Методы работы с неблагополучными семьями
методическая разработка по теме

Крошухина Ольга Анатольевна

При подготовке  консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я  составила  "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при взаимодействии с семьями воспитанников. Эта "шпаргалка" подсказывает,  какие основные действия должен предпринять педагог в той или иной ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы работы с неблагополучными семьями

Проблема:  Педагогическая безграмотность родителей

Действия ДОУ:  наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе с семьей. Проведение с родителями семинаров, консультаций, бесед на темы воспитания, просмотр специальных видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки и секции.

Проблема: жестокое обращение с ребёнком

Действия ДОУ: наблюдения воспитателей, психолога, координатора по работе с семьей, медперсонала.  Консультации психолога, координатора по работе с семьей, врача, юриста для родителей. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН.  Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Ходатайство о возбуждении  дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Проблема: семья алкоголиков(оба родителя).

Действия ДОУ:  наблюдения и консультации специалистов ДОУ.  Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.)  Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Обращение в специальные службы.  Ходатайство о возбуждении  дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Проблема: семья в состоянии развода или после развода.

Действия ДОУ:  наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, координатора по работе с семьей, воспитателей.  Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.  Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

Проблема: неполная семья

 Действия ДОУ:  привлечение полной семьи для общения и работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.  Привлечение неполной семьи к занятиям в детско-родительском клубе. Наблюдения и консультации психолога, координатора по работе с семьей, воспитателей.  Активная деятельность воспитателей  по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.  Проведение родительского просвещения (обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя).  Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию (в случае необходимости).

Проблема: отчуждённость родителей из-за занятости

Действия ДОУ:  сопровождение ребёнка координатором по работе с семьей, воспитателями.  Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.  Привлечение ребёнка к посещению круглосуточной группы (в случае необходимости, через специальные службы).  Привлечение родителей к занятиям по психологии. 

Проблема: полная семья, один из родителей пьёт.

Действия ДОУ:  наблюдения и консультация психолога.  Беседа психолога, координатора по работе с семьей, врача с непьющим родителем.  Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в занятиях со стороны воспитателей.  Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям  в детско-родительском клубе.  Работа воспитателя, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа психолога, координатора по работе с семьей с каждым из родителей по изменению отношений в семье.  При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) рекомендовать обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении программы ДОУ направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Проблема: неполная семья, родитель алкоголик.

Действия ДОУ: беседы воспитателя, координатора по работе с семьей, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Наблюдения и консультации психолога.  Вовлечение ребенка в кружки, секции.  Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.  Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.  

 Проблема: опекунские семьи (престарелые, употребляющие алкоголь, педагогически-несостоятельные).

 Действия ДОУ: Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Консультации психолога ОУ для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь воспитателей ребёнку в усвоении образовательной программы ДОУ.  Консультация психиатра (по рекомендации специалистов ДОУ).  Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом и т. д.)  Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра (по рекомендации ДОУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

план работы с неблагополучными семьями

перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...

Современные методы работы с неблагополучными семьями

Чаще всего неблагополучие встречается именно в неполных, семьях (семьях группы риска).  Семья “социального риска” - это семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в с...

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...