"Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ"
консультация по теме

Петренко Татьяна Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_kmo_petrenko_t.v.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

КМО на тему « Педагогические технологии в дошкольном образовании»

Доклад

на тему:

« Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»

                                      Подготовила: воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Улыбка» п. Ханымей                                          Петренко Татьяна Викторовна

                                                                  2013г.

Детский сад и школа – это место где ребенка учат жить в окружающем мире. Способствует этому новый дидактический метод- метод проектов.  Проектный метод в педагогике был разработан преимущественно к процессу обучения.                              Его суть - обучение через опыты реальной жизни,  направленных на результат. Ориентирован на групповую или самостоятельную деятельность детей .              Педагогический проект – это продуктивная деятельность.

        Проект должен вызвать у детей увлеченность, энтузиазм. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. 

Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов:                                                  

- Что я уже знаю об этом?                                                                                                     - Что хочу узнать?                                                                                                                    - Что надо для этого сделать?

        Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.

Интерес к содержанию проекта зависит:                                                                              

• от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;                                                                         • реализации его потребностей в активной деятельности;                                                           • степени самовыражения;                                                                                                            • увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

     Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность,  понимать , что это общее дело всего коллектива группы, учатся мыслить, рассуждать, доказывать, развивают личные качества такие как самостоятельность,  креативность,  инициативность, лидерство.

Позиции ребенка

Образовательный процесс

Индивидуальные темы работы над проектом

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний

                                                                                                                                               Педагог в проекте не носитель новых знаний, а организатор.

Классификация проектов:

  1. доминирующая работа в проекте: исследовательский, практико-ориентированный, творческий, игровой;
  2. предметно-содержательная область: монопроект или  межпредметный;
  3. характер контактов: общесадовый, одна группа;
  4. состав  участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный;
  5. по продолжительности: краткосрочный ( одна – две  недели), среднесрочный (месяц), долгосрочный (два и и более месяцев).

Уровни проектной деятельности:

  1. подражательно – исполнительный (3,5 – 5 лет) – первые попытки детей самостоятельно решать проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», « Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки;
  2. развивающий (5- 6 лет) - к концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата;
  1. творческий (6 – 7 лет) – активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Требования к проекту:

  1. наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;
  2. теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов;
  3. самостоятельная деятельность детей;
  4. структурирование содержательной части проекта;
  5. использование исследовательских методов.

Проектирование  – это предварительная разработка основных деталей  предстоящей деятельности педагога и детей.

Этапы подготовки проекта:

1.подготовительная работа 

-  анализ объекта проектирования, формулируется проблема по формуле:     недостаток знаний + субъект или объект + предмет;

-  выбор формы проектирования;

-  теоретическое обеспечение проектирования;

-  методическое обеспечение проектирования;

-  пространственно-временное обеспечение проектирования;

-  материально-техническое обеспечение проекта;

-  правовое ( проект не должен нарушать  действующего в сфере образования законодательства).

2.разработка проекта:

-  выбор темы;

-  установление связей и зависимости компонентов;

-  написание документа по общепринятому алгоритму.

3.проверка качества проекта:

-  мысленное экспериментирование проекта;

-  экспертная оценка;

-  корректировка ( по необходимости);

-  принятие решения о внедрении;

4.анализ проектной деятельности:

- защита проекта педагогом;

-  промежуточное и общее обсуждение полученных данных;

-  коллективное обсуждение результативности  проведенного  проекта;

-  внешняя оценка, вывод.

       Алгоритм проекта:

Введение.

  1. название проекта;
  2. проблема;
  3. цель;
  4. задачи;
  5. основные шаги по реализации проекта: определение проблемы проекта; постановка цели;  привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; сбор и изготовления наглядного и игрового материала;  включение в план  проекта занятий, наблюдений, игр, экспериментов, практических заданий и т.д.; домашние задания для совместной работы родителей и детей; продумать форму проведения презентации;
  6. ожидаемый результат проекта:

расширение и углубление знаний детей, их  систематизация ;

  1. вид проекта:  

по продолжительности,

по количеству  участников ,

по контингенту (возрасту) ,

по направленности – межпредметный или монопроект,

по характеру  деятельности .

  1. состав участников;
  2. основные направления проекта;
  3. межпредметные связи;

  1. Подготовительный этап.

Определение проблемы проекта; постановка цели;  привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; сбор и изготовления наглядного и игрового материала;  включение в план  проекта занятий, наблюдений, игр, экспериментов, практических заданий и т.д.; домашние задания для совместной работы родителей и детей; продумать форму проведения презентации.

  1. Основной этап реализации проекта.                                                                    Указывается вид деятельности, согласно образовательным областям, темы мероприятий и их методическая разработка в виде конспекта, пособия, итоговая работа по проекту.
  2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению проекта. Инструментарий выявления уровня знаний детей по теме проекта на констатирующем и контрольном этапах,  критерии оценки, таблица результатов мониторинга, итог.
  3. Отчет педагога по проведенному проекту в выбранной им форме.

Примером проектной деятельности с детьми дошкольного возраста прилагается презентация реализованного  мной проекта в области «Познание» направленного на расширение и углубление знаний детей об обитателях водной среды – рыбах   « Расскажите на  о себе, рыбки!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.

Сообщение воспитателя на педсовете. Теория использования метода образовательных проектов в практике работы ДОУ....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО...