«ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ К ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЮ»
материал на тему

Темнова Светлана Борисовна

Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей Ступинского муниципального района.

ТЕМА  РМО  «Индивидуальные и групповые формы работы по формированию исполнительских навыков и способностей к перевоплощению»

 

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ     К ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЮ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей Ступинского муниципального района.

ТЕМА  РМО  «Индивидуальные и групповые формы работы по формированию исполнительских навыков и способностей к перевоплощению»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ                                 К ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЮ»

     Игра для ребенка -  это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира. Театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

     Понятие театральная игра включает в себя общеразвивающие театральные игры, специальные театральные игры, а именно: игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий, а также упражнения и этюды.

Ощеразвивающие театральные игры.

     Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование у ребенка готовности к творчеству.  Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое  восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

     Решить все эти задачи помогают общеразвивающие театральные игры.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы  дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

Общеразвивающие театральные игры.

     «Запомни фотографию».

     Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласовывать действия.

     Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографирует.

     «Внимательные матрешки».

     Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.                                                                                                                                                   Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает определенным количеством матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три – замри!». Остаться стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффектно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

     «Дружные звери».

     Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

     Ход игры. Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

     «Вышивание».

     Цель. Формировать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действия, воображение.

    Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий – «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним – «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

      Все эти игры могут быть использованы как групповая форма работы с детьми. Следующие же далее игры можно использовать и как групповую, и как индивидуальную формы работы.

     «След в след».

     Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентирование в пространстве.                                                                                                                                                                          

      Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему идут, какие препятствия преодолевают.

     Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

     «Летает – не летает, растет – не растет».

     Цель. Развивать внимание, координацию.

     Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет – поднимают руки вверх, не растет – обхватывают себя руками.

     «Веселые обезьянки».

     Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

     Ход игры. Дети стоят врассыпную – это обезьянки.  Лицом к ним – ребенок  - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

     «Тень».

     Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

     Ход игры. Один ребенок – водящий ходит по залу, выполняя произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы достать с полки книгу, наклонился, чтобы завязать шнурок; повернулся, потому что услышал сзади  чей-то голос; и т.д.

Специальные театральные игры.

     Специальные театральные игры развивают главным образом воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье – в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. В этой связи интерес представляет статья известного педагога и режиссера А.А.Брянцева «Во имя детской души», где он писал: «Если хорошие профессиональные актеры должны играть так же просто, как дети, то детям отнюдь не следует наигрывать так, как это делают плохие актеры. Если при этом учесть абсолютную неграмотность рядового педагога в методике актерского мастерства, то можно себе представить, к чему могут привести такие любительские попытки детских спектаклей. Между тем правильные занятия драматизацией изучаемого материала должны и могут дать благие результаты».   Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо прежде всего опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения.

     В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

        Игры на превращения.

    « Превращение предмета».

     Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

     Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

     а) карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

     б)  маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

     в)   записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

     Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, костер и т.д.

    « Превращение комнаты».

    Цель. Та же.

  Ход игры. Дети распределяются на 2 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения угадывают во что именно превращена комната.

    « Превращение детей».

     Цель. Та же.

     Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, лягушек, змей, зверят и т.д.

     Педагог может сам превратиться в злую волшебницу или прекрасную фею и превращать детей по своему желанию.

     Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания,  надо иметь ввиду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.

      Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

      « Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!»

      Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

      Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат»,

С другой стороны – остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

     Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

     Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

     Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

     Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

     В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.л.

    « Король» (вариант народной игры).

     Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

     Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

     Работники. Здравствуй, король!

     Король. Здравствуйте!

     Работники. Нужны вам работники?

     Король. А что вы умеете делать?

     Работники. А ты отгадай!

     Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).

    « День рождения».

     Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

    Ход игры.  С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить. Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки-игрушки: мяч, куклу,  скакалку, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки»  могут быть самые разнообразные: коробка конфет или шоколад, шарфик или шапка, книжка или фломастеры и даже «живой» котенок.

      Детям можно предложить следующие действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвозди, нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, вдвоем нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.

     Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

     Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида»,»Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).

     Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем? Можно предложить этюды на основные эмоции: радость, страх, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх.  Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же  способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различное поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах  краски или пекущегося пирога. Дети самостоятельно или с помощью педагога (надо только дать импульс детской фантазии) придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Следующий этап – это сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная Шапочка у бабушки», «Дюймовочка – невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).

     Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм – драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить их творческое воображение и фантазию, помогать формировать исполнительские навыки детей и развивать их способности к перевоплощению.

      Мы рассмотрели театральную игру как форму работы по формированию исполнительских навыков и способностей к перевоплощению и пришли к следующему выводу: театральная игра может быть  групповой формой работы (когда задействовано несколько человек, когда дети делятся на команды или артистов и зрителей, т.е. когда необходима массовость), также театральная игра может быть индивидуальной формой работы (когда определенные действия может выполнять один ребенок). При правильной организации проведения театральных игр обе эти формы работы достаточно  эффективны. Их могут использовать как музыкальные руководители, так и воспитатели дошкольных учреждений.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".

Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...

"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".

Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...

Презентация на тему "Нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста"

В данной презентации показаны нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков, которую мы проводим в нашем МАДОУ...

Формирование исполнительских навыков при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

Цель:Развитие музыкальных способностей через игру на детских музыкальных инструментах.Задачи:Образовательные:-формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;-формировать умение правильно ...

«Обратная аппликация из пластилина как нетрадиционная форма работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином к...

"Формы работы по формированию математических способностей"

Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические зада...