раз, потянули два, потянули три, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).

Покрутили раз, покрутили два, покрутили три (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали раз, постучали два, постучали три, (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга.)

Не  открыли? (пальцы сцеплены в замок).

Педагог.

Посмотрите на экран. Там на воротах висит замок и рядом несколько ключей. Какой из них откроет наш замок? Давайте попробуем. Саша ты как думаешь, какой ключ подойдет к нашему замку? Покажи указкой. Нет, не угадали … Молодцы. Вы справились с заданием, замок открылся, потому что скважина замка имеет такую же форму, как и ключ. Ворота свободны. 

Педагог. Ой, а у стелы  на въезде в город нас встречает гость! Поздоровайтесь с ним, ребята.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей)

Слайд 10

Лунтик: Правильно! Меня так зовут потому, что я прилетел с другой планеты, с какой? (С Луны)

Педагог: Значит твоя родина Луна?

Лунтик: Не знаю. А что такое Родина и зачем она нужна?

Педагог: Сейчас мы вместе с ребятами и их родителями расскажем тебе об этом. Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно!

 Лунтик (младший воспитатель)

Педагог: Давайте немного посмотрим сами и покажем Лунтику нашу Родину. (Звучит Песня о Родине и сменяются кадры фото города). Место, где мы родились, и называется Родина. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их, а родители нам помогут. (Дети начинают, а родители — заканчивают. Например: ребенок говорит: «Нет в мире краше», взрослый заканчивает: «Родины нашей» и т. д.)

«Человек без Родины  –  что соловей без песни»,

«Одна у человека мать, – одна у него и Родина»,

«За морем теплее, – а на Родине светлее»,

«На чужой сторонушке – рад своей воронушке»,

«На чужой стороне – и весна не красна»,

«Всякому мила – своя сторона»,

«Везде хорошо, – а дома лучше»,

«Своя земля – и в горе мила».

Каждый человек любит свою Родину? Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить. Посмотрите, ребята, какой-то листок на стульчике лежит. Может это фрагмент схемы? Возьмем его с собой.  

  Слайд 13

Песня о родине

Дети: 

1. Всю планету обойдете

Места лучше не найдете

Вместе дружно мы живем.

Свободный – наш общий дом!

2. Город мой любимый,

Город мой родной,

Ты зеленый летом,

Осенью цветной.

3.Чистый, белоснежный

Ты стоишь зимой,

А весной ты нежный…

Я горжусь тобой!

4. Пусть ты не столица,

Но люблю тебя,

И знакомых лица

Радуют меня.

5. На большой планете

Городов не счесть,

На реке, на Зее –

Самый лучший есть!

Лунтик: Я понял – Свободный - это ваша Родина. Наверное, это очень хороший город?

Педагог: Конечно, и мы тебе про него сейчас расскажем. Ребята, Лунтик никогда не был в нашем городе, да и схему ветер унес. А на этой схеме были все достопримечательности нашего любимого города Свободного. Я нашла эту схему. Вот она.

(педагог обращает внимание детей на ковролин, который закрыт. Открывает ковролин — на нем силуэты памятных мест.)

Лунтик: Это не моя схема. Какой скучный и неинтересный ваш город. Моя схема была красивая. И я даже немного влюбился в ваш город.

Педагог: Нет, Лунтик, город наш очень интересный — это с твоей схемой что-то случилось. Ребята, мне понадобится ваша помощь.

(Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями. У детей фотографии с видами Свободного. Каждый ребенок показывает свою фотографию, рассказывает, что на ней изображено (библиотека, стадион и т. д.) и размещает на ковролин.)

Черно-белая схема достопримечательностей города.

 Цветные фото интересных мест города

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь нам понадобятся знания ваших родителей. Обращается к взрослым. Скажите, чего не хватает на нашей карте? (Герба и флага)

Ребенок: 

Свой герб делами заслужил

Старинный город наш и славный.

Герб городу подарен был

За честь, за верный труд исправный.

Проводится игра «Собери герб и расскажи о нем»

(Воспитатель предлагает разделиться на 2 команды: 1 команда родителей и  детей собирает герб из нескольких частей. вторая команда – флаг, и рассказывают о нем. На гербе Свободного изображены: мост и  волны реки Зея, на берегу которой стоит город, стела с вечным огнем – героическое прошлое города. На флаге

белый цвет – символизирует город Свободный, желтый – старейший район города – Суражевку, а волнистый синий  - реку Зея.)

 Слайд 12

Герб Свободного

Герб города Свободный

Флаг Свободного

Флаг города Свободный

Педагог: Ребята, Лунтик, посмотрите, какой большой и красивый наш город, какие замечательные Свободненский герб и флаг. И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть.

Лунтик: А что такое солнце? Я его никогда не видел, потому что на Луне солнца нет.

Педагог: Ребята, давайте покажем Лунтику наше яркое солнце.

(На экране  яркий круг-серединка солнца без лучиков.)

- Дети, это похоже на солнце? (Нет) Чего не хватает? (Лучиков) Вы будете называть красивые слова о Свободном и у нашего солнышка появятся лучики.

Дети: Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий, гостеприимный, чистый, зелёный, большой…

(На каждое названное ребёнком слово воспитатель прикладывает к кругу лучик)

Педагог: Посмотри, Лунтик, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом.

Слайд 13

Разминка «Хорошо» (дети стоят в кругу, выполняют движения под музыку и слова педагога):

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце, взявшись за руки и подняв их вверх)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер – дуют и машут руками вверху из стороны в сторону)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (подбегают к мама и обнимают их)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (собравшись в круг, разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом, сложив руки «домиком» над головой)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть свободненцем? (выставляют большие пальцы)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Лунтик: (Лунтик обращает внимание на лабиринты.) А что это за кривые линии? Это такие дороги в вашем городе?

Педагог: Нет, это волшебные лабиринты. Кто правильно по ним пройдет, тот отгадает слово Участником становится тот, кто правильно ответит на вопросы.

- Как называется главный центральная площадь в Свободном? (площадь имени Ленина)

- Как называется кинотеатр рядом с площадью Ленина? (имени Леонида Гайдая).

- Как называется старинный дом в городе, где читают стихи поэты нашего города, выставляют лучшие работы свободненские художники и рукодельницы; даже мы с вами выставляли там свои творческие работы?  (дом имени Петра Комарова).

- Как называются стадионы в Свободном?  (Локомотив и Торпедо).

- Кто назовет имя Героя Советского союза, в честь которого названа улица Каралаша?  (летчик  Дмитрий Леонтьевич  Калараш)

- Кто такой  Григорий Александрович   Каменчук?  (воин-пограничник погибшего в  советско-китайском пограничном конфликте у острова Даманский).

- Как зовут поэта города Свободного, который пишет стихи для детей? (Алексей Падалко).

(Дети, правильно ответившие на вопросы, проходят лабиринт, в конце которого находят цифру. Карточку держат в руках буквой к себе, а цифрой — к детям. Затем ведущий предлагает оставшимся детям перестроить ребят с карточками по порядку с цифрами от 1 до 9 и перевернуть карточки. Должно получиться слово «Свободный»). 

Лунтик: (читает) Свободный. Какие вы молодцы! А что вы еще умеете?

«кривые дорожки» к карте города,  карточки с буквами на обратной стороне и с цифрами — на лицевой 

Педагог:  Лунтик, ты умеешь сочинять стихи?

Лунтик: Нет.

Педагог: Тебя научат наши ребята. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свободненские  рифмы» (подскажи словечко).

1. Мы пришли туда всей группой,

Встали у его дверей.

Прочитали вывеску

Это был……(музей)

2. По городу любимому

Мы весело идем.

Шагаем дружно парами

И песенку……(поем)

3. Навстречу детям мчатся:

Автобусы, такси.

А детям очень нравится

По городу……(идти)

Лунтик: Я понял, почему ваш город такой замечательный, ведь там живут такие дружные люди, как вы. Мне у вас очень понравилось, но, к сожалению, пора улетать на свою планету. Я обязательно расскажу своим друзьям про вас и ваш город Свободный.

Педагог: Лунтик, не спеши! Мы хотим на память сделать тебе подарок – карту Свободного.

(Родители вместе с детьми делают коллективную работу «Наш город в подарок Лунтику» (аппликация с элементами оригами) и дарят Лунтику.)

Педагог: Наше путешествие тоже подошло к концу. Мы все славно потрудились, и я хочу наградить вас медалями «Знатоки родного города»!

Заготовки для аппликации «Город Свободный», медали, песня «Ты как солнце _ Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...