Непосредственная образовательная деятельность по правилам дорожного движения "Помоги Незнайке"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Аннотация

Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей ГБДОУ, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

Конспект деятельности направлен на закрепление ранее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения.

Структура занятия составлена в соответствии с программным содержанием – в занятии 4 основные части: 1-ая часть введение в игровую ситуацию, 2-ая часть – закрепление правил поведения в транспорте, 3-ая – закрепление значения сигналов светофора, 4-ая – рисование светофора.

Все части занятия взаимосвязаны между собой. Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. Занятие проходит в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pdd.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация 

Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей ГБДОУ, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

Конспект деятельности направлен на закрепление ранее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения.

Структура занятия составлена в соответствии с программным содержанием – в занятии 4 основные части: 1-ая часть введение в игровую ситуацию, 2-ая часть – закрепление правил поведения в транспорте, 3-ая – закрепление значения сигналов светофора, 4-ая – рисование светофора.

Все части занятия взаимосвязаны между собой. Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. Занятие проходит в игровой форме.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………….3

Оборудование для проведения занятия………………………………………5

Предварительные организационные мероприятия………………………….6

Ход занятия………………………………………………………………….....7

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………………15 

Пояснительная записка.

Актуальность: 

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети.   Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.  

Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Следует уделять приобретению детьми опыта поведения на улицах и дорогах через организацию различных видов деятельности.

Новизна:

Большинство занятий по правилам дорожного движения имеет познавательный характер, но целенаправленно не решает задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевых качеств.

Цель:

Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Задачи:

  • Обучающая: закрепление у детей знаний о правилах дорожного движения, дорожных знаках и сигналах светофора через разные виды деятельности;
  • Развивающая: создание условий для развития внимания, мышления. умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний, чувств.
  • Воспитательная: воспитание  культуры поведения на улице, и в транспорте
  • Оздоровительная задача были решена с помощью физкультминутки, смены поз детей и разных видов деятельности.

Условия и особенности реализации:

В группе имеется уголок по ПДД, содержащий необходимый игровой, демонстрационный, информационный, дидактический и методический материал. Занятие входит в проект «В гостях у Светофорика». Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Используемая методика:

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, мотивационный.

Приемы: рассматривание, беседа, художественное слово, загадки, указания, пояснения, самостоятельная деятельность, развитие находчивости и активности, активность детей за счет включения проблемной ситуации, убеждение, поощрение, приход героя.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитать грамотного пешехода и пассажира.
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
  • Закрепление знаний о работе светофора.

Методические советы и рекомендации

Занятия по правилам дорожного движения должны возбуждать у детей интерес к изучаемому предмету. При этом следует учитывать возраст обучаемых, их склонности и общее развитие. Занятие может быть проведено как в первой, так и во второй половине дня.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Оборудование для проведения мероприятия

Кукла Незнайка, письмо от Незнайки, макет: тротуар, проезжая часть, светофор, дорожные знаки «Пешеходный переход», автобус из детских стульчиков, скамеечки, игрушечные автомобили, иллюстрации транспорта, заготовки для рисования светофора, гуашь, кисти, вода

Предварительные организационные мероприятия

Беседы:

«Виды транспорта» (Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово)

     Дидактические игры:

  • «Правила дорожного движения для маленьких» (учит малышей, как правильно вести себя на дороге, знакомит с дорожными знаками, развивает наблюдательность.
  • «Дорожные знаки» (игра для изучения правил дорожного движения)

     Домино «Транспорт»;

Чтение художественной литературы по теме ПДД:

  •  Е. Житков «Светофор»;
  • А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;
  • А. Петров «Я бегу через дорогу»;
  • В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;
  • И. Серяков «Законы улиц и дорог».
  • В. Кожевникова «Светофор»;
  • С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;
  • Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;
  • О.Тарутин «Самый лучший переход».

    Знакомство с дорожными знаками в повседневной жизни.

    Словарная работа: торможение, ушибы, облокачиваться, заранее.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Ребята, в садик, для нашей группы пришло  необычное письмо. Сейчас я его прочитаю. Интересно, от кого же оно?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята. Я попал в беду. Никогда не учил правил дорожного движения, думал, что они мне не понадобятся. Собрался к вам в гости. Но Волшебник Дорожных Наук отправил меня в страну Неразбериха. Помогите выбраться мне отсюда. Я обещаю, что все Правила дорожного движения обязательно выучу! Незнайка».

Воспитатель: Согласны ребята, помочь Незнайке вернуться?

Дети отвечают: Да.

Воспитатель: Чтобы помочь Незнайке вернуться, мы должны с вами выполнить задания Волшебника Дорожных наук.

Итак, 1 задание. Отгадайте загадки:

Я песок погрузил,
Он сам отвез и сам свалил.
Мне в работе помогал
Этот чудо-...(самосвал)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)

Что за чудо – этот дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)

Дом чудесный – бегунок.
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге!
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (трамвай)

Он и в поле, и на стройке,

Он почетный трудовик.

Тяжесть он выносит стойко,

Возит грузы …(грузовик)

Лавки, крыша-козырек

И с мороженным ларек!

Вам знакома обстановка?

Это место -...(остановка)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути дорожный…(знак)

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Загадки отгадали. А, теперь отправляемся

спасать Незнайку на автобусе. Занимайте свои места.

(Дети рассаживаются в автобусе, сделанном из стульчиков)

Воспитатель: Пока едем, давайте вспомним как надо вести себя в транспорте? А помогут нам в этом знаки:  красный запрещающий, синий разрешающий.

(Дети рассказывают, начиная словами: пассажирам разрешается; заканчивают: пассажирам запрещается).

Разрешается:

Заходить через заднюю дверь;

Держаться, чтобы при торможении не получить ушибов;

Пропускать вперед других пассажиров;

Заплатить за проезд;

Уступать место пожилым, больным людям;

Заранее подготовиться к выходу.

Запрещается:

Толкаться;

Высовываться из окна;

Громко разговаривать, шумно вести себя;

Облокачиваться на двери;

Сорить;

Отвлекать водителя.

Воспитатель: Молодцы ребята правила вспомнили. А, сейчас, стоп,

остановка. Давайте выйдем из автобуса. Мальчики помогают девочкам.

 (Работа с макетом улицы)

Воспитатель: Мы вышли из автобуса. Где мы очутились?

Дети: На улице.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Деревья, машины…

Воспитатель: Когда мы ехали в автобусе, как мы назывались?

Дети: Пассажиры

Воспитатель: А как мы с вами называемся сейчас?

Дети: Пешеходы

Воспитатель: Слово «пешеход» нам знакомо. Что должны соблюдать пешеходы и водители?

Дети: Правила дорожного движения.

Воспитатель: Да, правильно.

Волшебник Дорожных наук приготовил 2 задание.

2 задание. Расскажите, где можно переходить дорогу?

Дети: Переходить надо там, где разрешается: по пешеходному переходу. Там стоит знак «пешеходный переход». Здесь и только здесь можно переходить дорогу.

Воспитатель: И как это правильно сделать?

Дети: Надо обязательно посмотреть сначала налево, и если нет транспортных средств, дойти до середины проезжей части – посмотреть направо и при отсутствии транспорта закончить переход.

Воспитатель: Давайте, закрепим правила пешехода:

Дети: Переходи дорогу только в положенном месте;

Дождись, пока все машины остановятся перед переходом или проедут.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнём:

Физкультминутка  «Пешеходный переход»

Мы выходим со двора, (ходьба на месте)
Ножки топают топ-топ.
Но перед дорогой – стоп! (остановились)
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам. ( правую руку в сторону и на пояс)
Ищем, ищем. Где же? Вот! (ищут)
Пешеходный переход!
На поребрик не заходим (указательным пальцем)
Нет здесь места пешеходам.
И три раза – раз, два, три,
Влево, вправо посмотри! ( смотрят влево, вправо)
Нет автомобилей вроде,
Быстрым шагом переходим
Быстрым шагом – не бегом, (шагают)
Строго под прямым углом!

Воспитатель: На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Воспитатель: Молодцы ребята, а  теперь давай расположимся в уютном сквере на скамеечке.( Дети садятся на скамеечки). Я достаю 3 задание.

Отгадайте, загадку:

Он не так себе, не просто.
Он начальник перекрестка.
Тут уж все машины разом
По его идут приказам.

Пешеход и шофер смотрят на ….(светофор).

Воспитатель: Назовите сигналы светофора?

Дети: Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Такие цвета выбраны неслучайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.

(Показывает три кружка: красного, желтого и зеленого цветов)

Воспитатель: Какого цвета аварийная машина? А пожарная машина? Только красного. Этот цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидели красный сигнал светофора, что надо сделать?

Дети: Остановиться. Не переходить дорогу. Пропустить автотранспорт.

Воспитатель: А почему желтый цвет? Желтый цвет предупреждает: будьте внимательны. Машины, которые работают прямо на дорогах – бульдозеры, краны, асфальтовые катки – обычно выкрашены в желтый цвет.

(Демонстрация иллюстраций с изображение машин.)

Что сделаете вы, видя желтый сигнал светофора?

Дети: Не спешить, обождать.

Воспитатель: Зеленый цвет – спокойный приятный. Это цвет листьев, травы. Что означает он?

Дети: Когда зажигается зеленый свет, спокойно можно переходить дорогу.

Воспитатель: 

Куда б ты ни ехал и куда б ни шел ты,

На светофор внимательно взгляни

Его сигналы: зеленый, красный, желтый.

Особого значения полны.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора.

А теперь, еще немного передохнем.

Физкультминутка «Светофор».

В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора!!! (Приседания).
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее пешеход.

Воспитатель: А сейчас давайте сделаем светофоры для Незнайки. Проходите к мольбертам парами.

Но для этого нужна краска. А какая?

Дети: Красная, желтая, зеленая

Воспитатель: Ой, а у меня прозрачная вода. Что же делать.

У меня в конверте осталось еще одно задание (вытаскиваю бумажку). Ой ребята, да здесь не задание, а волшебные слова.

(Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова:)

«Цветная водица»
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой.

Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной.

Ты, вода-водица,
Из простой и бледной
Стань, вода-водица,
Не простой, а желтой!

Воспитатель встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет

(Дети раскрашивают светофоры.

 Пока они работают, тихонько появляется Незнайка.)

Воспитатель: Ой, ребята, мы с вами все задания Волшебника Дорожных наук выполнили правильно, и он отпустил Незнайку.

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Вы меня выручили. Теперь я обязательно выучу правила дорожного движения. Я очень хочу научиться правильно вести себя на дороге, в транспорте и на улице.

Воспитатель: Конечно, выучишь. Мы с ребятами тебе приготовили светофоры. Ты можешь сам по ним учиться и научить друзей из Цветочного города

Незнайка: Как здорово. Побегу учиться.

(Дети дарят светофоры и Незнайка уходит).

Дети (хором):

Правила дорожные
Всем нужно твердо знать.
Будем их, ребята,
Почаще повторять!

Воспитатель:

Молодцы ребята, помогли Незнайке: отгадали загадки, вспомнили правила дорожного движения, знаете правила поведения пассажиров и пешеходов и  нарисовали светофоры.

Спасибо Вам, ребята, за помощь.

Заключение.

Главная задача педагогов – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Предложенное занятие – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников основных правил движения, и воспитания у них привычек  поведения умелых и осторожных пешеходов.

Мы убедились, что используя разные игровые приемы такая работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что мы смогли заинтересовать детей данной проблемой. Наше занятие  может быть использовано в других ДОУ, а также в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей,  а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы.

1. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

3. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

4. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.

5. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.  - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по правилам дорожного движения в средней группе «Лиса учит Правила дорожного движения»

Данный конспект НОД позволяет детям закрепить знания о правилах дорожного движения, безопасности на дороге....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе "Незнайка в городе".

Закрепление знаний о сигналах светофора, дорожных знаках и их классификации, правилах поведения на улицах города....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по правилам дорожного движения в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»

Цель: совершенствовать знания детей о правилах дорожного движенияЗадачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;закрепить зн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе "Путешествие с Незнайкой"

Конспект НОД может использоваться в качестве открытого просмотра для детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственно образовательная деятельность по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе на тему: «Мудрость дорожных знаков».

Задачи:Образовательные:Напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по переходу «Зебре», где висит знак «Пешеходный переход»;Закрепить значение некоторых дорожных знаков («Дети», «Телефон», П...

Авторская методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в рамках образовательных областей «Социализация» и «Безопасность» в старшей группе на тему: «Научим Нюшу правилам поведения на улицах Чере

Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...